ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 июля 2020 года N 487

О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 N 553



В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 04.07.2007 N 371-77 "О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге", Законом Санкт-Петербурга от 27.11.2019 N 614-132 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 N 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации" Правительство Санкт-Петербурга

постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 N 553 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Развитие здравоохранения в Санкт-Петербурге" следующие изменения:

1.1. Пункт 2-1 постановления изложить в следующей редакции:

"2-1. Осуществить реализацию мероприятий, указанных в пунктах 2.1-2.56 таблицы подраздела 11.2.1 подпрограммы 5 "Формирование эффективной системы оказания медицинской помощи" государственной программы, путем выделения бюджетных ассигнований из бюджета Санкт-Петербурга на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Санкт-Петербурга".

1.2. Пункт 2-2 постановления исключить.

1.3. Приложение к постановлению изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.     

2. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Эргашева О.Н.

Губернатор Санкт-Петербурга
А.Д.Беглов

     

     Приложение
к постановлению
Правительства Санкт-Петербурга
от 07.07.2020 N 487

     

Государственная программа Санкт-Петербурга "Развитие здравоохранения в Санкт-Петербурге"

     

Паспорт государственной программы Санкт-Петербурга "Развитие здравоохранения в Санкт-Петербурге" (далее - государственная программа)

1

Ответственный исполнитель государственной программы

Комитет по здравоохранению

2

Соисполнители государственной программы

Администрации районов Санкт-Петербурга;
Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями;
Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга;
Комитет по строительству;
Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга;
Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации

3

Участники государственной программы

Государственное учреждение "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга" (далее - ГУ "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга");
государственные учреждения здравоохранения, находящиеся в ведении Комитета по здравоохранению и администраций районов Санкт-Петербурга

4

Цели государственной программы

Обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки

5

Задачи государственной программы

Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи.
Повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, паллиативной медицинской помощи и медицинской эвакуации.
Развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения.
Повышение эффективности службы родовспоможения и детства.
Развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения, в том числе детей.
Обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных, в том числе детей.
Обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами

6

Основания разработки государственной программы

Указ Президента Российской Федерации от 25.04.2019 N 193 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Указ N 193);
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы";
Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения";
постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 N 363 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда";
постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 N 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации";
Стратегия социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года, утвержденная Законом Санкт-Петербурга от 19.12.2018 N 771-164 (далее - Стратегия 2035)

7

Региональные проекты, реализуемые в рамках государственной программы

Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения (город федерального значения Санкт-Петербург) (далее - региональный проект "Старшее поколение");
Региональные проекты:
"Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек (город федерального значения Санкт-Петербург)"
"Борьба с онкологическими заболеваниями (город федерального значения Санкт-Петербург)";
"Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи (город федерального значения Санкт-Петербург)";
"Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями (город федерального значения Санкт-Петербург)";
"Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям (город федерального значения Санкт-Петербург)";
"Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами (город федерального значения Санкт-Петербург)";
"Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ) (город федерального значения Санкт-Петербург)";
"Развитие экспорта медицинских услуг (город федерального значения Санкт-Петербург)"

8

Перечень подпрограмм и отдельных мероприятий

Подпрограмма "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи" (далее - подпрограмма 1).
Подпрограмма "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, медицинской эвакуации" (далее - подпрограмма 2).
Подпрограмма "Охрана здоровья матери и ребенка" (далее - подпрограмма 3).
Подпрограмма "Развитие реабилитационной медицинской помощи и санаторно-курортного лечения" (далее - подпрограмма 4).
Подпрограмма "Формирование эффективной системы оказания медицинской помощи" (далее - подпрограмма 5).
Подпрограмма "Медицинская помощь в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования" (далее - подпрограмма 6).
Подпрограмма "Развитие инновационных методов профилактики, диагностики и лечения" (далее - подпрограмма 7)

9

Общий объем финансирования государственной программы по источникам финансирования с указанием объемов финансирования, предусмотренных на реализацию региональных проектов, в том числе по годам реализации государственной программы

