Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 58497-2019
(ИСО 15008:2017)



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЭРГОНОМИКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Эргономические аспекты информационно-управляющей системы транспортного средства. Требования к представлению визуальной информации внутри транспортного средства и методы проверки их выполнения

Ergonomic of vehicles. Ergonomic aspects of transport information and control systems. Specifications and test procedures for in-vehicle visual presentation



ОКС 13.180,

         43.040.15

Дата введения 2019-12-01



Предисловие

     

1 ПОДГОТОВЛЕН Закрытым акционерным обществом "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (ЗАО "НИЦ КД") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 201 "Эргономика, психология труда и инженерная психология"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 августа 2019 г. N 561-ст

4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 15008:2017* "Транспорт дорожный. Эргономические аспекты информационно-управляющей системы транспортного средства. Требования к представлению визуальной информации внутри транспортного средства и методы их проверки" (ISO 15008:2017 "Road vehicles - Ergonomic aspects of transport information and control systems - Specifications and test procedures for in-vehicle visual presentation", MOD) путем внесения технических отклонений, объяснение которых приведено во введении к настоящему стандарту.

________________
     * Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.



Международный стандарт разработан Техническим комитетом ISO/ТС 22/SC 39.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5).

Сведения о соответствии ссылочных межгосударственных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном международном стандарте, приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВЗАМЕН ГОСТ Р ИСО 15008-2012

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Управление транспортным средством представляет собой сложную задачу, требующую постоянного распределения внимания между основной задачей управления транспортным средством и задачей, не связанной с его управлением. Поэтому в основе управления транспортным средством лежит взаимодействие когнитивных, физических, соматосенсорных, визуальных и психомоторных навыков.

Водитель и транспортное средство представляют собой сложную систему, которая включает в себя среду транспортного средства, элементы управления и устройства визуального отображения информации, в совокупности определяющие информационно-управляющую систему транспортного средства (ИУС ТС). Так как в основе управления транспортным средством лежит функционирование интерактивных систем, характеристики транспортного средства в сочетании с возможностями человека являются важными факторами, влияющими на работу ИУС ТС.

Для достижения оптимальной производительности труда водителя основной задачей ИУС ТС является поддержка водителя при выполнении основной задачи управления транспортным средством таким образом, чтобы способствовать повышению производительности, комфортности и безопасности его труда, при этом не оказывая отрицательного воздействия на утомляемость водителя при использовании ИУС ТС. Показателями, влияющими на этот процесс, являются характеристики устройств визуального отображения информации, в особенности те характеристики дисплеев, которые необходимо учитывать вместе с возможностями человека, условиями освещения и расположением дисплея по отношению к водителю. Это особенно важно, так как требования к предоставлению визуальной информации должны учитывать различные условия окружающей среды и представлять собой обязательное условие для обеспечения оптимальной производительности, комфортности и рабочей нагрузки. Настоящий стандарт устанавливает требования к представлению визуальной информации.

В настоящем стандарте ссылки на международные стандарты заменены ссылками на национальные и межгосударственные стандарты.

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает минимальные требования к качеству и четкости изображения на дисплеях информационно-управляющей системы транспортного средства (ИУС ТС), содержащих динамично изменяющуюся визуальную информацию, которую система представляет водителю легкового автомобиля во время движения транспортного средства. Требования к контрасту изображения и размеру шрифта не распространяются на грузовые автомобили, так как данные требования приведены в соответствии с [1], который применим только к пассажирским транспортным средствам. Требования к представлению визуальной информации разработаны таким образом, чтобы они не зависели от технологии изготовления дисплея. Однако в некоторых случаях приведены методы испытаний и процедуры измерений для проверки соответствия требованиям настоящего стандарта.

Настоящий стандарт применим к перцептивным и некоторым основным когнитивным компонентам визуальной информации, включая четкость восприятия знаков и распознаваемость цветов. Он не применим к другим факторам, влияющим на производительность труда и комфорт, таким как применяемое кодирование, форма и характеристики диалога, или к дисплеям, использующим:

- знаки, представленные как часть символа или графической информации;

- информацию, накладываемую поверх стекол обзора (например, индикацию на лобовом стекле);

- графические изображения (например, изображение с камеры заднего вида);

- карты и топографические изображения (например, в навигационных системах);

- квазистатическую информацию [например, АМ/РМ (время до полудня/после полудня), км/мили, кПа/psi (килопаскали/фунты на квадратный дюйм), ВКЛ/ВЫКЛ].

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 8.654 Государственная система обеспечения единства измерений. Фотометрия. Термины и определения

ГОСТ ИСО 2575 Транспорт дорожный. Символы для органов управления, индикаторов и сигнальных устройств

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

Терминологические базы данных ИСО и МЭК доступны по следующим интернет-адресам:

- электронная база МЭК Electropedia по адресу: http://www.electropedia.org/;

- электронная платформа ИСО с функцией онлайн-просмотра терминов по адресу: http://www.iso.org/obp.

3.1 адаптация (adaptation): Приспосабливание чувствительности глаза к яркости (3.25) в наблюдаемом поле зрения за счет химических и физических процессов внутри глаза.

Примечание - Темновая адаптация наступает более медленно, чем световая адаптация.

3.2 вспышка (flash): Предполагаемое периодическое изменение яркости света или визуальной информации от значения "ВЫКЛ" до заданного значения, используемое для привлечения внимания.

Примечание - Термины и определения, связанные с фотометрическими величинами (например, освещенность, яркость), приведены в ГОСТ 8.654.

3.3 динамическая информация (dynamic information): Информация, имеющая более двух состояний изменения.

3.4 дискомфортная блесткость (discomfort glare): Блесткость, вызывающая неприятные ощущения, но не обязательно ухудшающая при этом видимость объектов.

Примечание - Эффект дискомфортной блесткости относится к восприятию и ухудшает зрительное внимание и выделение изображения.

3.5 дневные условия (day condition): Условия с рассеянным окружающим светом.

3.6 дрожание (jitter): Непреднамеренное периодическое перемещение изображения или его частей.

3.7 избыточная информация (redundantly presented information): Информация, предоставляемая одновременно с помощью различных средств или в различных местах.

Примеры

1 Скорость может быть отображена одновременно в аналоговом и цифровом формате.

2 Пошаговая навигация может быть отображена одновременно на главном и дополнительном дисплее.

3.8 карта (map): Изображение на плоской поверхности определенной части поверхности земли, отражающее ее свойства и расположенные на ней объекты (в особенности дороги и схемы движения), имеющие форму и размеры в соответствии с определенной системой условных обозначений.

3.9 квазистатическая информация (quasi-static information): Представленная на дисплее информация, имеющая ограниченное количество возможных состояний, при этом то или иное состояние отображается постоянно и редко изменяется.

Пример - АМ/РМ (время до полудня/после полудня), км/мили, кПа/psi (килопаскали/фунты на квадратный дюйм), ВКЛ/ВЫКЛ.

3.10 коэффициент контраста (contrast ratio,  ): Отношение яркости области в "освещенном" состоянии к яркости той же области в "темном" состоянии .

Примечания

1 .

2 Термины и определения, связанные с фотометрическими величинами (например, освещенность, яркость), приведены в ГОСТ 8.654.

3.11 критическая зеркальная линия; КЗЛ (critical specular line, CSL): Линия от центра дисплея до центра эллипса глаза (3.23).

3.12 мелькание или мерцание изображения (flicker): Непреднамеренные пульсации изображения во времени, обычно возникающие в процессе обновления информации на дисплее или вызванные колебаниями яркости подсветки.

Примечание - Термины и определения, связанные с фотометрическими величинами (например, освещенность, яркость), приведены в ГОСТ 8.654.

3.13 ночные условия (night condition): Условия слабого окружающего освещения, при которых на адаптацию (3.1) глаз водителя в основном влияют часть дороги впереди, освещенная фарами транспортного средства и уличными фонарями, а также яркость (3.25) дисплея и приборной панели.

Примечание - Слабым считается окружающее освещение менее 50 лк.

3.14 пиксель (pixel): Наименьший управляемый элемент поверхности дисплея, способный воспроизводить весь диапазон яркости и цветов.

Примечания

1 Термин "Pixel" является аббревиатурой "picture element".

2 Термины и определения, связанные с фотометрическими величинами (например, освещенность, яркость), приведены в ГОСТ 8.654.

3.15 сегмент (segment): Элемент заранее определенной геометрической формы, который может быть использован для создания знака или символа в целом или частично.

Пример - Штрих.

3.16 слепящая блесткость (disability glare): Блесткость, нарушающая видимость объектов, но не обязательно вызывающая дискомфорт.

Примечание - Эффект слепящей блесткости относится к сетчатке глаза и вызван в основном рассеянием света в глазу, которое создает светящуюся пелену перед изображением на сетчатке, тем самым уменьшая контраст изображения.

3.17 статическая информация (static information): Представленная на дисплее информация, которая не изменяется, особенно физические единицы.

Пример - км, мили, кПа, PSI, миль/ч, км/ч.

3.18 сумеречные условия (twilight condition): Условия, промежуточные между ночными условиями (3.13) и дневными условиями (3.5).

Примечание - В сумеречных условиях настройки подсветки дисплея могут быть установлены для дневных или ночных условий.

3.19 условия прямого солнечного света (direct sunlight condition): Условия, при которых прямой солнечный свет падает на поверхность дисплея, что оказывает влияние на возможность просмотра изображения.

3.20 хроматический (chromatic): Основанный на явлениях хроматизма цвет или цветовой тон, отличающийся от нейтрального серого цвета, имеющего такую же яркость (3.25).

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs