Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 58823-2020 Автомобильные транспортные средства. Системы автоматизации управления движением. Классификация и определения

     5 Уровни и категории автоматизации управления движением


Как было показано выше, уровень автоматизации управления движением зависит от функциональности АСУД, определяемой разделением ролей между системой и пользователем (человеком, если таковой имеется) в выполнении ЗУД и ЗВД-ЗУД. Производитель АСУД определяет требования, предъявляемые данной системой, условия эксплуатации (УЭ) и рабочие характеристики, включая уровень автоматизации управления движением в соответствии с определениями, приводимыми ниже. Производитель также определяет требования к эксплуатации данной системы.

Два нижних уровня автоматизации управления движением (1 и 2) соответствуют случаям, в которых водитель (человек) продолжает выполнять часть ЗУД, когда система автоматизации управления движением включена.

Три верхних уровня автоматизации управления движением (3 и 5) соответствуют случаям, в которых АСУД, будучи включенной, выполняет полную ЗУД в длительном режиме.

5.1 Уровень или категория 0 - автоматизация управления движением отсутствует

Вся ЗУД выполняется водителем, даже при наличии помощи со стороны систем активной безопасности.

5.2 Уровень или категория 1 - помощь водителю

АСУД осуществляет управление либо скоростью, либо траекторией транспортного средства (но не обоими одновременно) в длительном режиме в определенных УЭ, подразумевая, что водитель выполняет оставшуюся часть ЗУД.

Примечание - Функция 1-го уровня, выполняющая подзадачу ЗУД, связанную с управлением скоростью или продольным движением транспортного средства, способна осуществлять РОСР только в пределах тех координатных осей, в которых она работает (продольной или поперечной), в связи с чем АСУД не может распознавать некоторые события и реагировать на них. Поэтому водитель должен осуществлять контроль работы АСУД, выполняя РОСР (подзадача ЗУД) и управление движением транспортного средства в координатных осях, не контролируемых АСУД (см. рисунок А.1, иллюстрирующий три первичные подзадачи ЗУД).

5.3 Уровень или категория 2 - частичная автоматизация управления движением

АСУД осуществляет управление скоростью и траекторией транспортного средства в длительном режиме в определенных УЭ, подразумевая, что водитель выполняет подзадачу РОСР и контролирует работу АСУД.

Примечание - Функция автоматизации управления движением 2-го уровня может выполнять РОСР только в ограниченном объеме, в связи с чем АСУД не способна распознавать некоторые события и реагировать на них. Поэтому водитель контролирует работу АСУД, выполняя подзадачу РОСР (см. рисунок А.1, иллюстрирующий три первичные подзадачи ЗУД).

5.4 Уровень или категория 3 - условная автоматизация управления движением

АСУД выполняет полную ЗУД в длительном режиме в определенных УЭ, подразумевая, что пользователь, готовый к ЗВД-ЗУД, восприимчив к запросам АСУД на вмешательство, а также к системным сбоям, связанным с выполнением ЗУД, в других системах транспортного средства и реагирует на их возникновение должным образом.

Примечания

1 Пользователь, готовый к ЗВД-ЗУД, не должен контролировать работу АСУД 3-го уровня, когда она активна, но при этом должен быть готов либо принять на себя выполнение ЗУД, когда АСУД выдаст запрос на вмешательство, либо выполнить ЗВД-ЗУД и условие минимизации рисков, если возникший сбой препятствует нормальной работе ТС.

2 Пользователь системы 3-го уровня, готовый к ЗВД-ЗУД, также должен быть восприимчивым к явным системным сбоям, связанным с выполнением ЗУД, которые могут не вызывать запроса на вмешательство со стороны АСУД, как, например, поломки элементов кузова или деталей подвески.

3 При возникновении в АСУД 3-го уровня системного сбоя, связанного с выполнением ЗУД, или при приближении АСУД к границам УЭ, АСУД выдает запрос на вмешательство за время, достаточное для обычного/нормального человека, чтобы должным образом среагировать на возникшую ситуацию.

4 "Необходимая" реакция со стороны пользователя, готового к ЗВД-ЗУД, на запрос о вмешательстве может подразумевать выполнение условия минимизации рисков или продолжение управления транспортным средством после выключения АСУД.

Пример - Функция АСУД, способная выполнять полную ЗУД при низкоскоростном нерегулируемом движении в режиме "старт-стоп".

5.5 Уровень или категория 4 - высокая автоматизация управления движением

АСУД выполняет полную ЗУД и ЗВД-ЗУД в длительном режиме в определенных УЭ, не подразумевая реакции пользователя на запрос о вмешательстве.

Примечания

1 Пользователь не должен контролировать работу функции 4-го уровня или быть восприимчивым к запросу на вмешательство, если АСУД активна. АСУД 4-го уровня способна самостоятельно выполнять ЗВД-ЗУД или условие минимизации рисков, если пользователь не берет на себя выполнение ЗУД. Эта возможность автоматического выполнения ЗВД-ЗУД и условия минимизации рисков является главным отличием функций 4-го уровня от функций 3-го уровня. Это означает, что пользователь транспортного средства с работающей функцией 4-го уровня является пассажиром, который не должен реагировать на запросы о вмешательстве или на системные сбои, связанные с выполнением ЗУД.

2 Функции АСУД 4-го уровня могут быть предназначены для управления транспортным средством на протяжении полной поездки (например, функция для развозного транспорта, функционирующего в пределах закрытой территории предприятия), либо части поездки, которая выполняется в пределах УЭ. Например, для выполнения поездки пользователь транспортного средства, оснащенного функцией АСУД 4-го уровня, которая предназначена для управления транспортным средством в условиях высокоскоростного движения по автомагистрали, берет на себя выполнение ЗУД при съезде с автомагистрали; в противном случае АСУД автоматически выполнит ЗВД-ЗУД для достижения условия минимизации рисков. Однако, в отличие от случая системы 3-го уровня, в данном случае пользователь не должен быть пользователем, готовым к ЗВД-ЗУД, когда АСУД работает (см. пример 2 ниже).

Примеры

1 Функция АСУД 4-го уровня, способная выполнять полную ЗУД во время парковки без контроля со стороны водителя.

2 Функция АСУД 4-го уровня, способная выполнять полную ЗУД в длительном режиме при движении по автомагистрали (в пределах УЭ). (В данном примере подразумевается присутствие на месте водителя пользователя, который способен выполнять ЗУД, поскольку выполнение водителем ЗУД было необходимо до выезда на автомагистраль и будет необходимо после съезда с нее. Следовательно, упомянутая функция предупредит пользователя о необходимости принятия на себя управления транспортным средством незадолго до выхода из УЭ, но если пользователь не среагирует на это предупреждение, АСУД автоматически выполнит ЗВД-ЗУД и обеспечит условие минимизации рисков).

3 Диспетчер беспилотного функционирования может запускать в работу ТС-АСУД 4-го уровня, которое способно следовать по установленному маршруту в пределах географически ограниченной области (жилой район, военная база, университетский кампус).