ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
УКАЗ
от 15 марта 2011 года N 523
О внесении изменений в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2009 года N 1778 "О республиканской целевой программе "Электронная Якутия на период 2009-2011 годы"
В целях реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2011 года, утвержденной Президентом Российской Федерации от 13 февраля 2010 года N Пр-357, постановляю:
1. Внести следующие изменения в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2009 года N 1778 "О республиканской целевой программе "Электронная Якутия на период 2009-2011 годы":
1.1. Пункт 2 изложить в следующей редакции:
"Определить государственным заказчиком-координатором республиканской целевой программы "Электронная Якутия на период 2009-2011 годы" Министерство транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия)".
1.2. Изложить республиканскую целевую программу "Электронная Якутия на период 2009-2011 годы" согласно приложению к настоящему Указу.
2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
3. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).
Президент
Республики Саха (Якутия)
Е. БОРИСОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Указу Президента
Республики Саха (Якутия)
от 15 марта 2011 года N 523
Республиканская целевая программа "Электронная Якутия на период 2009-2011 годы"
ПАСПОРТ республиканской целевой программы "Электронная Якутия на период 2009-2011 годы" в новой редакции
Наименование Программы | Республиканская целевая программа "Электронная Якутия на период 2009-2011 годы" (далее по тексту - Программа) |
Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения | Закон Республики Саха (Якутия) от 17 июня 2009 года 709-З N 289- IV "О республиканских целевых программах"; |
Государственный заказчик - координатор Программы | Министерство транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия) |
Государственный заказчик подпрограммы "Развитие производственной базы республиканского телевидения и радиовещания" | Департамент по делам печати и телерадиовещания Республики Саха (Якутия) |
Основные разработчики Программы | Министерство транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия), |
Цель и задачи Программы | Цель Программы: повышение качества жизни населения за счет улучшения доступа к информации о деятельности органов государственной власти, в том числе за счет предоставления государственных услуг в электронном виде. |
Сроки и этапы реализации Программы | 2009-2011 годы |
Перечень подпрограмм и основных мероприятий | Подпрограмма 1. Развитие информационных технологий |
Объем и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования Программы на период 2009-2011 годы составляет 3 458,797 млн рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Количество государственных услуг, оказываемых республиканскими органами исполнительной власти, по которым обеспечена возможность для заявителей предоставлять необходимые документы в электронном виде - 27 единиц; |
Перечень индикаторов эффективности мероприятий Программы | Индикаторы первого уровня: |
Система организации контроля за исполнением Программы | В соответствии с требованиями постановления Правительства Республики Саха (Якутия) |
Введение
Связь и информационные технологии в условиях Севера имеют особо важное значение. Наличие экстремальных климатических условий, обширная территория, разбросанность поселений предопределяют особую роль инфокоммуникационных технологий в жизнеобеспечении республики. Решение задач технологического прорыва республики, интеллектуального развития населения невозможно представить без проникновения Республики Саха (Якутия) в информационное поле всего цивилизованного мира.
Экономическая стратегия Правительства Республики Саха (Якутия), намеченная в основных направлениях социально-экономического развития республики на долгосрочную перспективу, определяет развитие информационных технологий и связи как одну из приоритетных задач государственной политики и рассматривает ее как важнейший фактор экономического развития, повышения культурно-образовательного уровня населения республики.
Данная Программа содержит перечень, характеристики и механизм реализации мероприятий по развитию информационно-коммуникационной инфраструктуры отраслей электросвязи, телевидения, радиовещания, подвижной связи, необходимые для их устойчивой и эффективной работы, и направлена на обеспечение доступа широких слоев населения к информационным ресурсам, создание условий для ускоренного развития информационного общества в республике.
Исходными установками для разработки Программы являются Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная решением Президента Российской Федерации от 07 февраля 2008 года N Пр-212, решение заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества от 13 февраля 2010 года N Пр-357, Системный проект формирования в Российской Федерации инфраструктуры электронного правительства Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года N 1993 "О сводном перечне первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в электронном виде", постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 8 октября 2009 года N 415 "Об утверждении Порядка разработки и реализации республиканских целевых программ и Порядка проведения оценки эффективности республиканских целевых программ".
1. Современное состояние и уровень развития информационных технологий и телекоммуникаций республики, содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
1.1. Информационные технологии
Развитие информатизации в Российской Федерации и Республике Саха (Якутия) после утверждения первой редакции республиканской целевой программы информатизации и ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 годы)" в 2001 году прошло несколько этапов от автоматизации процессов государственного управления, внедрения цифровых технологий связи, информатизации и телевидения, предоставления новых видов услуг связи населению и бизнесу (исполнению функций) до решения задач создания информационного общества.
В нормативном правовом обеспечении регулирования поэтапного перехода к электронному правительству региона приняты решения, касающиеся не только уточнения состава мероприятий в рамках ранее принятых ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 годы)", ГЦП "Электронная Якутия на период 2007-2011 годы", такие как:
Федеральный закон от 27 августа 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года N 1993-р, утвердившее перечень приоритетных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами власти регионов, органами МСУ, подведомственными учреждениями, а также этапы перехода к предоставлению услуг в электронном виде.
