Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 09 сентября 2005 года N 325-П

О концепции отраслевой целевой программы "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области на 2006-2010 годы"

(Утратил силу:

постановление Правительства Астраханской области от 14.09.2011 N 359-П)

В целях гарантированного обеспечения прав граждан Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области, на охрану здоровья и медицинскую помощь, повышения экономической устойчивости и эффективности деятельности учреждений здравоохранения и медицинской науки Правительство Астраханской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить и утвердить концепцию отраслевой целевой программы "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области на 2006-2010 годы" (прилагается).

2. Министерству здравоохранения Астраханской области (Чалов В.В.) по согласованию с Астраханским областным территориальным фондом обязательного медицинского страхования (Цих А.Г.) разработать отраслевую целевую программу "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области на 2006-2010 годы" и внести ее на утверждение в Правительство Астраханской области в установленном порядке в срок до 1 октября 2005 года.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления Астраханской области разработать планы мероприятий по реализации положений концепции отраслевой целевой программы "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области на 2006-2010 годы".

4. Определить государственным заказчиком отраслевой целевой программы "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области на 2006-2010 годы" министерство здравоохранения Астраханской области.

5. Данное постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор

Астраханской области

А.А. Жилкин

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Правительства

Астраханской области

от 09.09.2005 N 325-П

Концепция отраслевой целевой программы "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области на 2006-2010 годы"

1. ВВЕДЕНИЕ


Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.97 N 1387 (НГР:RU0000R199704826), определена цель государственной политики в области здравоохранения - улучшение состояния здоровья населения на основе обеспечения доступности медицинской помощи путем создания правовых, экономических и организационных условий предоставления медицинских услуг, виды, качество и объемы которых соответствуют уровню заболеваемости и потребностям населения, современному уровню развития медицинской науки, а также ресурсам, которыми располагает государство и граждане.

В настоящее время сохраняется тенденция к ухудшению социально-экономического положения значительной части населения и состояния его здоровья. В Астраханской области остается сложной санитарно-гигиеническая и эпидемиологическая обстановка.

Финансовые средства, направляемые на здравоохранение из бюджетов всех уровней и из системы обязательного медицинского страхования, недостаточны, что сдерживает дальнейшее развитие здравоохранения в области.

Учитывая сложность и важность проблем охраны здоровья населения, государственной политикой определено: "Здравоохранение - это не просто социальная сфера, а система жизнеобеспечения". В связи с этим здравоохранение рассматривается как важный фактор национальной безопасности страны.

Достижение стратегических целей государственной политики в здравоохранении в решающей степени зависит от уровня финансирования и управляемости системы здравоохранения.

В связи с этим необходима разработка и принятие отраслевой целевой программы "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области на 2006 -2010 годы" (далее - отраслевая целевая программа), что позволит ускорить модернизацию системы управления здравоохранением области, вести продуманную стратегию реформирования отрасли с учетом реально имеющихся финансовых, материальных и кадровых ресурсов.

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ


Основными направлениями развития здравоохранения и совершенствования организации медицинской помощи населению Астраханской области на 2006 -2010 годы являются сохранение и улучшение здоровья жителей области, сокращение прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости, смертности населения и снижения показателей первичного выхода на инвалидность. Основными задачами деятельности системы здравоохранения области являются:

- увеличение объема и повышение качества мероприятий по профилактике заболеваний;

- разработка комплексных мероприятий межведомственного характера по сокращению временной и стойкой нетрудоспособности жителей области в связи с заболеваниями и травмами;

- повышение уровня здоровья населения области путем внедрения в медицинскую практику современных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации;

- повышение эффективности использования ресурсов в здравоохранении.

Реализация основных направлений развития здравоохранения области основана на следующих принципах:

- социальная справедливость и доступность медицинской помощи населению вне зависимости от социального статуса, уровня дохода и места жительства;

- профилактическая направленность;

- экономическая эффективность и анализ функционирования медицинских учреждений с учетом потребности населения в видах и объемах медицинской помощи;

- сохранение и развитие единого правового, экономического и информационного пространства в системе здравоохранения области;

- единство медицинской науки и практики;

- активное участие населения и общественных организаций в решении вопросов здравоохранения.

В сложившихся условиях приобретают важное значение:

- повышение ответственности всех уровней власти за реализацию государственной политики в сфере здравоохранения и медицинской науки;

- гарантии оказания специализированной медицинской помощи населению в соответствии с федеральным законодательством;

- обеспечение адекватности финансовых ресурсов государственным гарантиям в сфере здравоохранения, поэтапное повышение доли средств, направляемых на финансирование здравоохранения;

- развитие рынка медицинских услуг, не вошедших в Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Астраханской области;

- совершенствование правового регулирования деятельности в сфере здравоохранения;

- разработка и внедрение в практику мониторинга здоровья человека и его среды обитания;

- проведение инвестиционной политики, обеспечивающей высокую эффективность вложений, максимальный медицинский, социальный и экономический эффект на единицу затрат;

- повышение уровня квалификации медицинских работников, совершенствование системы их подготовки и переподготовки;

- повышение социальной защищенности медицинских работников, в том числе повышение заработной платы, страхование профессиональной ответственности;

- привлечение профессиональных медицинских ассоциаций к реализации государственной политики в области здравоохранения и медицинской науки;

- совершенствование государственного регулирования в области обеспечения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой населения и лечебно-профилактических учреждений;

- повышение заинтересованности граждан в сохранении и укреплении своего здоровья.

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ


Основными направлениями в совершенствовании организации оказания медицинской помощи являются развитие первичной медико-санитарной помощи на базе муниципального здравоохранения, перераспределение части объемов медицинской помощи из стационарного сектора в амбулаторно-поликлинический.

