ГОСТ Р ИСО 22178-2016
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Интеллектуальные транспортные системы
НИЗКОСКОРОСТНЫЕ СИСТЕМЫ СЛЕЖЕНИЯ
Требования к эксплуатации и процедуре испытаний
Intelligent transport systems. Low speed following systems. Performance requirements and test procedures
ОКС 43.040.15
Дата введения 2017-06-01
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет" (МАДИ) на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 57 "Интеллектуальные транспортные системы"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 октября 2016 г. N 1493-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 22178:2009* "Интеллектуальные транспортные системы. Низкоскоростные системы слежения (LSF). Требования к эксплуатации и процедуре испытаний" (ISO 22178:2009 "Intelligent transport systems - Low speed following (LSF) systems - Performance requirements and test procedures", IDT).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
Международный стандарт ИСО 22178 разработан Техническим комитетом ИСО/ТК 204 "Интеллектуальные транспортные системы".
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
ИСО - это всемирная федерация национальных органов по стандартизации (членов ИСО). Работа по подготовке международных стандартов обычно выполняется техническими комитетами ИСО. Каждая организация - член ИСО, заинтересованная в предмете, для которого создается технический комитет, имеет право на представительство в этом комитете. В сотрудничестве с ИСО в этой работе также принимают участие международные организации, правительственные и неправительственные. ИСО тесно сотрудничает с Международной электротехнической комиссией по всем вопросам стандартизации электротехнического оборудования.
Международные стандарты составляются в соответствии с правилами, предписанными частью 2 директив ИСО/МЭК.
Главная задача технических комитетов - подготовка международных стандартов. Проекты международных стандартов, принятых техническими комитетами, рассылаются членам ИСО для голосования. Для публикации в качестве международного стандарта необходимо одобрение не менее чем 75% участников голосования.
Особое внимание уделяется возможности того, что какие-либо составные части данного документа могут оказаться предметом патентного законодательства. ИСО не может нести ответственность за идентификацию всех или каких-либо патентных прав.
Документ ИСО/ISO 22178 был подготовлен Техническим комитетом ИСО/ТС 204 "Интеллектуальные транспортные системы".
Основным назначением системы низкоскоростного слежения является управление скоростью автомобиля путем адаптации к движению впереди идущего автомобиля с помощью информации:
1 - о дистанции до впереди идущих автомобилей;
2 - о движении управляемого автомобиля (оснащенного системой LSF);
3 - об управляющих воздействиях со стороны водителя (см. рисунок 1. Функциональные элементы системы LSF). Исходя из полученной информации, система управления (изображенная как "стратегия управления LSF" на рисунке 1) выдает команды на приводные устройства для реализации стратегии управления движением в продольном направлении, а также передает информацию о состоянии водителю.
Рисунок 1 - Функциональные элементы системы LSF
Назначение системы LSF - частичная автоматизация управления движением автомобиля в продольном направлении для сокращения нагрузки на водителя.
Настоящий стандарт может использоваться в качестве стандарта системного уровня для других стандартов, которые дополняют LSF более подробными стандартами, например для концепций специфических датчиков обнаружения и измерения дистанции или для более высоких уровней функциональности. Таким образом, проблемы наподобие специальных требований к работе датчиков обнаружения и измерения дальности и организации связи для взаимодействующих систем здесь не рассматриваются.
В настоящем стандарте описаны базовая стратегия управления, минимальные функциональные требования, основные элементы интерфейса водителя, минимальные требования к диагностике и реакции на отказы, а также процедуры проверки эксплуатационных характеристик для низкоскоростных систем слежения.
Система LSF предназначена прежде всего для снижения нагрузки на водителя при постоянных повторных нажатиях на педали акселератора и тормоза при заторе в уличном движении для поддержания необходимой дистанции следования за впереди идущим автомобилем в течение относительно продолжительных интервалов движения в отсутствие объектов, таких как пешеходы и мотоциклисты, которые способны прервать поток автоматизированного движения.
Система LSF обеспечивает автоматическое следование за другим автомобилем на низкой скорости с помощью механизма интерфейса водителя и системы настройки скорости движения. Система LSF не предназначена для обычного управления регулированием скорости.
В настоящем стандарте использована ссылка на следующий международный стандарт*. Для недатированных ссылок применяют последнее издание ссылочного документа (включая все его изменения).
_______________
* Таблицу соответствия национальных стандартов международным см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.
ISO 2575, Road vehicles - Symbols for controls, indicators and tell-tales (Транспорт дорожный. Символы для органов управления, индикаторов и сигнальных устройств).
_______________
Определения даны в соответствии с глоссарием ИСО/ТК 204/WG 14.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.
3.1 дистанция: Расстояние между задней поверхностью преследуемого автомобиля и передней поверхностью управляемого автомобиля.
3.2 заторы в уличном движении: Дорожная обстановка, в которой водитель на пониженной скорости последовательно возобновляет движение, следует за впереди идущим автомобилем и останавливается, чтобы поддержать соответствующую дистанцию следования за впереди идущим автомобилем.
3.3 вытеснение: Ситуация, в которой движущееся впереди транспортное средство совершает перестроение.
3.4 движущееся впереди транспортное средство: Транспортное средство, движущееся в попутном направлении спереди управляемого LSF автомобиля.
3.5 начало движения: Действие водителя, направленное на передачу системе указания о приведении управляемого автомобиля в движение.
Пример - Нажатие на педаль акселератора и операция с переключателем для запуска управляемого автомобиля.
3.6 низкоскоростное слежение; LSF: Функциональная возможность, позволяющая управляемому автомобилю следовать за впереди идущим автомобилем на низких скоростях, например в условиях затора дорожного движения, на соответствующей дистанции путем управления двигателем и/или трансмиссией и тормозами.
3.7 режим слежения; LSF: Состояние, в котором система управляет дистанцией до впереди идущего автомобиля в соответствии с заданным интервалом времени.
3.8 режим удержания; LSF: Состояние, в котором система удерживает управляемый автомобиль неподвижно.
3.9 режим перенацеливания; LSF: Временный период потери цели во время перехода к следованию за другим впереди идущим автомобилем.
3.10 максимальная рабочая скорость: Максимальная скорость, которую система LSF может развить при управлении слежением.
3.11 минимальная рабочая скорость: Минимальная скорость, которую система LSF может поддерживать при управлении слежением.
3.12 медленно движущееся впереди транспортное средство: Движущееся впереди транспортное средство с максимальной скоростью не более 1 м/с или 10% от скорости управляемого LSF автомобиля.
3.13 неподвижный объект: Объект перед управляемым автомобилем, который неподвижен.
3.14 установившийся режим: Состояние, при котором значение предписанного параметра не изменяется в зависимости от времени, дистанции и т.п.
3.15 управляемый LSF автомобиль: Автомобиль, оснащенный системой LSF.
3.16 преследуемый автомобиль: Автомобиль, за которым следует управляемый LSF автомобиль.
3.17 временной интервал: Значение, вычисляемое как отношение дистанции с к скорости автомобиля v.
Примечание - Смотри рисунок 2.
Рисунок 2 - Временной интервал
СТТ | - коэффициент тестового макета (для инфракрасных отражателей), м/ср; |
c | - дистанция между автомобилями, м; |
- минимальная дистанция в условиях установившегося режима при любой скорости (включая режим удержания), м; | |
- минимальная дистанция в условиях установившегося режима при скорости , м; | |
- максимальный диапазон дистанции обнаружения на прямой дороге, м; | |
- расстояние между источником излучения и площадью проецирования , м; | |
- дистанция, за пределами которой система не должна принимать во внимание впереди идущий автомобиль, м; | |
- дистанция, в пределах которой обнаружение впереди идущего автомобиля не требуется, м; | |
- дистанция, в пределах которой не требуется ни измерение расстояния, ни определение относительной скорости, м; | |
L | - длина грани отражателя для радарного теста RADAR, м; |
R | - радиус криволинейной траектории, м; |
- минимальный радиус криволинейной траектории, м; | |
RCS | - параметр поперечного сечения, м; |
- действительная скорость управляемого автомобиля относительно опорной поверхности, м/с; | |
- скорость автомобиля на входе в криволинейную траекторию радиусом R, м/с; | |
- максимальная рабочая скорость, м/с; | |
- минимальная рабочая скорость, м/с; | |
- скорость автомобиля в конце теста, м/с; | |
- скорость автомобиля в начале теста, м/с; | |
- используемая площадь, м; | |
- освещаемая поверхность, м; | |
- интенсивность излучения, Вт/м; | |
- сила излучения, Вт/ср; | |
- сила излучения в заданном направлении, Вт/ср; | |
- длина волны, м; | |
- временной интервал между автомобилями, с; | |
- максимальный выбираемый временной интервал, с; | |
- максимально возможный в установившемся режиме временной интервал при данной скорости , с; | |
- минимальный выбираемый временной интервал, с; | |
- минимальный временной интервал в установившемся режиме при данной скорости , с; | |
- мощность источника излучения, Вт; | |
- излучаемая мощность, Вт; | |
- мощность падающего излучения, Вт; | |
- телесный угол, ср; | |
- телесный угол источника, ср. |