Распоряжением заместителя Председателя Правительства Российской Федерации С.С. Собянина от 14 февраля 2009 года N 604-п П-16 утвержден План мероприятий по реализации концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года.
Данный план имеет комплексный характер и затрагивает практически все важные аспекты и направления формирования электронного правительства, и хотя предназначен для федеральных органов власти, он касается и региональных органов власти. Таким образом, значительная часть мероприятий, планируемых к реализации в 2009 - 2011 годах, предполагает выполнение соответствующих мероприятий и в Республике Саха (Якутия).
План утверждает решение таких стратегических задач, как "Развитие сайтов государственных органов власти в сети Интернет", "Создание инфраструктуры общественного доступа к информации о деятельности государственных органов и к государственным услугам, предоставляемым в электронном виде", "Создание единой системы информационно-справочной поддержки взаимодействия граждан с государственными органами", "Предоставление государственных услуг на основе многофункциональных центров и с использованием сети Интернет", "Внедрение информационных систем планирования и мониторинга деятельности государственных органов" и другие.
Ещё более масштабные задачи поставлены в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 года N Пр-212.
В послании к Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации от 12 ноября 2009 года определил задачи по модернизации и технологическому обновлению всей производственной сферы в условиях выхода страны из экономического кризиса.
В числе приоритетов модернизации экономики и выхода России на новый технологический уровень, для обеспечения лидерских позиций в мире указано форсированное развитие информационно-коммуникационных технологий, в том числе:
развитие космических и телекоммуникационных систем, в том числе, системы ГЛОНАСС. Они должны быть направлены на массовое использование навигационного оборудования на транспорте, на обеспечение безопасности транспорта и технически сложных объектов, координации работы служб, которые отвечают за предотвращение аварий и чрезвычайных ситуаций, за ликвидацию последствий природных и техногенных катастроф, для предоставления цифровой картографической информации высокой точности;
обеспечение широкополосного доступа к сети Интернет во всех населенных пунктах до 2014 года. В городах, посёлках и сёлах, где нет современных киноконцертных залов, крупных библиотек, театральных и выставочных центров, поручено продвигать информационные технологии, как основы доступа к национальным ценностям в сфере культуры. Продвижение широкополосного доступа к сети Интернет в российские регионы, особенно в нашей республике, должно открыть новые перспективы населению для получения всесторонней информации о событиях в стране и мире. Специально указано, что для жителей Сибири и Дальнего Востока цены на телекоммуникационные услуги должны быть снижены;
предоставление государственных услуг, в том числе в электронном виде. К 2011 году в электронной форме должно предоставляться не менее 60 ключевых государственных услуг. Приоритет должен отдаваться тем услугам, в которых заинтересовано большинство населения нашей страны, прежде всего для связи с единой службой спасения и помощи при чрезвычайных ситуациях;
переход на цифровое телевидение и радиовещание, расширение услуг мобильной связи.
Перечень мероприятий целевой программы сформирован, исходя из соответствующих планов федеральных органов власти в развитии информационного общества в регионах, положений и требований нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), поручений Президента Российской Федерации и Президента Республики Саха (Якутия) в сфере информатизации, для развития республиканской инфраструктуры электронного правительства. Важнейшее место в Программе занимают мероприятия, утвержденные постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 14 сентября 2010 года N 409 "Об утверждении Плана мероприятий по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в Республике Саха (Якутия) на период 2010-2012 годы", разработанного во исполнение п. 3 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации от 26 декабря 2009 года ПР-3492.
1.2. Производственная база республиканского телевидения и радиовещания
Указами Президента Республики Саха (Якутия) от 21 декабря 2001 года N 1648 "Об открытии республиканского канала телевизионного вещания", от 15 сентября 2002 года N 489 "О создании технологической базы республиканского телевидения и радиовещания", от 9 декабря 2002 года N 614 "Вопросы государственного учреждения "Национальная вещательная компания "Саха", от 17 февраля 2003 года N 812 "О единой системе государственного телевидения и радиовещания Республики Саха (Якутия)" и от 16 декабря 2005 года N 2441 "О создании республиканского канала радиовещания" перед Единой системой государственного телевидения и радиовещания Республики Саха (Якутия) были поставлены основные задачи:
1. Создание республиканского телеканала с увеличением объема вещания до 6 часов и обеспечения 100%-го охвата населения по спутниковой системе "Якутия".
2. Создание республиканского радиоканала с увеличением объема вещания до 10 часов и обеспечения 100%-го охвата населения по спутниковой системе "Якутия".
Основной распространитель программ государственного телерадиовещания ГУП "ТЦТР" путем ввода новых приемо-передающих станций по спутниковой распределительной системе "Якутия" и перевода на цифровые форматы аналоговых приемо-передающих устройств (передатчиков) улучшил качество уверенного приема и увеличил охват вещания республиканским телеканалом в июле 2004 года до 99,6% населения. На данном этапе ведется работа по увеличению охвата населения республики эфирным радиовещанием на УКВ-ЧМ диапазоне (FM).