Первичная медико-санитарная помощь является основным звеном при оказании населению медицинской помощи.

Особая роль отводится развитию института врачей общей (семейной) практики преимущественно в сельской местности и отдаленных районах.

В поликлиниках должны развиваться в необходимом объеме диагностические службы, дневные стационары, стационары на дому и по согласованию с социальной службой на договорной основе (до принятия соответствующих правовых актов) создаваться отделения медико-социальной реабилитации и терапии, службы ухода и медико-социальной помощи.

Реорганизация стационарной помощи обеспечит сокращение длительности госпитального этапа при адекватном развитии и расширении реабилитации (амбулаторной и стационарной). Для этого необходимо предусматривать распределение количества коек в зависимости от интенсивности лечебно-диагностического процесса.

Обеспеченность населения койками круглосуточного пребывания больных должна быть доведена до уровня эффективной достаточности - 88,9 (за 2004 год по Астраханской области -101,1, ЮФО -87,0) койки на 10 тыс. населения (включая койки областных учреждений здравоохранения). Объектом постоянного внимания руководителей здравоохранения должны быть вопросы перепрофилирования коечной сети с учетом динамики уровня и структуры заболеваемости населения.

Необходимо развивать специализированную медицинскую помощь на уровне специализированных и многопрофильных областных учреждений здравоохранения.

Для качественного оказания медицинской помощи населению необходимо обеспечить непрерывность лечебно-диагностического процесса на всех этапах лечения. Здесь приобретает значение четкое разделение функций на каждом этапе оказания медицинской помощи (фельдшер/врач амбулатории/участковый врач (врач общей практики), фельдшерско-акушерский пункт, амбулатория/территориальная поликлиника(участковая больница) - районная/городская больница - областные специализированные и многопрофильные учреждения здравоохранения).

Разработка и внедрение системы стандартизации медицинских услуг является генеральным направлением повышения эффективности и качества медицинской помощи.

Необходимо уделить внимание расширению масштабов диспансеризации населения особенно с целью выявления ранних форм заболеваний, в том числе созданию правовой базы Астраханской области по переходу к практике диспансеризации семей - семейной диспансеризации.

Требуется принятие действенных мер по развитию и укреплению службы охраны материнства и детства при концентрации усилий на совершенствовании первичной медико-санитарной помощи детям и подросткам, развитию служб планирования семьи и безопасного материнства, интеграции родовспомогательных учреждений с общей лечебной сетью.

Необходимо осуществить комплексные меры по дальнейшему развитию и укреплению материально-технической базы:

- службы первичной медико-санитарной помощи;

- всех специализированных областных, многопрофильных больниц и диспансеров высокотехнологичным, современным оборудованием, в первую очередь служб анестезиологии-реанимации, интенсивной терапии, отделений экстренной и плановой консультативной помощи;

- служб охраны материнства, отцовства и детства, службы родовспоможения;

- специализированных служб, направленных на борьбу с особо опасными и социально значимыми заболеваниями;

- служб по оказанию лечебно-оздоровительной и реабилитационной помощи ветеранам войн.

Необходимо укрепить службу скорой медицинской помощи, сделать ее более мобильной и оснащенной современными средствами для оказания экстренной медицинской помощи и экстренной госпитализации пациентов.

Необходимо принятие мер государственной поддержки по созданию и совершенствованию реабилитационной помощи, развитию санаторно-курортных организаций системы здравоохранения, оздоровительных учреждений и организаций. Следует совершенствовать систему отбора лиц на санаторно-курортное лечение и оценку эффективности проводимого лечения, добиться преемственности в работе учреждений здравоохранения и санаторно-курортной сферы с целью повышения эффективности проводимых лечебных и оздоровительных мероприятий.

Для улучшения качества и доступности медицинской помощи населению, проживающему в сельской местности, необходимо:

- сформировать на базе центральных районных больниц диагностические отделения;

- развивать передвижные формы лечебно-диагностической и консультативной помощи;

- развитие института врача общей практики;

- обеспечить доступность современных методов диагностики и своевременность консультирования больных необходимыми областными специалистами посредством возможностей телемедицины.

Необходимо осуществлять интеграцию ведомственных медицинских учреждений в общую систему здравоохранения на единой нормативной правовой базе с учетом их отраслевых особенностей и местоположения.

При сохранении главенствующей роли государственной и муниципальной систем здравоохранения важную роль будет играть формирующаяся частная система здравоохранения. Создание условий для ее развития является важнейшим элементом структурных преобразований в здравоохранении. Необходимо обеспечить государственным и муниципальным медицинским организациям, а также медицинским организациям и лицам, осуществляющим частную медицинскую деятельность, в соответствии с существующим законодательством права на работу в системе обязательного и добровольного медицинского страхования.

Государственные и муниципальные лечебно-профилактические учреждения, выполняющие функции, не связанные рамками единой технологии оказания медицинской помощи, должны обладать широкими полномочиями в вопросах оплаты труда персонала при изменении правовой базы.

4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ


Совершенствование системы финансирования здравоохранения предполагает тесную зависимость размеров финансирования медицинских учреждений от объема и качества оказываемых ими медицинских услуг.

Система финансирования должна обеспечить повышение эффективности использования ресурсов лечебно-профилактических учреждений и качества оказания медицинской помощи. В этих целях необходимо:

- предусматривать ежегодное увеличение объема финансирования здравоохранения Астраханской области исходя из возможностей доходной базы консолидированного бюджета Астраханской области;

- совершенствовать методики расчета стоимости (установления тарифов) на медицинские услуги с учетом уровней оказания медицинской помощи (фельдшерско-акушерский пункт, амбулатория, участковая больница/территориальная поликлиника - районная/городская больница - клиническое учреждение здравоохранения);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»