Недействующий

ГУБЕРНАТОР АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 февраля 2003 года N 92

Об областной целевой программе "Вакцинопрофилактика на 2003-2006 годы"

(Утратило силу:

постановление Губернатора Астраханской области от 03.07.2006 N 289 НГР:RU30000200600344)

В целях комплексного решения проблем, связанных с массовой вакцинацией населения, и обеспечения эпидемиологического благополучия по инфекциям, управляемым средствами специфической профилактики, руководствуясь Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 N 5487-1 (в редакции от 02.12.2000 N 139-ФЗ) (НГР:RU0000R199303476), федеральными законами от 17.09.98 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (НГР:RU0000R199804443) и от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (НГР:RU0000R199901451),

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Вакцинопрофилактика на 2003-2006 годы" (далее - Программа).

2. Определить департамент здравоохранения Администрации области государственным заказчиком и координатором Программы, комитет по фармацевтической деятельности Администрации области - заказчиком по отдельным ее пунктам.

3. Комитету экономического развития и торговли Администрации области (Максимова) в течение всего периода реализации Программы при формировании бюджета включать ее в перечень областных целевых программ.

4. Разрешить департаменту здравоохранения (Гаврилов), комитету по фармацевтической деятельности (Умерова) Администрации области производить расходы на финансирование Программы в пределах бюджетных ассигнований текущего года за счет средств, предусмотренных в областном бюджете по отрасли "Здравоохранение".

5. Рекомендовать органам местного самоуправления городов и районов области с участием территориальных органов здравоохранения и госсанэпидслужбы разработать местные программы "Вакцинопрофилактика",

внести коррективы в существующие программы, предусмотрев в них финансирование отдельных программных мероприятий за счет средств муниципального бюджета и внебюджетных источников.

6. Постановление вступает в силу со дня подписания.

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Главы Администрации области Жилкина А.А..

Губернатор области

А.П. Гужвин

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Губернатора области

от 26.02.2003 N 92

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Вакцинопрофилактика на 2003-2006 годы" г. Астрахань Паспорт областной целевой программы "Вакцинопрофилактика на 2003-2006 годы"


Наименование Программы

"Вакцинопрофилактика на 2003-2006 годы"

Основание для разработки Программы

- постановление Правительства Российской Федерации от 13.11.2001 N 790 "О федеральной целевой программе "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002 - 2006 годы)"

Государственные заказчики Программы

- комитет по фармацевтической деятельности Администрации Астраханской области - по отдельным ее пунктам

Основные разработчики Программы

- ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Астраханской области"

Цели Программы

- снижение уровня заболеваемости и смертности среди населения от инфекционных заболеваний, управляемых средствами специфической профилактики, а по ряду нозологических форм - их ликвидация (полиомиелит, врожденная краснуха)

Сроки и этапы реализации Программы

- снижение до единичных случаев заболеваемости корью, дифтерией, столбняком, снижение заболеваемости коклюшем до уровня не более 10 на 100 тыс. населения, эпидемическим паротитом - до 25 на 100 тыс. населения, вирусным гепатитом В - в 2 раза

Перечень основных мероприятий Программы

- подготовка кадров по вопросам вакцинопрофилактики

Основные исполнители Программы

- областной центр медицинской профилактики

Объемы и источники финансирования Программы

- областной бюджет 11,73 млн. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- снижение инфекционной заболеваемости, а по ряду инфекций - их ликвидация, что, в свою очередь, приведет к снижению прямых и косвенных экономических потерь, улучшению состояния здоровья населения области

Контроль за реализацией Программы

- департамент здравоохранения Администрации Астраханской области

Проблема борьбы с инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики, является в области приоритетной. В результате реализации организационных, профилактических и медицинских мероприятий в рамках Программы достигнуты определенные успехи: более 25 лет не регистрируются случаи полиомиелита и столбняка среди детского населения, с 1997 года в области не отмечаются летальные исходы от дифтерии, в 2000 - 2001 годах не регистрировались случаи кори. Увеличился уровень охвата профилактическими прививками детей с 78,8-92,4% в 1996 году до 96,2-99,2% в 2001 году.

Для поддержания высокого уровня иммунизации против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита, кори, паротита, туберкулеза, краснухи, гепатита В, гриппа в соответствии с национальным календарем прививок ежегодно в область поставляется 700 - 800 тыс. доз вакцин за счет средств федерального бюджета, что соответствует потребности учреждений здравоохранения области.

Вместе с тем, эпидемическая ситуация по инфекциям, управляемым средствами специфической профилактики, остается напряженной. Заболеваемость дифтерией регистрируется в единичных случаях (9 - 10 случаев в год), однако показатель заболеваемости на 100 тыс. населения остается высоким и превышает среднефедеративный в 1,6 - 1,7 раза.

Эпидемиологическая ситуация по эпидемическому паротиту характеризуется нестабильностью. Если в 1996-1997 годах областной показатель был в 6-7 раз ниже республиканского и составлял 7,4-7,5 на 100 тыс. населения, то с 1998 года в области начался подъем заболеваемости. В 2001 году заболеваемость эпидемическим паротитом приняла эпидемический характер, заболели 2970 человек, показатель на 100 тыс. населения составил 293,3, что в 21 раз выше общероссийского уровня. Болеют в основном школьники, не имеющие ревакцинации против эпидемического паротита.

Дополнительная иммунизация школьников и учащихся средних учебных заведений, привитых однократно, в области не проводилась в связи с отсутствием финансовых средств для закупки паротитной вакцины. Данная работа начала проводиться с марта 2001 года, когда за счет средств областного бюджета было закуплено 37,5 тыс. доз паротитной вакцины.

Заболеваемость вирусным гепатитом В в области превышает республиканский уровень, однако иммунизация подлежащих контингентов проводится не в полном объеме. С 1999 года начата иммунизация только новорожденных, не проводится иммунизация взрослого населения, относящегося к группам риска.

В области сохраняется напряженная эпидемиологическая обстановка по особо опасным природно-очаговым заболеваниям. В 2001 году на территории области (Красноярский, Лиманский районы) было выделено 14 культур чумного микроба от грызунов и их эктопаразитов. Зона эпизоотии охватила 60 тыс.га. Отмечается активизация очагов бешенства среди домашних и диких животных. Ежегодно за антирабической помощью обращается около 5 тыс. пострадавших, из них прививкам подлежат 2,5-3 тыс. человек. Увеличивается число пострадавших от животных, у которых бешенство подтверждено лабораторно. Антирабическая помощь в данных случаях включает применение специфического иммуноглобулина, который приобретается в недостаточном количестве. В 2001 году из 170 подлежащих вакцинации иммуноглобулин введен только 3.

Территория области является природным очагом туляремии. Прививки против туляремии не проводятся в течение 3 лет из-за отсутствия вакцины, не проводится проверка напряженности иммунитета к туляремии среди населения.

В 9 районах области насчитывается 53 почвенных очага сибирской язвы. В число противоэпидемических мероприятий при сибирской язве входит иммунизация контингентов, подвергающихся риску заражения. В связи с недостаточным финансированием, за последние 3 года число прививок сократилось в 1,6 раза.

Серьезной проблемой в области остается поддержание условий, обеспечивающих сохранность исходного качества иммунобиологических препаратов. Лечебно - профилактические учреждения обеспечены холодильным оборудованием в полном объеме, однако в связи с длительным сроком службы, значительная часть его требует замены. Обеспеченность термоконтейнерами недостаточна - 60% от требуемого количества, вследствие чего до настоящего времени имеет место использование биксов, термосов со льдом при транспортировке вакцин на 4 этапе "холодовой цепи".

Требует совершенствования система целенаправленного информирования населения о мерах профилактики инфекций, управляемых средствами специфической профилактики. В 2001 году отказались от проведения профилактических прививок 4526 человек.

В области не создана единая компьютерная сеть, обеспечивающая передачу и сбор информации о состоянии привитости детей, подростков и взрослого населения к инфекциям, управляемым средствами специфической профилактики.

Требуется продолжить работу по подготовке медицинских кадров по вопросам вакцинопрофилактики.

Целями Программы являются: стабилизация санитарно-эпидемиоло-гической обстановки, снижение уровня заболеваемости и смертности среди населения от инфекционных заболеваний, управляемых средствами специфической профилактики, а по ряду нозологических форм - их ликвидация (паралитический полиомиелит, врожденная краснуха).

Для достижения поставленных Программой целей предусмотрено решение следующих задач:

- достижение и поддержание высокого уровня охвата населения области профилактическими прививками;

- развитие системы информирования населения о мерах профилактики инфекций, управляемых средствами специфической профилактики;

- совершенствование эпидемиологического надзора за инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики, и государственного контроля за проведением профилактических и противоэпидемических мероприятий;

- создание эффективной системы транспортировки и хранения вакцин;

- подготовка кадров, отвечающих за реализацию территориальных программ "Вакцинопрофилактика".

Сроки реализации Программы - 2003 - 2006 годы.

Первый этап (2003 год) включает реализацию мероприятий:

- по достижению охвата вакцинацией не менее 95% детей, подростков и взрослого населения;

- по снижению заболеваемости детскими инфекциями и недопущению случаев полиомиелита;

- по поддержанию регламентированных условий транспортировки и хранения медицинских иммунобиологических препаратов;

- по внедрению автоматизированного учета, планирования вакцинопрофилактики в лечебно - профилактических учреждениях и центрах госсанэпиднадзора и единой информационно - аналитической системы эпиднадзора за иммуноуправляемыми инфекциями;

- по повышению квалификации кадров.

Второй этап (2004-2006 годы) предусматривает:

- поддержание охвата вакцинацией не менее 95% населения;

- недопущение случаев врожденной краснухи и полиомиелита;

- снижение до единичных случаев заболеваемости корью, дифтерией, столбняком, снижение заболеваемости коклюшем до уровня не более 10 на 100 тыс. населения, эпидемическим паротитом - до 25 на 100 тыс. населения, вирусным гепатитом В - в 2 раза;

- продолжение мероприятий по поддержанию регламентированных условий транспортировки и хранения медицинских иммунобиологических препаратов, внедрению автоматизированного учета, планирования вакцинопрофилактики в лечебно - профилактических учреждениях и центрах госсанэпиднадзора и единой информационно - аналитической системы эпиднадзора за иммуноуправляемыми инфекциями, повышению квалификации кадров.

В целях реализации Программы предусматривается осуществлять мероприятия по следующим направлениям:

3.1. Достижение и поддержание высокого уровня охвата населения области профилактическими прививками:

- обеспечение лечебно-профилактических учреждений области иммунобиологическими препаратами для иммунизации населения в соответствии с национальным календарем профилактических прививок: против вирусного гепатита В, туберкулеза, дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита, кори, краснухи, эпидемического паротита;

- обеспечение лечебно-профилактических учреждений области иммунобиологическими препаратами для иммунизации населения в соответствии с календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям: против туляремии, чумы, бруцеллеза (козье-овечьего типа), сибирской язвы, бешенства, лептоспироза, клещевого энцефалита, лихорадки Ку, брюшного тифа, менингококковой инфекции, вирусного гепатита А, вирусного гепатита В, гриппа, эпидемического паротита, кори, холеры;

- обеспечение лечебно-профилактических учреждений области средствами для проведения прививок: одноразовыми шприцами, скарификаторами, спиртом, ватой;

- обеспечение каждого жителя области прививочным сертификатом.

3.2. Развитие системы информирования населения о мерах профилактики инфекций, управляемых средствами специфической профилактики:

- подготовка и проведение тематических радиопередач;

- подготовка и проведение тематических телепередач;

- подготовка и тиражирование тематических памяток, буклетов и других средств наглядной агитации.

3.3. Совершенствование эпидемиологического надзора за инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики, и государственного контроля за проведением профилактических и противоэпидемических мероприятий:

- внедрение автоматизированной программы учета и планирования вакцинопрофилактики в лечебно-профилактических учреждениях и центрах госсанэпиднадзора, мониторинга поствакцинальных осложнений и единой информационно-аналитической системы эпиднадзора за иммуноуправляемыми инфекциями.

3.4. Создание эффективной системы транспортировки и хранения вакцин:

- организация работы по хранению, учету и выдаче иммунобиологических препаратов лечебно-профилактическим учреждениям области на аптечном складе ГУП "Фармация - Астрахань";

- обеспечение лечебно-профилактических учреждений области термоконтейнерами многоразового использования для транспортировки вакцин со 2 до 4 уровня "холодовой цепи";

- приобретение стационарного холодильного оборудования для хранения медицинских иммунобиологических препаратов на областном складе ГУП "Фармация-Астрахань".

3.5. Подготовка кадров, отвечающих за реализацию территориальных программ "Вакцинопрофилактика".

На реализацию мероприятий Программы на 2003-2006 годы необходимо 103,1 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 56,5 млн. рублей, за счет средств областного бюджета - 46,6 млн. рублей.

Все расчеты произведены на основе минимальных потребностей заказчиков на календарный год за счет общих средств до окончания срока реализации Программы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»