ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 декабря 2005 года N 469-П
Об отраслевой целевой программе "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области на 2006 год"
(Утратил силу:
постановление Правительства Астраханской области от 16.08.2007 N 351-П НГР:RU30000200700628)
(Изменения и дополнения:
постановление Правительства Астраханской области от 28.12.2006 г. N 446-П НГР:RU30000200600873;
постановление Правительства Астраханской области от 12.10.2006 N 357-П НГР:RU30000200600621;
постановление Правительства Астраханской области от 03.08.2006 N 269-П НГР:RU30000200600417)
В целях гарантированного обеспечения прав граждан Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области, на охрану здоровья и медицинскую помощь, для повышения экономической устойчивости и эффективности деятельности учреждений здравоохранения и медицинской науки и в соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 09.09.2005 N325-П "О концепции отраслевой целевой программы "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области на 2006-2010 годы" (НГР:RU30000200500445)
Правительство Астраханской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую отраслевую целевую программу "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области на 2006 год" (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком Программы министерство здравоохранения Астраханской области.
3. Министерству здравоохранения Астраханской области (Чалов В.В.) подготовить проект постановления Губернатора Астраханской области о признании утратившими силу:
- постановлений Главы Администрации Астраханской области от 07.08.2002 N383 "Об областной целевой программе "Совершенствование методов диагностики, лечения и профилактики заболеваний, передаваемых половым путем" на 2003-2005 годы" и от 21.10.2002 N501 "Об утверждении областной целевой программы "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Астраханской области на 2003-2006 годы" (НГР:RU30000200200389);
- постановлений Губернатора Астраханской области от 26.02.2003 N92 "Об областной целевой программе "Вакцинопрофилактика на 2003-2006 годы" и от 06.06.2003 N254 "Об областной целевой программе "Развитие службы крови и донорства в Астраханской области на 2004-2006 годы" (НГР:RU30000200300218).
4. Министерству экономического развития Астраханской области (Щербаков В.Р.) и министерству финансов Астраханской области (Миронов С.К.) в течение всего периода реализации Программы при формировании бюджета Астраханской области включать ее в перечень целевых программ и осуществлять финансирование в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в областном бюджете.
5. Признать утратившими силу постановления Администрации Астраханской области:
- от 17.10.2003 N1/2 "Об областной целевой программе "Анти-ВИЧ/СПИД" на 2004-2006 годы" (НГР:RU30000200300435);
- от 21.11.2003 N4/19 "Об областной целевой программе "Развитие спортивной медицины и лечебной физкультуры в Астраханской области на 2004-2006 годы" (НГР:RU30000200300470);
- от 12.01.2004 N2/5 "О внесении изменений в постановление Администрации Астраханской области от 17.10.2003 N1/2" (НГР:RU30000200400022).
6. Агентству по печати и информационным коммуникациям Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
7. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
И.о. Губернатора
Астраханской области
К.А. Маркелов
постановлением
Правительства
Астраханской области
от 28.12.2005 N 469-П
Отраслевая целевая программа "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области на 2006 год"
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ | ||
Наименование Программы | - отраслевая целевая программа "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области на 2006 год" (далее - Программа) | |
для разработки Программы | - "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", утвержденные Верховным Советом Российской Федерации от 22.07.93 N5487-1, концепция отраслевой целевой программы "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области на 2006-2010 годы", утвержденная постановлением Правительства Астраханской области от 09.09.2005 N325-П | |
Государственный заказчик Программы | - министерство здравоохранения Астраханской области | |
разработчики Программы | областное государственное учреждение "Медицинский информационно-аналитический центр" | |
мероприятий Программы | Астраханская государственная медицинская академия | |
Программы | ||
Пожарная безопасность объектов здравоохранения: | ||
реализации Программы | - 2006 год | |
Программы | внебюджетные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации, - 3452,0 тыс.руб. | |
результаты реализации Программы | Пожарная безопасность объектов здравоохранения: | |
исполнением Программы | Показатели выполнения Программы ежегодно контролируются и уточняются на основе оценки промежуточных результатов ее выполнения и эффективности использования финансовых средств |
Отраслевая целевая программа "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области на 2006 год" разработана в соответствии с концепцией отраслевой целевой программы "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области на 2006-2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 09.09.2005 N325-П, "Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", утвержденными Верховным Советом Российской Федерации от 22.07.93 N5487-1.
Основной задачей Программы является формирование комплексной системы мероприятий, направленных на повышение эффективности работы системы здравоохранения и улучшение на этой основе доступности и качества оказания медицинской помощи населению Астраханской области.
Накопленный опыт решения вопросов по улучшению качества оказания медицинской помощи населению в рамках областных целевых программ, результаты анализа реализации программных мероприятий, наличие социально-экономических проблем в Астраханской области подтверждают целесообразность и необходимость продолжения этой работы.
