Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 58824-2020
(ИСО 15622:2018)



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Автомобильные транспортные средства

СИСТЕМЫ АДАПТИВНОГО КРУИЗ-КОНТРОЛЯ

Общие технические требования и методы испытаний

Motor vehicles. Adaptive cruise control systems. Performance requirements and test procedures



ОКС 35.240.60

Дата введения 2021-04-01



Предисловие

     

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 056 "Дорожный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 октября 2020 г. N 865-ст

4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 15622:2018* "Интеллектуальные транспортные системы. Системы адаптивного круиз-контроля. Требования к эксплуатационным характеристикам и методы испытаний" (ISO 15622:2018 "Intelligent transport systems - Adaptive cruise control systems - Performance requirements and test procedures", МОD) путем изменения отдельных фраз, слов, ссылок, которые выделены в тексте курсивом**, а также путем изменения его структуры для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5-2001 (подразделы 4.2 и 4.3).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей.

** В оригинале обозначения и номера стандартов и нормативных документов в разделе "Предисловие" приводятся обычным шрифтом; отмеченные в разделе "Предисловие" знаком "**" и остальные по тексту документа выделены курсивом. - Примечание изготовителя базы данных.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5).

Внесение указанных технических отклонений направлено на учет особенностей объекта стандартизации, характерных для Российской Федерации, и целесообразности использования ссылочных национальных стандартов вместо ссылочных международных стандартов.

Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой указанного международного стандарта приведено в дополнительном приложении ДА

5 ВЗАМЕН ГОСТ Р ИСО 15622-2017; ГОСТ Р ИСО 22179-2017

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации"**. Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Основной функцией системы адаптивного круиз-контроля является управление продольной скоростью движения оснащенного ею рассматриваемого транспортного средства категорий M и N согласно [1], обладающего уровнями автоматизации 0-2 по ГОСТ Р 58823 в зависимости от продольной скорости движения целевого транспортного средства, используя информацию:

а) о расстоянии до целевого транспортного средства;

б) движении рассматриваемого транспортного средства;

в) командах водителя рассматриваемого транспортного средства.

На основе полученной информации контроллер системы адаптивного круиз-контроля посылает команды на исполнительные механизмы для реализации стратегии управления продольным движением, а также информацию о статусе системы водителю рассматриваемого транспортного средства.

Могут быть реализованы следующие стратегии управления:

- поддержание постоянной скорости движения, в том числе на затяжных спусках;

- поддержание постоянной дистанции до целевого транспортного средства, в том числе в условиях плотного транспортного потока.

Опционально водитель может выбрать настройку скоростного режима из набора, предложенного бортовым устройством.

Целью адаптивного круиз-контроля является частичная автоматизация управления продольным движением рассматриваемого транспортного средства для снижения нагрузки на водителя приемлемым способом. Системы адаптивного круиз-контроля делятся на два основных типа: системы адаптивного круиз-контроля в полном диапазоне скоростей и системы адаптивного круиз-контроля в ограниченном диапазоне скоростей.

Настоящий стандарт может использоваться в качестве стандарта системного уровня другими стандартами, более подробно раскрывающими структуру и функциональные возможности адаптивного круиз-контроля, например уточнения концепции обнаружения или концепции датчиков более высокого уровня функциональности. Таким образом, в настоящем стандарте не рассматриваются специфические требования к функциям датчиков по обнаружению, различению и определению расстояния до целевых объектов, а также характеристики линий связи для кооперативных решений.

Система адаптивного круиз-контроля функционирует в рамках объективных ограничений, определенных в стандарте, и не освобождает водителя от обязанности контролировать дорожную обстановку. Ответственность за безопасность движения несет водитель. На транспортном средстве, оснащенном системой(ами) круиз-контроля, водитель должен постоянно оценивать дорожную обстановку для корректировки направления и скорости движения транспортного средства во избежание дорожно-транспортных происшествий.

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на систему(ы) адаптивного круиз-контроля (далее - САКК), устанавливаемую(ые) на транспортные средства (далее - ТС) категорий M и N в соответствии с [1], обладающие уровнями автоматизации 0-2 по ГОСТ Р 58823. Настоящий стандарт устанавливает общие требования к САКК и методы их испытаний.

Настоящий стандарт содержит основную стратегию управления, минимальные требования к функциям, основные элементы интерфейса водителя, минимальные требования по диагностике и реакции на сбои и отказы, а также процедуры испытаний эксплуатационных характеристик САКК.

