Недействующий

ГУБЕРНАТОР АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 06 июня 2003 года N 254

Об областной целевой программе "Развитие службы крови и донорства в Астраханской области на 2004-2006 годы"

(Утратило силу:

постановление Губернатора Астраханской области от 03.07.2006 N 289 НГР:RU30000200600344)

В целях развития службы крови и донорства, улучшения обеспечения населения Астраханской области кровью, ее компонентами и препаратами, во исполнение Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов" (НГР:RU0000R199303215), решения межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации от 05.03.2001 N 1 "О мерах по развитию производства препаратов крови, кровезаменителей и инфузионных растворов"

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1.Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Развитие службы крови и донорства в Астраханской области на 2004-2006 годы" (далее - Программа).

2. Определить государственными заказчиками Программы департамент здравоохранения и комитет по фармацевтической деятельности Администрации области.

3. Комитету экономического развития и торговли Администрации области (Максимова), финансовому управлению Администрации области (Евлашев) в течение всего периода реализации Программы при формировании областного бюджета включать ее в перечень областных целевых программ и осуществлять ее финансирование в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в областном бюджете.

4. Рекомендовать главам муниципальных образований области разработать и утвердить в установленном порядке соответствующие целевые программы.

5.Департаменту по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации Администрации области (Блиер) опубликовать данное постановление в средствах массовой информации.

6. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации области Родненко И.В.

Губернатор области

А.П. Гужвин

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Губернатора области

от 06.06.2003 N 254

Наименование Программы

-Развитие службы крови и донорства в Астраханской области на 2004-2006 годы

Основания для разработки Программы

-Закон Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов":

-решение межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации от 05.03.2001 N 1 "О мерах по развитию производства препаратов крови, кровезаменителей и инфузионных растворов";

N 370 "О порядке финансирования расходов на кровь, ее компоненты, препараты и обследование крови"

Государственный заказчик Программы

-департамент здравоохранения, комитет по фармацевтической деятельности Администрации области

Разработчики Программы

-департамент здравоохранения, комитет по фармацевтической деятельности Администрации области, областная станция переливания крови

Цель Программы

-повышение уровня обеспечения лечебно-профилактических учреждений области качественными и безопасными компонентами и препаратами крови

Задачи

-привлечение к донорству крови и ее компонентов здорового населения области;

-пропаганда донорства как акта гуманизма;

-формирование благоприятных условий для реализации донорской функции;

-отвод от донорства лиц с противопоказаниями и угрозой передачи инфекционных заболеваний;

-совершенствование организационной структуры и системы управления донорством и службой крови;

-повышение безопасности трансфузионной терапии с точки зрения иммунологической и биологической безопасности выпускаемой продукции;

-совершенствование материально-технической базы службы крови;

-увеличение производства компонентов и препаратов крови на основе совершенствования существующих и внедрения современных технологий;

-усовершенствование профессиональной подготовки медицинских и инженерно-технических кадров;

-техническое перевооружение и модернизация производства компонентов и препаратов крови;

-создание производства компонентов и препаратов крови, соответствующего международным правилам GMP (практика качественного производства);

-обеспечение современного уровня гарантии качества в производственной трансфузиологии;

-совершенствование современной системы организационно-методического и информационно-аналитического обеспечения в службе крови

Сроки реализации Программы

2004-2006 годы

Перечень основных мероприятий Программы

-развитие донорства крови и ее компонентов, совершенствование системы его организации;

-укрепление материально-технической базы службы крови;

-развитие производства, оснащение службы крови высокоэффективным оборудованием и расходными материалами для заготовки, переработки, хранения и транспортировки донорской крови, производства компонентов и препаратов;

-создание эффективной системы обеспечения вирусной безопасности выпускаемой продукции, оснащение современным оборудованием и расходным материалом для апробации донорской крови, создание банков карантинизации компонентов крови;

-внедрение современных систем организационно-методического и информационно-аналитического обеспечения в службе крови, подготовка кадров

Объемы и источники финансирования

-всего за счет средств областного бюджета - 98294,0 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

-сокращение существующего дефицита трансфузионных сред;

-увеличение показателя заготовки крови от безвозмездных доноров до 90 процентов;

-повышение качества и вирусбезопасности производимых продуктов крови

Система организации контроля за исполнением Программы

-департамент здравоохранения, комитет по фармацевтической деятельности, комитет экономического развития и торговли Администрации области осуществляют контроль за реализацией Программы в установленном порядке.

Служба крови является жизненно важной частью системы здравоохранения, а сама кровь, ее компоненты и препараты входят в перечень самых необходимых и наиболее употребляемых средств в лечебной практике, в том числе и медицине катастроф и имеют стратегическое значение в обеспечении национальной безопасности страны.

Сеть учреждений службы крови Астраханской области решает задачи обеспечения потребностей лечебно-профилактических учреждений в крови, ее компонентах и препаратах. Основная масса крови (63,3 процента) заготавливается на областной станции переливания крови, остальные 36,7 процента в отделениях переливания крови. Ежегодно в учреждениях службы крови области заготавливается около 15 тонн крови, производится до 20 наименований компонентов и препаратов, производится около 500 тысяч различных анализов крови.

В последние годы факторы финансово-экономической ситуации, социальное неблагополучие значительной части населения, ухудшение здоровья населения в целом привели к значительному осложнению деятельности службы крови. На основании анализа можно констатировать, что за последние пять лет наблюдаются тенденции к снижению числа доноров, объемов заготовки крови, выпуска препаратов, ухудшению материально-технической базы учреждений службы крови, оснащения их оборудованием, современными расходными материалами. Эти негативные тенденции могут привести в дальнейшем к заметному ухудшению обеспечения лечебно-профилактических учреждений гемотрансфузионными средами, что отрицательно скажется на качестве лечения больных.

Так, за последние пять лет количество безвозмездных доноров в области сократилось на 25 процентов, заготовка крови уменьшилась на 15 процентов, производство плазмы на 8,3 процента. Показатель по безвозмездному донорству сократился с 40 до 30 доноров на 1 тыс. населения, в то время как по данным Совета Европы для самообеспечения региона кровью и компонентами необходимо иметь около 50 доноров на 1 тыс. населения.

В целом уровень удовлетворения потребностей лечебно-профилактических учреждений области в трансфузионных средах значительно отстает от мировых стандартов (на 1 млн. населения), что представлено в следующей таблице:

Мировой стандарт на млн. населения

Процент удовлетворения потребностей

наименование

количество

по России

по Астраханской области

Эритроцитные среды

10000л

30,0

22,5

Плазма для переливания

9000 л

30,0

69,1

Альбумин

1400 л

24,0

24,0

Криопреципитат

8500 доз

18,0

48,0

Иммуноглобулин всех видов

60000 доз

11,8

14,0

Для достижения указанных нормативов Всемирной организации здравоохранения требуется увеличение заготовки крови и плазмы, что может быть достигнуто как увеличением количества доноров, так и более рациональным использованием уже имеющихся донорских кадров, путем внедрения современного высокопроизводительного оборудования, использования пластиковых контейнеров для донации и фракционирования донорской крови, методов плазмафереза и цитафереза, позволяющих резко повысить эффективность работы.

Следует отметить, что имеется также отставание от мирового уровня не только по объему выпускаемой продукции, но и по ее номенклатуре, внедрению новых технологий, качеству изготовляемых компонентов и препаратов. Обследование донорской крови проводится не в соответствии с международными требованиями на изношенном, устаревшем морально и физически оборудовании, поэтому гемотрансфузии могут являться причиной серьезных инфекционных осложнений у больных, заражения их СПИДом, гепатитами, сифилисом. Отсутствует региональная автоматизированная система учета доноров и запасов крови. Ни одно из учреждений службы крови не соответствует международным требованиям организации труда. Требует совершенствования система контроля качества и внедрения современных информационных технологий, профессиональной подготовки специалистов службы крови.

В качестве доминирующей тенденции выступает принятие всевозможных мер по повышению вирусной безопасности выпускаемой продукции, организации специального "Банка крови" для карантинизации гемопрепаратов и созданию "аварийного" запаса компонентов крови на случай массовых поражений людей.

Программа развития службы крови и донорства основывается на мировом опыте организации служб крови наиболее развитых стран с внедрением передовых технологий заготовки крови и производства препаратов, использованием современного высокопроизводительного оборудования и расходных материалов, что позволит значительно улучшить качество и повысить уровень оказания медицинской помощи населению Астраханской области, в первую очередь самой тяжелой категории больных с острыми хирургическими заболеваниями, беременным женщинам, детям, реанимационным и гематологическим больным, а также при чрезвычайных ситуациях.

Целью настоящей Программы является повышение уровня и качества обеспечения лечебно-профилактических учреждений области эффективными и безопасными компонентами и препаратами крови.

Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:

-привлечение к донорству крови и ее компонентов здорового населения области;

-пропаганда донорства как акта гуманизма и проявления добродетели, составляющей здорового образа жизни;

-формирование благоприятных условий для реализации донорской функции;

-отвод от донорства лиц с противопоказаниями и угрозой передачи инфекционных заболеваний;

-совершенствование организационной структуры и системы управления донорством и службой крови;

-повышение безопасности трансфузионной терапии с точки зрения иммунологической и биологической безопасности выпускаемой продукции;

-совершенствование материально-технической базы службы крови;

-увеличение производства компонентов и препаратов крови на основе существующих и внедрения современных технологий;

-усовершенствование профессиональной подготовки медицинских и инженерно-технических кадров;

-техническое перевооружение и модернизация производства компонентов и препаратов крови;

-обеспечение современного уровня гарантии качества в производственной трансфузиологии;

-создание производства компонентов и препаратов, соответствующего международным правилам GMP (практика качественного производства);

-внедрение современной системы организационно-методического и информационно-аналитического обеспечения в службе крови.

Сроки реализации Программы

Реализация Программы будет проводиться поэтапно. На первом этапе (2004-2005 годы):

-проводится анализ и уточняются функции и структура учреждений службы крови области и схемы управления и взаимодействия в различных режимах и условиях;

-осуществляются мероприятия по приобретению необходимого оборудования и 100-процентному переходу учреждений службы крови области на одноразовую пластикатную тару для заготовки крови и производства компонентов;

-реализуется комплекс мероприятий по активизации безвозмездного донорского движения;

-принимаются меры по повышению эффективности использования донорских ресурсов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»