ГОСТ Р ИСО 22179-2017
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Интеллектуальные транспортные системы
СИСТЕМЫ АДАПТИВНОГО КРУИЗ-КОНТРОЛЯ ВО ВСЕМ ДИАПАЗОНЕ СКОРОСТЕЙ
Требования к эксплуатационным характеристикам и методы испытания
Intelligent transport systems. Full speed range adaptive cruise control (FSRA) systems. Performance requirements and test procedures
ОКС 43.040.15
Дата введения 2018-07-01
1 ПОДГОТОВЛЕН Закрытым акционерным обществом "НПП Транснавигация" на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 57 "Интеллектуальные транспортные системы"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 ноября 2017 г. N 1674-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 22179:2009* "Интеллектуальные транспортные системы. Системы адаптивного круиз-контроля во всем диапазоне скоростей (FSRA). Требования к эксплуатационным характеристикам и методы испытания" (ISO 22179:2009 "Intelligent transport systems - Full speed range adaptive cruise control (FSRA) systems - Performance requirements and test procedures", IDT).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
Международный стандарт ИСО 22179 разработан Техническим комитетом ИСО/ТК 204 "Интеллектуальные транспортные системы".
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
ИСО (Международная организация по стандартизации) - это Всемирная федерация национальных организаций по стандартизации (комитеты - члены ИСО). Работа по подготовке международных стандартов обычно осуществляется через технические комитеты ИСО. Каждый член, заинтересованный в предмете, для которого был создан технический комитет, имеет право быть представленным в этом комитете. Международные организации, правительственные и неправительственные, имеющие связи с ИСО, также принимают участие в работе. ИСО тесно сотрудничает с Международной электротехнической комиссией (МЭК) по всем вопросам стандартизации в области электротехники.
Международные стандарты разрабатывают в соответствии с правилами, приведенными в Директивах ИСО/МЭК, часть 2.
Основная задача технических комитетов - это подготовка международных стандартов. Проекты международных стандартов, принятые техническими комитетами, рассылаются членам для голосования. Для публикации в качестве международного стандарта требуется одобрение не менее 75% организаций-членов, участвующих в голосовании.
Следует обратить внимание на возможность того, что некоторые элементы этого документа могут быть объектом патентных прав. ИСО не должна нести ответственности за идентификацию любого или всех таких патентных прав.
ИСО 22179 был подготовлен Техническим комитетом ISO/TC 204 "Интеллектуальные транспортные системы".
Основная функция системы адаптивного круиз-контроля - это контроль скорости движения транспортного средства адаптивно по отношению к движущемуся впереди транспортному средству, используя информацию:
1 - о расстоянии до движущегося впереди транспортного средства;
2 - о движении транспортного средства, оборудованного системой FSRA;
3 - о командах водителя (см. рисунок 1).
На основе полученной информации контроллер (идентифицированный на рисунке 1 как "Стратегия управления FSRA") посылает команды на исполнительные механизмы для реализации выработанной продольной стратегии управления. Он также передает информацию о состоянии системы FSRA водителю.
Рисунок 1 - Функциональные элементы FSRA
Целью FSRA являются сокращение объема работы водителя и его поддержка в удобной форме на основе частичной автоматизации процесса продольного управления транспортным средством. Этот международный стандарт может быть использован в качестве стандарта системного уровня другими стандартами, которые расширяют FSRA детализацией стандарта, например для уточнения концепций датчиков или для стандартизации более высокого уровня функциональности.
Таким образом в настоящем стандарте рассматриваются такие вопросы, как специфические требования к функциям датчика по обнаружению и измерению расстояния до движущегося впереди транспортного средства или характеристики линий связи для кооперативных решений.
Настоящий стандарт содержит основную стратегию управления, минимальные требования к функциям, основные элементы интерфейса водителя, минимальные требования по диагностике и реакции на отказ, а также процедуры тестирования эксплуатационных характеристик для систем адаптивного круиз-контроля в полном диапазоне скоростей (FSRA). FSRA в основном предназначена для обеспечения продольного управления оборудованных системой транспортных средств при движении по автомагистрали (дороги, где запрещено движение немоторизованных транспортных средств и пешеходов) в свободных и перегруженных условиях движения. FSRA обеспечивает поддержку продольного управления в диапазоне свободного транспортного потока до расчетной максимальной скорости системы.
Система будет пытаться остановить транспортное средство, двигающееся за останавливающимся транспортным средством, в пределах своих возможностей замедления движения и сможет снова начать движение после получения команды от водителя на продолжение движения.
Данная система не обязана реагировать на стационарные или медленно движущиеся объекты [в соответствии с ИСО 15622 (адаптивный круиз-контроль)].
В настоящем стандарте использована ссылка на следующий документ*. Для недатированных ссылок применяют последнее издание ссылочного документа (включая все его изменения).
_______________
* Таблицу соответствия национальных стандартов международным см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.
ISO 2575, Road vehicles - Symbols for controls, indicators and tell-tales (Транспорт дорожный. Символы для органов управления, индикаторов и сигнальных устройств)
_______________
Определения соответствуют глоссарию ИСО/ТС 204/WC 14.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 управление активным торможением: Функция применения тормозов без участия водителя, в этом случае под управлением системы FSRA.
3.2 адаптивный круиз-контроль: Усовершенствованная система обычного круиз-контроля [см. обычный круиз-контроль (см. 3.5)], которая позволяет оборудованному данной системой транспортному средству следовать за движущимся впереди транспортным средством (ТС) на соответствующем расстоянии, управляя двигателем, трансмиссией и, возможно, тормозами.
3.3 тормоз: Устройство, в котором силы препятствуют продолжению движения транспортного средства.