Общий объем финансирования государственной программы с учетом внебюджетных средств составляет 1089821189,1 тыс.руб., в том числе по годам реализации:
2019 г. - 153727895,4 тыс.руб., в том числе
на региональные проекты 3163335,3 тыс.руб.;
2020 г. - 181876080,9 тыс.руб., в том числе
на региональные проекты 5205215,3 тыс.руб.;
2021 г. - 182253380,6 тыс.руб., в том числе
на региональные проекты 3138810,0 тыс.руб.;
2022 г. - 183649271,9 тыс.руб., в том числе
на региональные проекты 2857303,8 тыс.руб.;
2023 г. - 189110137,1 тыс.руб.;
2024 г. - 199204423,2 тыс.руб.
Бюджетные ассигнования бюджета Санкт-Петербурга составляют 683506509,9 тыс.руб.,
в том числе по годам реализации:
2019 г. - 95622800,4 тыс.руб.;
2020 г. - 118221613,1 тыс.руб.;
2021 г. - 115673883,9 тыс.руб.;
2022 г. - 113142464,1 тыс.руб.;
2023 г. - 116691038,6 тыс.руб.;
2024 г. - 124154709,8 тыс.руб.
Бюджетные ассигнования федерального бюджета составляют - 21017146,3 тыс.руб., в том числе по годам реализации:
2019 г. - 1978930,1 тыс.руб.;
2020 г. - 5077224,8 тыс.руб.;
2021 г. - 3820127,9 тыс.руб.;
2022 г. - 3841986,8 тыс.руб.;
2023 г. - 3087684,7 тыс.руб.;
2024 г. - 3211192,0 тыс.руб.
Внебюджетные средства составляют 385297532,9 тыс.руб.,
в том числе по годам реализации:
2019 г. - 56126164,9 тыс.руб.;
2020 г. - 58577243,0 тыс.руб.;
2021 г. - 62759368,8 тыс.руб.;
2022 г. - 66664821,0 тыс.руб.;
2023 г. - 69331413,8 тыс.руб.;
2024 г. - 71838521,4 тыс.руб.

10

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

Снижение смертности от всех причин на 1 тыс. населения - до 11,1 случая.
Снижение материнской смертности на 100 тыс. родившихся живыми - до 17,6 случая.
Снижение младенческой смертности на 1 тыс. новорожденных, родившихся живыми, - до 3,5 случая.
Снижение детской смертности (в возрасте 0-4 года) на 1 тыс. новорожденных, родившихся живыми, - до 4,4 случая.
Снижение смертности населения от болезней системы кровообращения на 100 тыс. населения - до 501,5 случая.
Снижение смертности населения от дорожно-транспортных происшествий на 100 тыс. населения - до 7,5 случая.
Снижение смертности от новообразований (в том числе злокачественных) на 100 тыс. населения - до 241,7 случая.
Снижение смертности от туберкулеза на 100 тыс. населения - до 3,4 случая.
Снижение числа зарегистрированных больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, активный туберкулез на 100 тыс. населения - до 23 случаев.
Увеличение охвата диспансеризацией взрослого населения - до 22,0%.
Увеличение доли больных с выявленными злокачественными новообразованиями на I-II стадиях заболевания - до 57,0%.
Достижение соотношения врачей и среднего медицинского персонала - 1:2,4.
Увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении - до 78,59 лет.

     

1. Характеристика текущего состояния здравоохранения Санкт-Петербурга с указанием основных проблем


Здоровье граждан как социально-экономическая категория является неотъемлемым фактором трудового потенциала общества и представляет собой основной элемент национального богатства страны. Ценность здоровья как важнейшего ресурса, необходимого для производства материальных и культурных благ, определяется современными тенденциями снижения воспроизводства населения, процессом его старения и уменьшением численности населения.