САКК подразделяют на САКК, работающие в полном диапазоне скоростей (далее - САКК ПДС), и САКК, работающие в ограниченном диапазоне скоростей (далее - САКК ОДС). САКК ОДС подразделяют на два типа: использующие сцепление с механическим и автоматическим приводом. САКК в основном предназначены для обеспечения управления скоростью рассматриваемых ТС при движении по автомагистралям (дорогам, движение по которым немоторизованных ТС и пешеходов запрещено) при отсутствии дорожных затруднений и для САКК ПДС, а также в условиях затрудненного движения. СAКК может быть дополнена другими функциями, такими как предупреждение о препятствиях перед рассматриваемым (оснащенным САКК) ТС. САКК ПДС будет пытаться остановить РТС за целевым (отслеживаемым) ТС в пределах ограниченных возможностей замедления и будет вновь активирована после того, как водитель возобновит движение.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 14254 (IEC 60529:2013) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)

ГОСТ 15150 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 33991 Электрооборудование автомобильных транспортных средств. Электромагнитная совместимость. Помехи в цепях. Требования и методы испытаний

ГОСТ Р 50607 (ИСО 10605:2008) Совместимость технических средств электромагнитная. Транспорт дорожный. Методы испытаний для электрических помех от электростатических разрядов

ГОСТ Р 51318.25 Совместимость технических средств электромагнитная. Транспортные средства, моторные лодки и устройства с двигателями внутреннего сгорания. Характеристики индустриальных радиопомех. Нормы и методы измерений для защиты радиоприемных устройств, размещенных на подвижных средствах

ГОСТ Р 58497 (ИСО 15008:2017) Эргономика транспортных средств. Эргономические аспекты информационно-управляющей системы транспортного средства. Требования к представлению визуальной информации внутри транспортного средства и методы проверки их выполнения

ГОСТ Р 58823 Автомобильные транспортные средства. Системы автоматизации вождения. Классификация и определения

ГОСТ Р ИСО 15623 Интеллектуальные транспортные системы. Системы предупреждения столкновений с движущимся впереди транспортным средством. Требования к эксплуатационным характеристикам и методы испытания

ГОСТ Р ИСО 22178 Интеллектуальные транспортные системы. Низкоскоростные системы слежения. Требования к эксплуатации и процедуре испытаний

СП 34.13330 "СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги"

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил) в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 активное торможение: Функция применения тормозов без участия водителя под управлением САКК.

3.2 адаптивный круиз-контроль; АКК: Усовершенствованная система обычного круиз-контроля, позволяющая оборудованному САКК рассматриваемому ТС следовать за целевым ТС на безопасном расстоянии, управляя двигателем, трансмиссией и тормозами.

3.3 тормозная система: Совокупность конструктивных элементов, обеспечивающая создание сил, препятствующих началу или продолжению движения рассматриваемого ТС.

Примечания

1 Тормозная система может содержать фрикционный тормоз (в котором силы возникают в результате трения между двумя частями рассматриваемого ТС, движущимися относительно друг друга); электрический тормоз (когда силы возникают в результате электромагнитного действия между двумя частями рассматриваемого ТС, движущимися относительно друг друга, но не в контакте друг с другом); гидравлический тормоз (когда силы возникают в результате действия жидкости, находящейся между двумя частями рассматриваемого ТС, движущимися относительно друг друга); моторный тормоз (когда эти силы возникают в результате искусственного увеличения тормозящего действия двигателя, передающегося на колеса).

2 В настоящем стандарте устройства управления трансмиссией не относят к тормозным системам.

3.4 дистанция: Расстояние между задней поверхностью целевого ТС и передней поверхностью рассматриваемого ТС.

3.5 обычный круиз-контроль: Система, способная поддерживать скорость ТС, заданную водителем.

3.6 впереди идущее транспортное средство; ВИТС: ТС, движущееся впереди рассматриваемого ТС в том же направлении, находящееся в поле обзора САКК рассматриваемого ТС.

3.7 свободный транспортный поток: Плавно движущийся транспортный поток, в котором исключены режимы движения "остановка-движение" и "экстренное торможение".

3.8 дистанция : Интервал времени, за которое рассматриваемое ТС при текущей скорости преодолело бы расстояние, равное текущей дистанции между рассматриваемым ТС и целевым ТС.

Примечание - дистанцию вычисляют путем деления дистанции с на скорость рассматриваемого ТС v (см. рисунок 1).

1 - рассматриваемое ТС; 2 - целевое ТС; с - дистанция; v - скорость рассматриваемого ТС

Рисунок 1 - дистанция

3.9 установленная скорость: Желаемая скорость движения, устанавливаемая либо водителем рассматриваемого ТС, либо некоторой системой управления, внешней по отношению к САКК.

Примечание - Установленная скорость является максимально желаемой скоростью рассматриваемого ТС, двигающегося под управлением САКК.

3.10 стационарный режим: Условие, при котором значение описываемого параметра рассматриваемого ТС не изменяется во времени, по расстоянию и т.д.

3.11 рассматриваемое транспортное средство; РТС: ТС категорий M и N, обладающее уровнем автоматизации 0-2 и оборудованное САКК ПДС или САКК ОДС.

Примечание - Категории M и N - в соответствии с [1], уровни 0-2 - в соответствии с ГОСТ Р 58823.

3.12 состояние системы адаптивного круиз-контроля: Одно из нескольких состояний работы САКК.

Примечание - См. 6.1.

3.12.1 выключенное состояние САКК: Состояние, в котором прямой доступ для перевода САКК в активное состояние отключен.

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs