ГОСТ 33991-2016
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Электрооборудование автомобильных транспортных средств
ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ. ПОМЕХИ В ЦЕПЯХ
Требования и методы испытаний
Electrical equipment for vehicles. Electromagnetic compatibility. Electrical disturbances along lines. Requirements and test methods
МКС 43.040.10
Дата введения 2018-02-01
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ"), Федеральным государственным унитарным предприятием "Научно-исследовательский и экспериментальный институт автомобильной электроники и электрооборудования" (ФГУП НИИАЭ)
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 56 "Дорожный транспорт"
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 25 октября 2016 г. N 92-П)
За принятие голосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | Минэкономики Республики Армения |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Грузия | GE | Грузстандарт |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Туркмения | ТМ | Главгосслужба "Туркменстандартлары" |
(Поправка. ИУС N 12-2021).
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 июня 2017 г. N 552-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33991-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 февраля 2018 г.
5 В настоящем стандарте реализованы положения серии международных стандартов ISO 7637* "Транспорт дорожный. Помехи кондуктивные, емкостные и индуктивные" ("Road vehicles - Electrical disturbances from conduction and coupling)
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
6 ВЗАМЕН ГОСТ 28751-90 и ГОСТ 29157-91
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 12, 2021 год
Поправка внесена изготовителем базы данных
Настоящий стандарт распространяется на электрическое и электронное оборудование пассажирских и легких грузовых транспортных средств с номинальным напряжением питания 12 В и грузовых транспортных средств с номинальным напряжением питания 24 В независимо от системы, приводящей транспортное средство в движение (например, двигатель с искровым зажиганием, дизель или электрический двигатель).
Настоящий стандарт устанавливает требования и методы стендовых испытаний для оценки устойчивости к кондуктивным импульсным помехам в цепях питания и определения собственных импульсных помех в цепях питания (в отношении электромагнитной совместимости по Правилам [1]), а также для оценки устойчивости к импульсным помехам в контрольных и сигнальных цепях для указанного выше оборудования.
Настоящий стандарт не устанавливает требования и методы испытаний для источников радиопомех.
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий межгосударственный стандарт:
ГОСТ 3940-2004 Электрооборудование автотракторное. Общие технические условия
________________
В Российской Федерации действует ГОСТ Р 52230-2004 "Электрооборудование автотракторное. Общие технические условия".
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены термины по стандарту [2].
4.1 Общие положения
4.1.1 Электромагнитная совместимость электрического и электронного оборудования автомобильных транспортных средств (далее - изделий)
характеризуется помехоустойчивостью к импульсным помехам бортовой сети транспортного средства, а также уровнем собственных импульсных помех, измеряемых на цепях питания.
Требования к электромагнитной совместимости устанавливают дифференцированно в соответствии с требованиями настоящего стандарта. Основными факторами при этом являются условия применения, а также функции, которые изделия должны выполнять в транспортном средстве. При выполнении этих требований изделия считают совместимыми.
Проверку соответствия изделия требованиям настоящего стандарта проводят при постановке изделий на производство, а также при изменении конструкции изделий или технологии изготовления, если эти изменения могут оказать влияние на требования к их электромагнитной совместимости.
4.1.2 Помехоустойчивость изделия характеризуется качеством функционирования изделия во время и после воздействия испытательных импульсов.
4.1.2.1 Форма и параметры испытательных импульсов, которые должны быть применены для определения помехоустойчивости изделий, приведены в 5.3.3 и 5.4.3.
4.1.2.2 Для классификации требований помехоустойчивости изделий установлены четыре испытательных уровня (степени жесткости). Значению испытательного уровня (I, II, III, IV) соответствуют уровни напряжения, прикладываемого к изделию для любого заданного метода испытаний при воздействии испытательными импульсами, которые приведены в 4.3 и 4.4. Это позволяет учитывать различные уровни напряжения помех в бортовых сетях транспортных средств при установлении требований к помехоустойчивости изделия или характеризовать свойства изделий путем применения различных уровней помехоустойчивости.
4.1.2.3 В зависимости от требований к качеству функционирования изделия во время и после воздействия испытательных импульсов устанавливают следующие уровни качества функционирования (функциональные классы), определяющие предполагаемые требуемые рабочие характеристики для каждой функции испытуемого изделия, подвергнутого испытаниям в заданном режиме:
А - Уровень I: изделие выполняет свои функции в соответствии с назначением во время и после испытаний;
В - Уровень II: изделие не выполняет свои функции в соответствии с назначением во время испытаний, но нормальное функционирование автоматически восстанавливается после испытаний;
С - Уровень III: изделие не выполняет свои функции в соответствии с назначением во время и после испытаний и нормальное функционирование не восстанавливается без вмешательства водителя/пассажира, такого как выключение/включение испытуемого устройства или повторное включение выключателя зажигания после воздействия помехи;
D - Уровень IV: изделие не выполняет свои функции в соответствии с назначением во время и после испытаний и функционирование надлежащего качества не может быть восстановлено без более детального вмешательства, такого как отключение и повторное подключение аккумулятора или принудительная подача энергии. В результате испытания изделие не должно иметь никакого остаточного повреждения.
4.1.3 Уровень собственных помех изделий характеризуется:
- видом собственных помех;
- степенью эмиссии помех.
Для классификации требований к уровню собственных импульсных помех изделий установлены четыре степени эмиссии. Значению степени эмиссии (I, II, III, IV) соответствуют амплитуды напряжения импульсных помех от изделия, измеряемых на цепях питания. Предельные значения амплитуд помех приведены в 4.2.
По длительности собственные импульсные помехи подразделяют на следующие виды:
1 - положительные и отрицательные импульсы напряжения помех с длительностью импульса 1 мс;
2 - положительные и отрицательные импульсы напряжения помех с длительностью импульса 1 мс.
4.1.4 Требования к электромагнитной совместимости изделий устанавливают в технической документации на конкретные виды изделий. При этом указывают данные:
- по помехоустойчивости:
1) используемые виды испытательных импульсов;
2) испытательные уровни (степени жесткости) воздействия;
3) требуемые уровни качества функционирования (функциональные классы) изделия для каждого испытательного импульса;
4) число применяемых импульсов (для однократных при необходимости);
- по допустимому уровню собственных помех:
1) виды собственных помех;
2) степени эмиссии помех.
Примеры оформления требований к электромагнитной совместимости изделий приведены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Требования к помехоустойчивости | |||
Испытательный | Испытательный | Уровень качества функционирования | Примечание |
1 | Не требуется | - | Прибор непосредственно соединен с аккумуляторной батареей |
2а, 2b | Не требуется | - | Прибор непосредственно соединен с аккумуляторной батареей |
За | III | А | - |
Зb | III | А | - |
4 | IV | С | 10 импульсов |
5а, 5b | I | D | Выключить прибор, затем снова включить |
Таблица 2