В свою очередь производитель программ - ГУ НВК "Саха" с марта 2003 года во исполнение утвержденной Концепции вещания увеличило объем телевизионного вещания до 6 часов ежедневно. По состоянию на 01 июля 2006 года ГУ НВК "Саха" выдает в эфир по республиканскому телеканалу 2190 часов, из них собственного производства - 70%, по радиовещанию - 5840 часов, из них собственное производство - 75%. В настоящее время согласно лицензии на вещание на 40 ТВК в г. Якутске открыт 18 часовой государственный телеканал. ГУ НВК "Саха" на радиовещании с 01 февраля 2006 года увеличило объем собственного вещания с 6 часов до 10 часов в сутки.
В перспективе планируется увеличение прямых трансляций с различных мероприятий, в том числе со спортивных соревнований. Предусматривается дальнейшая модернизация телевизионного и радиооборудования НВК "Саха" в целях улучшение качества обработки и передачи информации.
1.2.1. Состояние технологического оборудования телевизионного вещания
Значительная часть технологического оборудования, эксплуатируемого в настоящее время в ГУ НВК "Саха", физически и морально устарела. Производство запасных частей к данному оборудованию прекращено. Приходится учитывать, что предприятия, занимающиеся передачей сигналов телерадиовещания и распространением как внутри республики, так и за ее пределами, по своим возможностям и развитию шагнули далеко вперед, предлагая все новые и новые возможности и услуги, реализация которых невозможна при существующей технологической базе ГУ НВК "Саха".
Реализация ряда мероприятий Программы "Развитие технологической базы единой системы государственного телевидения и радиовещания Республики Саха (Якутия) на 2003-2006 годы" позволила обеспечить модернизацию части телевизионного оборудования. Вместе с тем, основные мероприятия Программы остались незавершенными из-за недостаточного финансирования.
Производство и выпуск телевизионных программ ГУ НВК "Саха" включает в себя работу на нескольких производственных участках:
Аппаратно-студийный комплекс (АСК). АСК включает в себя студийный павильон и техническую аппаратную, в котором ведется запись и (или) организуется прямой эфир со студии. В состав АСК входят студийный блок информационного центра телепрограмм, осуществляются перегоны в различные телекомпании или непосредственно в ГУ НВК "Саха" с филиалов. В состав комплекса также входит телекинопроекционная аппаратная, имеющая в своем составе два кинопроектора "советского" производства для показа киноматериалов формата 38 мм, три проектора - 16 мм, слайд-проектор, стол оптической коммутации, две видеокамеры КТ-132 с камерными каналами БКК-1014. Телекинопроекционная аппаратная работает в основном для перевода на видео формат фондовых видеоматериалов и архивных фильмов;
Передвижные средства телевидения (ПТС). На ПТС производится внестудийная запись - на отдельных тележурналистских комплектах (ТЖК) и на передвижной телевизионной станции (ПТВС). Тележурналистский комплект занимает особое место в работе телевидения. На видеокамерах ТЖК записываются все информационно-политические события и внестудийные авторские передачи;
Аппаратные видеомонтажа (АВМ), в которых производится последующий видеомонтаж отснятого видеоматериала (записи произведенной в студии или внестудийной записи). АВМ делятся на нелинейные (с использованием компьютерных технологий) и линейные аппаратные.
1.2.2. Состояние технологического оборудования радиовещания
Технологическая база радиовещания и звукозаписи (РВ и ЗЗ) состоит из коммутационно - распределительной центральной аппаратной (КРА), вещательной аппаратной N 2 с дикторской студией (ВА), звукозаписывающей аппаратной N 1 для записи музыкальных произведений со студийным павильоном, двух аппаратно-студийных блоков N N 5 и 7 для монтажа. В центральную аппаратную заведены специальные линии связи с Управлением ГО и ЧС Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) для оповещения населения в случае чрезвычайных ситуаций, для проведения федеральных мероприятий.
Существующая технологическая база радиовещания, часть которой необходимо заменить в связи с большим износом, была рассчитана на 2,5 часа в сутки. Имеющееся оборудование всех аппаратных (пульты, стационарные магнитофоны, контрольные агрегаты и т.д.) было установлено в 1982 году, срок эксплуатации истек в 2000 году. Производство запасных частей прекращено.
В настоящее время в цехе РВ и ЗЗ все аппаратные записи и вещания оснащены компьютерными станциями, что намного облегчило работу режиссеров монтажа. В 10 редакциях установлены рабочие монтажные компьютеры. Вместе с тем ощущается нехватка компьютеров, т.к. на 1 рабочем месте работает 3-4 редактора, что усложняет и мешает (нехватка памяти в компьютере, постоянная занятость). Из 17 работающих компьютерных станций на базе персонального компьютера 8 станций требуют замены и укомплектования интерфейсами для подключения внешних устройств (телефонного гибрида, мини-диск рекордера и т.д.). 15 редакторов радиовещания используют мини-дисковые рекордеры, которые отличаются легкостью, надежностью, хорошими техническими характеристиками и обеспечивают качественную и оперативную звукозапись.