Пример - Это может быть фрикционный тормоз (когда силы возникают в результате трения между двумя частями транспортного средства, движущимися относительно друг друга); электрический тормоз (когда силы возникают в результате электромагнитного действия между двумя частями транспортного средства, движущимися относительно друг друга, но не в контакте друг с другом); гидравлический тормоз (когда силы возникают в результате действия жидкости, находящейся между двумя частями транспортного средства, движущимися относительно друг друга); тормозной механизм двигателя (когда эти силы возникают в результате искусственного увеличения тормозящего действия двигателя, передающегося на колеса).
Примечание - Определение взято из ECE-R 13-Н, за исключением того, что для целей настоящего стандарта устройства управления трансмиссией не рассматриваются в качестве тормоза.
3.4 расстояние между транспортными средствами: Расстояние от замыкающей поверхности движущегося впереди транспортного средства до ведущей поверхности рассматриваемого транспортного средства.
3.5 обычный круиз-контроль: Система, способная поддерживать скорость транспортного средства, которую установил водитель.
3.6 движущееся впереди транспортное средство: Транспортное средство впереди рассматриваемого транспортного средства, двигающееся в том же направлении по той же дороге (см. 3.11).
3.7 свободный транспортный поток: Плавно движущийся транспортный поток, в котором исключены режимы движения "остановка, движение" и резкие торможения.
3.8 временной интервал: Значение , вычисляемое как отношение дистанции к скорости транспортного средства .
Примечание - См. рисунок 2.
- дистанция; - скорость транспортного средства
Рисунок 2 - Временной интервал
3.9 установленная скорость: Желаемая скорость движения, устанавливаемая либо водителем, либо некоторой системой управления, внешней по отношению к системе.
Примечание - Установленная скорость является максимально желаемой скоростью транспортного средства, двигающегося под управлением FSRA.
3.10 стационарное состояние: Условие, при котором значение описываемого параметра не изменяется во времени, по расстоянию и т.д.
3.11 транспортное средство, являющееся объектом испытаний: Транспортное средство, оборудованное рассматриваемой системой и относящееся к обсуждаемой теме.
3.12 состояния системы FSRA: Для целей настоящего стандарта различают три состояния системы (см. рисунок 2).
3.12.1 состояние "FSRA выключено": Состояние, в котором прямой доступ для перевода FSRA в состояние "FSRA в активном состоянии" (см. 3.12.3) отключен.
3.12.2 состояние ожидания FSRA: Состояние, в котором система FSRA не осуществляет управление продольным движением и система готова к активации водителем.
3.12.3 активное состояние FSRA: Состояние, в котором система FSRA регулирует скорость и/или расстояние между транспортными средствами (дистанцию).
3.12.4 состояние готовности системы FSRA: Состояние, в котором система активна, когда транспортное средство неподвижно.
3.12.5 состояние управления скоростью системы FSRA: Состояние, в котором система управляет скоростью транспортного средства в соответствии с установленной скоростью.
3.12.6 состояние управления следованием за транспортным средством в системе FSRA: Состояние, в котором система контролирует дистанцию между испытуемым транспортным средством и транспортным средством - целью в соответствии с выбранным интервалом времени.
3.13 стационарный объект: Объект, находящийся в неподвижном состоянии впереди испытуемого транспортного средства.
3.14 медленно двигающийся объект: Объект перед испытуемым транспортным средством, который двигается со скоростью меньше максимальной (1 м/с, 10% от скорости испытуемого транспортного средства) по направлению центральной линии испытуемого транспортного средства.
3.15 транспортное средство - мишень: Транспортное средство, за которым следует испытуемое транспортное средство.
3.16 адаптивный круиз-контроль для всего диапазона скоростей: Улучшенная система адаптивного круиз-контроля (см. 3.2), которая позволяет оборудованному данной системой транспортному средству следовать за движущимся впереди транспортным средством на приемлемой дистанции за счет управления двигателем и/или трансмиссией и тормозами вплоть до полной остановки транспортного средства.
- максимально допустимое боковое ускорение на непрямолинейном участке дороги; | |
- продольное ускорение транспортного средства - мишени при испытаниях режима автоматической остановки оборудованного системой транспортного средства; | |
- коэффициент тестируемой мишени для инфракрасных отражателей; | |
- дистанция между транспортными средствами; | |
- минимальное расстояние между транспортными средствами при стационарных условиях движения для всех скоростей движения (включая состояние готовности); | |
- дистанция, в пределах которой не требуется обнаружение транспортного средства - мишени; | |
- расстояние, меньше которого не требуется ни измерение расстояния, ни определение относительной скорости; | |
- измеряемое расстояние; | |
- максимальное значение расстояния, определяемого на прямых участках дорог; | |
LIDAR | - использование света для обнаружение объектов при оценке расстояния; |
- радиус окружности, радиус непрямолинейного участка дороги; | |
- минимальный радиус непрямолинейного участка дороги; | |
- истинная скорость испытуемого транспортного средства относительно земли; | |
- максимальная скорость на непрямолинейном участке дороги при установленном боковом ускорении; | |
- скорость движения транспортного средства при входе в поворот радиуса ; | |
- максимальное значение устанавливаемой скорости; | |
- минимальное значение устанавливаемой скорости; | |
- скорость транспортного средства - мишени при испытании режима автоматической остановки оборудованного системой транспортного средства; | |
- скорость транспортного средства в конце испытания; | |
- максимальная скорость транспортного средства; | |
- скорость транспортного средства в начале испытаний; | |
- максимальное значение выбираемого интервала времени; | |
- максимально возможное значение временного интервала в стационарном состоянии при заданной скорости ; | |
- минимальное значение выбираемого временного интервала. |