Причинами, формирующими недостаточную положительную динамику в состоянии здоровья населения, являются:

низкая мотивация населения на соблюдение здорового образа жизни;

высокая распространенность поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний (курение, злоупотребление алкоголем и наркотиками, недостаточная двигательная активность, нерациональное несбалансированное питание и ожирение);

высокая распространенность биологических факторов риска неинфекционных заболеваний (артериальная гипертензия, гиперхолестеринемия, гипергликемия, избыточная масса тела и ожирение);

недостаточность условий для ведения здорового образа жизни (недостаточность нормативной правовой базы для ограничения курения, злоупотребления алкоголем и наркотиками, производства не соответствующих принципам здорового питания продуктов), а также для обеспечения необходимого уровня физической активности;

несвоевременное обращение населения за медицинской помощью;

недостаточное внедрение порядков и стандартов оказания медицинской помощи;

недостаточный уровень этапности при оказании медицинской помощи, который бы обеспечивал оптимальную маршрутизацию потока пациентов.

Основными проблемными вопросами организации медицинской помощи в Санкт-Петербурге являются:

обеспечение доступности первичной медико-санитарной, специализированной стационарной и высокотехнологичной медицинской помощи;

кадровый дефицит и неполная укомплектованность врачами амбулаторно-поликлинических учреждений;

неполное соответствие материально-технического оснащения учреждений здравоохранения утвержденным порядкам оказания медицинской помощи, в том числе в связи с высокой степенью износа основных фондов;

недостаточный уровень внедрения современных информационных технологий в учреждениях здравоохранения;

несовершенная система лекарственного обеспечения льготных категорий граждан.

Требуется проведение комплекса мер, направленных на устранение факторов, оказывающих негативное влияние на уровень младенческой и детской смертности, повышение эффективности службы родовспоможения и детства.

Высокая загруженность коечного фонда и недостаточно эффективное его использование обусловлены не только низкой активностью первичного звена здравоохранения, но и недостаточной развитостью системы санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации.

Ключевой проблемой является недостаточная обеспеченность здравоохранения квалифицированным персоналом. Динамика обновления технологий зачастую не обеспечивается соответствующим обновлением программ подготовки и переподготовки специалистов. Существенным сдерживающим фактором является недостаточное применение современных информационных технологий. На настоящий момент уже реализованы процессы обобщения и представления в электронном виде на вышестоящий уровень управления агрегированной информации. При этом не в полной мере внедрены методы систематизации медицинской информации. Соответственно необходимо создание и применение алгоритмов аналитической обработки информации для целей управления в здравоохранении.

В медицинских организациях недостаточно широко используются современные информационно-телекоммуникационные технологии телемедицины. Широкое внедрение телемедицины позволит существенно повысить эффективность оказания первичной медико-санитарной помощи, качество диагностики социально значимых заболеваний на уровне первичного звена, эффективность оказания скорой и неотложной медицинской помощи за счет использования технологии ГЛОНАСС, доступность консультационных услуг медицинских экспертов для населения за счет использования телемедицинских консультаций. Требуется внедрение инновационных решений в области электронных образовательных курсов, систем поддержки принятия врачебных решений на основе базы знаний. Главной задачей в этой сфере в краткосрочной перспективе является масштабирование базы знаний и внедрение электронных образовательных курсов и систем поддержки принятия врачебных решений в повседневную деятельность медицинских работников. Планируется решать задачу по созданию и масштабированию аппаратно-программных решений для оказания медицинских услуг медицинским работником на основе современных информационно-телекоммуникационных технологий. Современное медицинское оборудование имеет возможность представления информации в цифровом виде, что позволяет создавать автоматизированные рабочие места для медицинских специалистов различных профилей. Создание автоматизированных рабочих мест позволяет повысить точность и объективность диагностических исследований, снизить количество рутинных операций в повседневной деятельности медицинского работника, повысить оперативность и достоверность передачи медицинской информации о состоянии здоровья пациента между медицинскими работниками, в том числе между медицинскими работниками разных медицинских организаций.

