Статус документа
Статус документа


ГОСТ Р ИСО 15622-2017

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Интеллектуальные транспортные системы

СИСТЕМЫ АДАПТИВНОГО КРУИЗ-КОНТРОЛЯ

Требования к эксплуатационным характеристикам и методы испытания

Intelligent transport systems. Adaptive cruise control systems. Performance requirements and test procedures

ОКС 43.040.15

Дата введения 2018-07-01

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет" (МАДИ) на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 57 "Интеллектуальные транспортные системы"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 ноября 2017 г. N 1672-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 15622:2010* "Интеллектуальные транспортные системы. Системы адаптивного круиз-контроля. Требования к эксплуатационным характеристикам и методы испытания" (ISO 15622:2010 "Intelligent transport systems - Adaptive Cruise Control systems - Performance requirements and test procedures", IDT).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.


Международный стандарт ИСО 15622 разработан Техническим комитетом ИСО/ТК 204 "Интеллектуальные транспортные системы".

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

ИСО (Международная организация по стандартизации) - это всемирная Федерация национальных организаций по стандартизации (комитеты - члены ИСО). Работа по подготовке международных стандартов обычно осуществляется через технические комитеты ИСО. Каждый член, заинтересованный в предмете, для которого был создан технический комитет, имеет право быть представленным в этом комитете. Международные организации, правительственные и неправительственные, имеющие связи с ИСО, также принимают участие в работе. ИСО тесно сотрудничает с Международной электротехнической комиссией (МЭК) по всем вопросам стандартизации в области электротехники.

Международные стандарты разрабатывают в соответствии с правилами, приведенными в Директивах ИСО/МЭК, часть 2.

Основная задача технических комитетов - это подготовка международных стандартов. Проекты международных стандартов, принятые техническими комитетами, рассылаются членам для голосования. Для публикации в качестве международного стандарта требуется одобрение не менее 75% организаций-членов, участвующих в голосовании.

Следует обратить внимание на возможность того, что некоторые элементы этого документа могут быть объектом патентных прав. ИСО не должна нести ответственность за идентификацию любого или всех таких патентных прав.

ИСО 15622 был подготовлен Техническим комитетом ISO/TC 204 "Интеллектуальные транспортные системы".

Это второе издание отменяет и заменяет первое издание (ИСО 15622:2002), которое было технически пересмотрено.

Основная функция системы адаптивного круиз-контроля (АСС) - это контроль скорости движения транспортного средства адаптивно по отношению к движущемуся впереди транспортному средству, используя информацию:

1 - о расстоянии до движущегося впереди транспортного средства;

2 - о движении транспортного средства, оборудованного системой АСС;

3 - о командах водителя (см. рисунок 1).

На основе полученной информации контроллер системы АСС (идентифицированный на рисунке 1 как "Стратегия управления АСС") посылает команды на исполнительные механизмы для реализации выработанной продольной стратегии управления. Он также передает информацию о состоянии системы АСС водителю.

     
Рисунок 1 - Функциональные элементы АСС

Цель АСС - это сокращение объема работы водителя и его поддержка в удобной форме на основе частичной автоматизации процесса продольного управления транспортным средством. Этот международный стандарт может быть использован в качестве стандарта системного уровня другими стандартами, которые расширяют АСС детализацией стандарта, например для уточнения концепций датчиков или для стандартизации более высокого уровня функциональности.

Таким образом, в настоящем стандарте не рассматриваются такие вопросы, как специфические требования к функциям датчика по обнаружению и измерению расстояния до движущегося впереди транспортного средства или характеристики линий связи для кооперативных решений.

     1 Область применения

Настоящий стандарт содержит основную стратегию управления, минимальные требования к функциям, основные элементы интерфейса водителя, минимальные требования по диагностике и реакции на отказ, а также процедуры тестирования эксплуатационных характеристик системы адаптивного круиз-контроля (АСС).

Адаптивный круиз-контроль предназначен для обеспечения управления продольным движением оборудованного транспортного средства при его движении по автомагистрали (дороги, где запрещено движение немоторизованных транспортных средств и пешеходов) в условиях свободного транспортного потока.

Система АСС может быть дополнена другими функциями, такими как функция предупреждения о препятствии впереди.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие документы*. Для недатированных ссылок применяют последнее издание ссылочного документа (включая все его изменения и поправки).

_______________

* Таблицу соответствия национальных стандартов международным см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.     


ISO 2575, Road vehicles - Symbols for controls, indicators and tell-tales (Транспорт дорожный. Символы для органов управления, индикаторов и сигнальных устройств)

UN/ECE Regulation No. 13-Н, Uniform provisions concerning the approval of passenger cars with regard to braking (Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения легковых транспортных средств в отношении торможения)

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 управление активным торможением: Функция применения тормозов, без участия водителя, в этом случае под управлением системы АСС.

3.2 адаптивный круиз-контроль: Усовершенствованная система обычного круиз-контроля [см. обычный круиз-контроль (см. 3.5)], которая позволяет оборудованному данной системой транспортному средству следовать за движущимся впереди транспортным средством (ТС) на соответствующем расстоянии, управляя двигателем, трансмиссией и, возможно, тормозами.

3.3 тормоз: Устройство, в котором силы препятствуют продолжению движения транспортного средства.

Примечание 1 - Это может быть фрикционный тормоз (когда силы возникают в результате трения между двумя частями транспортного средства, движущимися относительно друг друга); электрический тормоз (когда силы возникают в результате электромагнитного действия между двумя частями транспортного средства, движущимися относительно друг друга, но не в контакте друг с другом); гидравлический тормоз (когда силы возникают в результате действия жидкости, находящейся между двумя частями транспортного средства, движущимися относительно друг друга); двигатель-тормоз (когда эти силы возникают в результате искусственного увеличения тормозящего действия двигателя, передающегося на колеса).

Примечание 2 - Взято из UN ECE Regulation No. 13-Н:1998, определение 2.6.

Примечание 3 - Для целей настоящего международного стандарта устройства управления трансмиссией не рассматриваются как тормоза.

3.4 расстояние между транспортными средствами: Расстояние от замыкающей поверхности движущегося впереди транспортного средства до ведущей поверхности рассматриваемого транспортного средства.

3.5 обычный круиз-контроль: Система, способная поддерживать скорость транспортного средства, которую установил водитель.

3.6 движущееся впереди транспортное средство: Транспортное средство впереди рассматриваемого транспортного средства, двигающееся в том же направлении по той же дороге (см. 3.11).

3.7 свободный транспортный поток: Плавно движущийся транспортный поток, в котором исключены режимы движения "остановка, движение" и резкие торможения.

3.8 временной интервал: Значение , вычисляемое как отношение дистанции к скорости транспортного средства .

Примечание - См. рисунок 1а.

     
Рисунок 1а - Временной интервал

3.9 установленная скорость: Желаемая скорость движения, устанавливаемая либо водителем, либо некоторой системой управления, внешней по отношению к системе АСС.

Примечание - Установленная скорость является максимально желаемой скоростью транспортного средства, двигающегося под управлением АСС.

3.10 стационарное состояние: Условие, при котором значение описываемого параметра не изменяется во времени, по расстоянию и т.д.

3.11 транспортное средство, являющееся объектом испытаний: Транспортное средство, оборудованное рассматриваемой системой АСС и относящееся к обсуждаемой теме.

3.12 состояния системы АСС: Для целей настоящего стандарта различаются три состояния системы (см. рисунок 2).

3.12.1 состояние "АСС выключено": Состояние, в котором прямой доступ для перевода АСС в состояние "АСС в активном состоянии" отключен.

3.12.2 состояние ожидания АСС: Состояние, в котором система не осуществляет управление продольным движением и готова к активации водителем.

3.12.3 активное состояние АСС: Состояние, в котором система АСС регулирует скорость и/или расстояние между транспортными средствами (дистанцию).

3.12.3.1 активное состояние АСС "Регулирование скорости": Состояние, в котором система АСС регулирует скорость транспортного средства в соответствии с установленной скоростью.

3.12.3.2 активное состояние АСС "следование за транспортным средством": Состояние, в котором система АСС регулирует дистанцию между испытуемым транспортным средством и транспортным средством, за которым оно следует, в соответствии с выбранным временным промежутком.

3.13 транспортное средство мишень: Транспортное средство, за которым следует испытуемое транспортное средство.

3.14 стационарный объект: Объект, находящийся в неподвижном состоянии впереди испытуемого транспортного средства.

     4 Обозначения

Таблица 1 - Символы и их значение

Символ

Значение


Используемая область, общее обозначение для области


Освещенная поверхность


Максимально допустимое боковое ускорение на непрямолинейном участке дороги


Минимально допустимое продольное ускорение = максимально допустимое продольное замедление


Максимально допустимое продольное ускорение


Максимально допустимое продольное ускорение во время тестирования на непрямолинейном участке дороги


Максимально возможное замедление, достигаемое при ручном управлении


Дистанция между транспортными средствами


Расстояние между объектом и датчиком, общее обозначение для расстояния


Дистанция, в пределах которой не требуется обнаружение транспортного средства мишени


Расстояние, в пределах которого не требуется измерение расстояния и относительной скорости


Измеряемое расстояние


Расстояние между источником и проектируемой плоскостью A


Максимальное значение расстояния, определяемого на прямых участках дорог


Максимальное значение расстояния, определяемого на непрямолинейных участках дорог


Интенсивность излучения трансмиттера


Интенсивность излучения


Интенсивность излучения в установленном направлении


Длина стороны рефлектора, применяемого при испытаниях радара


Радиус окружности, радиус непрямолинейного участка дороги


Фактический радиус непрямолинейного участка дороги


Минимальный радиус непрямолинейного участка дороги


Минимальное время, за которое достигается максимальное замедление


Время, стартовый тест


Время, стартовый маневр


Время, конечный маневр


Время, тест окончания


Истинная скорость транспортного средства относительно земли


Максимальная скорость на непрямолинейном участке дороги при установленном боковом ускорении


Скорость движения транспортного средства при входе в поворот радиуса


Минимальная скорость, при которой допускается ускорение в автоматическом режиме


Установленная скорость транспортного средства


Максимальная выбираемая скорость для установки


Минимальная выбираемая скорость для установки


Скорость транспортного средства в конце испытания

Максимальная скорость транспортного средства


Скорость транспортного средства в начале испытания


Ширина поля зрения, измеренная от осевой линии дороги, измеренная при


Половина угла поля зрения


Длина волны радара


Временной интервал между транспортными средствами


Максимально возможный постоянный временной интервал при установленной скорости


Максимальный выбираемый временной интервал

Минимально возможный временной интервал при установленной скорости


Минимальный выбираемый временной интервал


Излучаемая энергия


Телесный угол


Телесный угол (источника)


Освещаемый телесный угол

CTT

Коэффициент отражения цели испытания

FOV

Поле зрения

HDA

Горизонтальная область распознавания

RCS

Эффективная поверхность рассеяния

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs