Профессиональные справочные системы
для специалистов строительной отрасли

ГОСТ Р 50607-2012
(ИСО 10605:2008)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Совместимость технических средств электромагнитная

ТРАНСПОРТ ДОРОЖНЫЙ

Методы испытаний для электрических помех от электростатических разрядов

Electromagnetic compatibility of technical equipment. Road vehicles. Test methods for electrical disturbances from electrostatic discharges



ОКС 43.040.10

Дата введения 2013-01-01

     

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН ЗАО "Научно-испытательный центр "САМТЭС" и Техническим комитетом по стандартизации ТК 30 "Электромагнитная совместимость технических средств" на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 30 "Электромагнитная совместимость технических средств"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1396-ст

4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 10605:2008* "Транспорт дорожный. Методы испытаний для электрических помех от электростатических разрядов" (ISO 10605:2008 "Road vehicles - Test methods for electric disturbances from electrostatic discharge", MOD), включая техническую поправку 1:2010 к этому стандарту.

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.


При этом дополнительные положения и требования, включенные в текст стандарта для учета особенностей российской национальной стандартизации, выделены в тексте стандарта курсивом*.

________________

* В оригинале обозначения и номера стандартов и нормативных документов в разделе "Предисловие" и сноске в разделе 2 "Нормативные ссылки" приводятся обычным шрифтом; отмеченные в разделе "Предисловие" знаком "**" и  остальные по тексту документа выделены курсивом. - Примечание изготовителя базы данных.

  


Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5)

5 ВЗАМЕН ГОСТ Р 50607-93

6 ИЗДАНИЕ (август 2020 г.) с Поправкой* (ИУС 8-2013)

________________
     * См. ярлык "Примечания".

   


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации"** Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Предисловие к ИСО 10605:2008


Международный стандарт ИСО 10605:2008 подготовлен техническим комитетом ТС 22 "Дорожный транспорт" Международной организации по стандартизации (ИСО), подкомитетом SC 3 "Электрическое и электронное оборудование".

Стандарт ИСО 10605:2008 (второе издание) отменяет и заменяет стандарт ИСО 10605:2001.

Введение к ИСО 10605:2008

     

С увеличением числа электронных компонентов в автомобиле все большее значение придается электростатическим разрядам, возникающим при накоплении разряда во время перемещения внутри автомобиля или при выходе из него. Был проведен анализ методов испытаний, имитирующих электростатический разряд от человека, обычно применяющихся в различных отраслях промышленности, и при этом было установлено, что их полностью нельзя применять для автомобильной промышленности. Поэтому были разработаны испытания, предназначенные для автомобильной промышленности.

Испытания, имитирующие воздействие электростатического разряда, подающегося в электрическую систему автомобиля, были основаны на модели разряда от человека. Чувствительные электрические устройства могут подвергаться негативному воздействию энергии, связанной с электростатическими разрядами. Настоящий международный стандарт описывает испытания, которые могут применяться как в электронных модулях автомобилей, так и в транспортных средствах.

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает методы испытаний при воздействии электростатических разрядов, необходимые для оценки электронных модулей, предназначенных для транспортных средств. Он распространяется на воздействие электростатических разрядов в следующих случаях:

- электростатические разряды при сборке;

- электростатические разряды от обслуживающего персонала;

- электростатические разряды от пассажиров.

Электростатические разряды, подаваемые на испытуемое техническое средство (ТС), могут оказывать непосредственное воздействие на ТС. Электростатические разряды, воздействующие на соседние части ТС, могут подаваться в кабели электропитания и/или в сигнальные кабели ТС в автомобиле или непосредственно на ТС.

В настоящем стандарте описываются процедуры испытаний для оценки электронных модулей в процессе производства и законченных транспортных средствах.

Настоящий стандарт распространяется на все типы транспортных средств независимо от системы двигателя (двигатель с искровым зажиганием, дизельный двигатель, электрический мотор).

Настоящий стандарт основан на ГОСТ Р 51317.4.2, в нем описываются особые требования к транспортным средствам.

Настоящий стандарт не распространяется на пиротехнические модули.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 50397 (МЭК 60050-161:1990) Совместимость технических средств электромагнитная. Термины и определения
     
     
ГОСТ Р 51317.4.2 (МЭК 61000-4-2:2008) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к электростатическим разрядам. Требования и методы испытаний*

________________

* Действует ГОСТ 30804.4.2-2013.


Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 50397, [1], [2], а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 метод воздушного разряда (air discharge): Метод испытаний, при котором разрядный наконечник испытательного генератора постепенно приближают к испытуемому техническому средству; разряд подается через электрическую дугу на ТС.

3.2 метод контактного разряда (contact discharge): Метод испытаний, при котором разрядный наконечник испытательного генератора во время разряда находится в соприкосновении с ТС и разряд производится при помощи разрядного ключа внутри испытательного генератора.

3.3 испытуемое техническое средство (ИТС) (device under test): Единичный компонент или комбинация компонентов, предназначенные для испытаний.

3.4 прямой разряд (direct discharge): Электростатический разряд непосредственно на ТС.

3.5 электростатический разряд (electrostatic discharge): Импульсный перенос электростатического заряда между телами с разными электростатическими потенциалами, происходящий до контакта или вызванный электростатическим полем.

3.6 генератор электростатических разрядов (ESD generator): Устройство, имитирующее модель электростатического разряда от человека.

3.7 пластина заземления [ground reference plane (GRP)]: Плоская проводящая пластина, потенциал которой используется в качестве общего заземляющего проводника.

Примечание - Рекомендуется, если возможно, чтобы испытательное напряжение ТС и заземление оператора также подавались на пластину заземления.

3.8 время удержания заряда (holding time): Промежуток времени, в течение которого снижение испытательного напряжения, вызванное утечкой до возникновения разряда, составляет 10%.

3.9 горизонтальная пластина связи [horizontal coupling plane (HCP)]: Металлический лист, ориентированный горизонтально, который подвергается воздействию разрядов для имитации воздействия электростатического разряда на объекты, находящиеся рядом с ТС.

3.10 модель разряда от человека (human ESD model): Сеть пассивных элементов и напряжения, характеризующие заряженного человека как источник электростатических разрядов в условиях эксплуатации автомобиля.

3.11 непрямой электростатический разряд (indirect discharge): Электростатический разряд на пластину связи, размещенную вблизи ТС.

Примечание - Разрядный ток создает переходное поле, которое может воздействовать на ТС. Непрямой разряд имитирует разряд от человека на объекты, расположенные вблизи ТС.

3.12 поверхность (surface): Цельный корпус, зазор или отверстие.

Пример - Выключатели, контактные выключатели, точки контакта, вентиляционные отверстия, отверстия динамиков.

     4 Условия проведения испытаний


Пользователь должен установить степени жесткости испытаний для компонентов и транспортных средств. Предлагаемые степени жесткости приведены в приложении С.

Стандартные условия испытаний следующие:

- температура окружающей среды (25±10)°С;

- относительная влажность воздуха 20%-60% (рекомендуемая температура 20°С и относительная влажность 30%).

При других значениях необходимо согласование с пользователями, эти значения должны быть указаны в протоколе испытаний.

     5 Место проведения испытаний


Допускается проведение испытаний в экранированных камерах или в экранированных камерах с поглощающим покрытием, но это не обязательно.

Примечание - При испытаниях создаются переходные поля, которые могут взаимодействовать с чувствительными электронными устройствами или приемниками даже на расстоянии нескольких метров. Рекомендуется учитывать это при выборе места испытаний.

     6 Испытательные приборы и оборудование

     6.1 Испытательный генератор


Характеристики испытательного генератора приведены в таблице 1.


Таблица 1 - Основные параметры испытательного генератора

Параметр

Характеристики

Выходное напряжение в режиме контактного разряда

От 2 до 15 кВ или как указано в программе испытаний

Выходное напряжение в режиме воздушного разряда

От 2 до 25 кВ или как указано в программе испытаний

Точность выходного напряжения

5%

Полярность выходного напряжения

Положительная или отрицательная

Время нарастания тока короткого замыкания в режиме контактного разряда (от 10% до 90%)

От 0,7 до 1,0 нс

Время удержания

5 с

Емкость накопительного конденсатора

150; 330 пФ

Разрядное сопротивление

330; 2000 Ом

См. примеры в приложении А.