Охрана здоровья граждан при сохраняющихся негативных демографических тенденциях в Российской Федерации в последние годы стала одним из основных направлений деятельности органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения, критерием эффективности социальной политики государства.
В Астраханской области регистрируется высокая смертность населения, ее уровень в 2003 году составил 15,5 на 1000 населения против 14,4 в 2001 году. Естественный прирост населения в Астраханской области в 2003 году остался отрицательным и составил 3,4 (по Российской Федерации -6,2).
В настоящее время основным направлением в совершенствовании оказания медицинской помощи населению является усиление первичного звена здравоохранения с развитием общей врачебной практики и одновременным проведением реорганизации стационарной помощи, перераспределением части объёмов медицинской помощи из стационарного сектора в амбулаторный, развёртыванием в амбулаторно-поликлинических учреждениях дневных стационаров и стационаров на дому.
Кроме того, в связи с большей доступностью для населения врача общей практики и повышением уровня его компетентности и ответственности за здоровье прикреплённого населения предполагается уменьшение числа вызовов скорой медицинской помощи - наиболее ресурсоёмкой по сравнению с другими видами помощи. Скорая медицинская помощь используется часто нерационально и выполняет функции, которые мог бы взять на себя врач общей практики. Частота направлений амбулаторных больных на консультации к узким специалистам достигла 40-50%. Затруднена преемственность в наблюдении за пациентом по возрастному и половому признакам при наличии хронических заболеваний. Престиж участкового врача среди населения и медицинской общественности, его конкурентоспособность в условиях страховой медицины оказались низкими.
Необходимость реформирования системы организации амбулаторно-поликлинической помощи стала очевидна. Базовым звеном в системе первичной медико-санитарной помощи населению, основанной на семейном принципе, является врач общей практики.
Высокая профессиональная подготовка врача общей практики позволит обеспечить постоянный контроль состояния здоровья пациентов и членов его семьи, быть координатором лечебно-профилактической работы на своём участке и нести ответственность за объём и качество оказываемой помощи независимо от пола и возраста.
В настоящее время в Астраханской области работают 22 участковых врача, прошедших подготовку как врач общей практики.
Реальная реформа первичного звена здравоохранения в Астраханской области предусматривает автоматическое вовлечение в реформирование практически всех служб здравоохранения. Без развития и усиления службы первичного звена здравоохранения на первом этапе дальнейшая реструктуризация медицинской помощи не представляется возможной.
В настоящее время в Астраханской области сложилась напряженная эпидемиологическая ситуация, связанная с ростом числа заболеваний социального характера (туберкулез, сахарный диабет, онкологические, инфекционные, венерические заболевания, гемофилия). Проблема борьбы с заболеваниями социального характера требует комплексного подхода к ее решению, который возможен только на государственном уровне путем целенаправленных скоординированных действий органов государственной власти Астраханской области, ведомственных служб государственной системы здравоохранения, органов местного самоуправления, научных, общественных организаций.
Проблема борьбы с инфекциями, управляемыми средствами специфической и неспецифической профилактики, является одной из важных проблем.
Для поддержания высокого уровня иммунизации против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита, кори, паротита, туберкулеза, краснухи, гепатита В, гриппа в соответствии с национальным календарем прививок ежегодно в Астраханскую область поставляется 700-800 тыс. доз вакцин за счет средств федерального бюджета, что соответствует потребности учреждений здравоохранения Астраханской области.
Вместе с тем эпидемическая ситуация по инфекциям, управляемым средствами специфической профилактики, остается напряженной. Заболеваемость дифтерией регистрируется в единичных случаях (9-10 случаев в год), однако показатель заболеваемости на 100 тыс. населения остается высоким и превышает среднероссийский в 1,6 - 1,7 раза.
Эпидемиологическая ситуация по эпидемическому паротиту характеризуется нестабильностью. Болеют в основном школьники, не имеющие ревакцинации против эпидемического паротита.
Дополнительная иммунизация школьников и учащихся средних учебных заведений, привитых однократно, в Астраханской области не проводилась в связи с отсутствием финансовых средств для закупки паротитной вакцины.
Заболеваемость вирусным гепатитом В превышает среднероссийский уровень, однако иммунизация подлежащих ей контингентов проводится не в полном объеме. С 1999 года начата иммунизация только новорожденных, не проводится в полном объеме иммунизация взрослого населения, относящегося к группам риска.
Отмечается активизация очагов бешенства среди домашних и диких животных. Ежегодно за антирабической помощью обращается около 5 тыс. пострадавших, из них прививкам подлежат 2,5-3 тыс. человек. Увеличивается число пострадавших от животных, у которых бешенство подтверждено лабораторно. Антирабическая помощь в данных случаях включает применение специфического иммуноглобулина, который приобретается в недостаточном количестве.
На фоне дестабилизации социально-экономических условий в последние годы произошла активизация и расширение ареала природного очага Крымской гемморрагической лихорадки (КГЛ). За два последних года уровень заболеваемости населения области КГЛ возрос в 9,5 раза. Ежегодно увеличивается количество лиц, обращающихся в лечебно-профилактические учреждения в связи с укусами клещей. Для сдерживания негативных тенденций по недопущению чрезвычайной ситуации биолого-социального характера вследствие возможности возникновения эпидемии КГЛ необходимо проведение комплекса профилактических мероприятий, в том числе и экстренной профилактики, которая позволит снизить риск возникновения тяжелых форм болезни, развитие геморрагического синдрома, летальных исходов.
В Астраханской области ежегодно регистрируется от 163 до 193 тыс. случаев заболевания гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями, что составляет от 85% до 89% от всей инфекционной заболеваемости. Не улучшается положение по проведению профилактических прививок ввиду недостаточного финансирования. Удельный вес лиц, привитых против гриппа, не превышает 8% (при общероссийском показателе 10-12%). В условиях ожидаемой пандемии, обусловленной высокопатогенным вирусом гриппа, с целью поддержания стабильной эпидемиологической обстановки и осуществления в полном объеме регламентированного комплекса профилактических мероприятий назрела необходимость проведения и химиопрофилактики, в том числе экстренной, среди контактных лиц в очагах гриппа.
Серьезной проблемой в Астраханской области остается поддержание условий, обеспечивающих сохранность исходного качества иммунобиологических препаратов. Лечебно-профилактические учреждения обеспечены холодильным оборудованием в полном объеме, однако в связи с длительным сроком службы значительная часть его требует замены. Обеспеченность термоконтейнерами недостаточна.
Требует совершенствования система целенаправленного информирования населения о мерах профилактики инфекций, управляемых средствами специфической профилактики.
В Астраханской области не создана единая компьютерная сеть, обеспечивающая передачу и сбор информации о проведенной вакцинации детей, подростков и взрослого населения против инфекций, управляемых средствами специфической профилактики.
Развитие и совершенствование лечебно-профилактической и санитарно- противоэпидемической помощи населению при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, аварий, эпидемиологического неблагополучия приобретает всё большее значение в условиях концентрации на территории Астраханской области большого количества опасных химических производств и технологий, эпидемичности территории по особо опасным инфекциям. Кроме того, сохраняется угроза возникновения наводнений, при которых затапливается более 65,5% территории области, где проживающие 314 тыс. человек могут оказаться без крова, питьевой воды и продуктов питания, подвергнуться воздействию неблагоприятных метеорологических факторов, что будет способствовать массовому возникновению инфекционных и неинфекционных заболеваний.
Расположение лечебно-профилактических учреждений в зонах возможного возникновения аварий и катастроф усложняет возможность оказания оперативной медицинской помощи и лечения заболевших и пострадавших без привлечения дополнительных сил и средств, без заблаговременно созданных подвижных медицинских формирований.
Развитие эпидемии ВИЧ-инфекции в Астраханской области вступило в новую стадию, когда вирус иммунодефицита, попав в среду потребителей психоактивных веществ, начал интенсивно распространяться.
Следствием распространения ВИЧ-инфекции является не только урон, наносимый здоровью граждан, но и значительные экономические потери, связанные с лечением больных, утратой ими трудоспособности, воспитанием сирот умерших от СПИДа родителей.
Вместе с тем в Астраханской области в деятельности органов, учреждений и организаций системы здравоохранения, образования, управления внутренних дел имеют место существенные недостатки и упущения. Не создана единая система целенаправленного информирования о доступных мерах профилактики ВИЧ- инфекции. Не в полном объеме проводится индивидуальная профилактическая работа с лицами из групп повышенного риска инфицирования ВИЧ, а также пред- и послетестовое консультирование при проведении обследования на ВИЧ подлежащих ему контингентов, в том числе и при добровольном (анонимном) обследовании. Отсутствует активное выявление лиц, использующих внутривенные наркотические средства в немедицинских целях. На низком уровне проводится работа по борьбе с распространением наркотиков и оказанием сексуальных услуг. Практически не осуществляется профилактика ВИЧ-инфекции и наркомании среди лиц, находящихся в местах лишения свободы, и в первую очередь среди потребителей наркотиков и лиц нетрадиционной половой ориентации.
Распространению ВИЧ-инфекции в немалой степени способствует пропаганда в средствах массовой информации и на телевидении сексуальной свободы.