8.1 Уровни не определяются экспериментальным путем, а назначаются и отражают техническую сущность функции системы автоматизации управления движением, заложенную ее разработчиком.
Не представляется возможным описать испытание или набор испытаний, которые могут применяться к функции АСУД для точной идентификации уровня автоматизации управления движением, к которому она относится. Присвоение уровня выражает предназначение функции, которое информирует потенциальных пользователей и другие заинтересованные стороны о том, что функция работает таким образом, что при ее включении роли водителя и системы автоматизации управления движением соответствуют назначенному уровню, определяемому настоящим стандартом. Назначение уровня обычно основывается на знании производителя об устройстве данной функции/системы, а также о ее разработке и тестировании - т.е. о факторах, формирующих уровень. Будущие пользователи информируются о возможностях и ограничениях данной функции АСУД различными способами, например, посредством руководства по эксплуатации, в котором приведено подробное описание функции, включая то, как ее следует и не следует использовать, каковы ее ограничения (если они имеются) и что делать (если это необходимо) в случае системного сбоя, связанного с выполнением ЗУД, если он произошел в системе автоматизации управления движением или в транспортном средстве.
Выявление функционального недостатка(ов) в системе автоматизации управления движением или ее неправильное использование не означают изменение ее уровня.
Примеры
1 Функция АСУД, которой производитель присвоил уровень 5, не понижает этот уровень до 4-го, столкнувшись с дорожной ситуацией, в которой она не может управлять транспортным средством.
2 Пользователь функции АСУД 3-го уровня, находящийся на месте водителя, считается пользователем, готовым к ЗВД-ЗУД, даже в том случае, если он уснул и, следовательно, перестал быть восприимчивым к запросам на вмешательство.
Уровень функции АСУД соответствует ее назначению, отраженному в ее устройстве. Это положение применимо вне зависимости от того, является ли оборудованное этой функцией транспортное средство серийным или экспериментальным. В этой связи, например, некорректно считать установленную в экспериментальном ТС функцию АСУД, по своему устройству соответствующую уровню 4, по факту относящейся к уровню 2 только потому, что в процессе ее тестирования водитель-испытатель должен осуществлять контроль работы этой функции и вмешаться, если этого требует обеспечение безопасности движения.
8.2 Назначаемые уровни являются эквивалентом названий, а не степени развития, и не могут быть дробными. Будучи числами от 0 до 5, уровни, описываемые в настоящем стандарте, тем не менее, не подразумевают иерархию потребительских качеств, технологического совершенства или порядок выпуска в производство. Например, настоящий стандарт не подразумевает, что уровень 4 "лучше", чем уровень 3 или 2.
Несмотря на то, что рабочий диапазон некоторых функций АСУД может быть относительно широким, например, если функция уровня 3 способна автоматически выполнять условие минимизации рисков в большинстве (но не во всех) условиях, которые можно предусмотреть в рамках ее УЭ, будет некорректно с точки зрения определений настоящего стандарта считать такую функцию условно или частично принадлежащей уровню 4. Также некорректно описывать уровни функций автоматизации управления движением с помощью дробных величин, таких как 2.5 или 4.7. Использование уровней, описываемых в настоящем стандарте как меры сравнения или дробных значений уровней, нарушит ясность их концепции, которая обеспечивается четким разделением "ролей" пользователя и системы автоматизации управления движением при выполнении ЗУД и ЗВД-ЗУД на данном транспортном средстве.
8.3 Уровни являются взаимоисключающими
В настоящей классификации уровни являются отличными друг от друга и взаимоисключающими. Это не позволяет присвоить функции больше одного уровня. Например, функция автоматизации управления низкоскоростным движением, которая, в соответствии с описанием производителя, способна выполнять полную ЗУД при затрудненном движении на регулируемых автомагистралях, не может быть одновременно 3-го и 4-го уровня, потому что она либо способна автоматически выполнять ЗВД-ЗУД и условие минимизации рисков, либо обращается (по крайней мере, в некоторых случаях) к водителю с запросом на вмешательство и последующее принятие водителем на себя выполнения ЗУД или выполнение им условия минимизации рисков.
Однако система автоматизации управления движением вполне может реализовывать функции различных уровней в зависимости от условий использования и/или предпочтений пользователя.
Например, транспортное средство может быть оснащено системой автоматизации управления движением, которая в различных условиях реализует функцию АКК 1-го уровня, функцию ассистента движения по автомагистрали 2-го уровня, функцию ассистента движения 3-го уровня при затрудненном дорожном движении и функцию автоматизированной парковки 4-го уровня, помимо этого, позволяя пользователю управлять транспортным средством на 0-м уровне при выключенных функциях автоматизации управления движением. С точки зрения пользователя эти различные функции включаются поочередно, а не одновременно, хотя система автоматизации управления движением может использовать одни и те же программные и аппаратные средства для реализации всех четырех функций.
8.4 Выполнение ЗУД, выполнение ЗВД-ЗУД и выполнение условия минимизации рисков являются различными функциями.
При рассмотрении реакции на системный сбой или выход за пределы условий эксплуатации для АСУД уровней 3, 4 или 5 настоящий стандарт различает следующие, отдельные друг от друга, функции:
а) выполнение ЗУД происходит при нормальной работе функции АСУД, то есть функция выполняет полную ЗУД, если она работает нормально в пределах своих УЭ (при наличии таковых);
б) выполнение ЗВД-ЗУД происходит, когда АСУД не в состоянии продолжать выполнение полной ЗУД. В случае функций АСУД 3-го уровня пользователь, готовый к ЗВД-ЗУД, должен среагировать на запрос о вмешательстве или на явную неисправность ТС, либо принимая на себя управление (если ТС работоспособно/управляемо), либо выполняя условие минимизации рисков (если ТС неработоспособно/неуправляемо). В случае АСУД уровней 4 и 5 функция или система выполняет ЗВД путем автоматического обеспечения условия минимизации рисков (например, перемещая ТС на дорожную обочину, включая аварийную сигнализацию, выключая двигатель и вызывая службу технической помощи). Некоторые функции уровня 3 могут быть способными в некоторых обстоятельствах автоматически выполнить ЗВД и условие минимизации рисков, например, при наличии ближайшей свободной от препятствий дорожной обочины; однако в других обстоятельствах, например, в случае отсутствия ближайшей свободной обочины, эти функции не способны выполнять указанные действия. Завершающей фазой выполнения ЗВД системой автоматического управления движением является перевод ТС в состояние, обеспечивающее выполнение условия минимизации рисков. Если же ЗВД выполняет пользователь, готовый к ЗВД-ЗУД, он может продолжить движение, приняв на себя управление ТС, вместо того чтобы выполнять условие минимизации рисков (если ТС работоспособно/управляемо);
в) для выполнения условия минимизации рисков требуется, чтобы АСУД была работоспособной после возникновения системного сбоя, связанного с выполнением ЗУД, или выхода ТС за границы УЭ. Если АСУД неработоспособна, необходимо задействовать стратегию смягчения последствий сбоев (см. подраздел 8.5). Условие минимизации рисков зависит как от состояния ТС, так и от внешних условий, которые имеют место во время ЗВД. В этой связи условие может выполняться в режиме оценки относительных рисков, связанных с продолжением работы/движения, перемещением ТС за пределы дороги или простой остановкой ТС.
8.5 ЗВД-ЗУД и стратегия смягчения последствий сбоев
Транспортные средства, оснащенные функциями автоматизации управления движением уровней 2 и 3, могут иметь дополнительную стратегию смягчения последствий сбоев, предназначенную для того, чтобы остановить ТС, если пользователь не осуществляет контроль работы функции (в случае уровня 2), или если пользователь, готовый к ЗВД-ЗУД, не выполняет ЗВД после соответствующего запроса (уровень 3). Например, если готовый к ЗВД-ЗУД пользователь функции 3-го уровня, предназначенной для управления ТС в условиях затрудненного дорожного движения, не отвечает на запрос о вмешательстве при выходе из области затрудненного движения (выход за границы УЭ), то может быть задействована стратегия смягчения последствий сбоев, которая остановит ТС в текущей полосе движения и включит аварийную сигнализацию. Рисунок 5 иллюстрирует последовательность действий в данной ситуации.
Рисунок 5 - Последовательность действий для работающей функции АСУД 3-го уровня при возникновении сбоя или при выходе из УЭ в случаях, когда пользователь, готовый к ЗВД-ЗУД, выполняет ЗВД или не выполняет ее, в результате чего задействуется стратегия смягчения последствий сбоев в виде, например, остановки ТС (пунктирные линии относятся к стратегии смягчения последствий сбоев)
ТС, оснащенные АСУД 4-го и 5-го уровней, также могут иметь стратегию смягчения последствий сбоев, заключающуюся в остановке ТС в специальных случаях серьезных сбоев, которые вызывают выход АСУД из строя, например, при отказе и основного, и вспомогательного источников питания или при отказе вычислительной части АСУД, не позволяющем ей выполнять ЗВД и условие минимизации рисков. Рисунок 6 иллюстрирует последовательность действий в данной ситуации.