Для улучшения состояния здоровья граждан необходимо обеспечить качественный прорыв в системе здравоохранения. Отрасли нужны инновационные разработки в сфере профилактики, диагностики и лечения заболеваний (включая реабилитацию), эффективная система подготовки и переподготовки медицинских кадров, современные высокотехнологичные информационные системы.

Решение задач в области охраны здоровья населения Санкт-Петербурга, поставленных государственной программой, определяет необходимость взаимодействия федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, широкого круга коммерческих организаций всех форм собственности, общественных организаций по всему спектру вопросов, имеющих отношение к охране здоровья населения.

2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере здравоохранения Санкт-Петербурга, прогноз развития здравоохранения Санкт-Петербурга и планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации государственной программы


Основные приоритеты государственной политики в сфере развития здравоохранения:

2.1. Развитие трехуровневой системы учреждений здравоохранения: стационары - диагностические центры - амбулатории. Для этого необходимы следующие мероприятия:

повышение эффективности работы поликлиник, их реструктуризация с увеличением количества обслуживаемого населения;

усиление второго уровня путем создания диагностических центров;

развитие потенциала амбулаторно-консультационных отделений стационаров, что позволит в полном объеме использовать имеющееся оборудование и обеспечить доступность для населения современных эффективных медицинских технологий;

реструктуризация коечного фонда по группам стационаров (высоко оснащенные многопрофильные стационары, предназначенные для оказания специализированной медицинской помощи по всем профилям в круглосуточном режиме; стационары для оказания отдельных видов специализированной медицинской помощи в плановой форме; стационары для оказания восстановительного лечения и сестринского ухода).

2.2. Реформирование сети учреждений здравоохранения Санкт-Петербурга в соответствии с прогнозируемой демографической ситуацией в Санкт-Петербурге.

2.3. Поэтапное приведение учреждений здравоохранения в соответствие с требованиями порядков оказания медицинской помощи, утвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации, в том числе при лечении онкологических заболеваний, сердечно-сосудистой патологии, травм, проведении медицинской реабилитации. Повышение качества оказания медицинской помощи населению, в том числе оснащение лечебных учреждений, маршрутизация пациентов при различных видах патологии.

2.4. Развитие службы скорой медицинской помощи: оптимизация расположения подстанций скорой помощи в соответствии с Генеральным планом Санкт-Петербурга, утвержденным Законом Санкт-Петербурга от 21.12.2005 N 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга"; исключение из работы службы скорой медицинской помощи непрофильных для нее вызовов; усиление взаимодействия с Государственной инспекцией по безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

2.5. Совершенствование системы медицинской реабилитации включает в себя развитие амбулаторного этапа медицинской реабилитации, оптимизацию маршрутизации пациентов в реабилитационные центры (отделения).

2.6. Развитие паллиативной медицинской помощи обусловлено увеличением общей численности населения Санкт-Петербурга, а также доли лиц пожилого и старческого возрастов, в связи с чем запланировано увеличение коечного фонда учреждений, оказывающих паллиативную медицинскую помощь.

2.7. Совершенствование оказания комплексной медико-социальной помощи гражданам пожилого возраста, в том числе на основе межведомственного взаимодействия.

2.8. Формирование эффективной региональной системы здравоохранения с участием государственных учреждений здравоохранения городского и федерального подчинения, а также негосударственных медицинских организаций в рамках реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

2.9. Целевая подготовка врачей и других медицинских работников: совершенствование системы первичной подготовки, переподготовки и дополнительного профессионального образования врачей и среднего медицинского персонала.

2.10. Поэтапное повышение уровня заработной платы медицинских работников, в том числе за счет повышения эффективности использования ресурсов.

2.11. Создание единой информационной системы здравоохранения:

информационное обеспечение органов управления здравоохранением;

подключение к системе электронной записи на прием к врачу всех учреждений, ведущих амбулаторный прием; расширение ее функциональных возможностей;

ведение электронной медицинской карты и электронной истории болезни с обеспечением их стандартизации и унификации;

повсеместное введение документооборота лечебного учреждения в электронном виде;

развитие телемедицинских систем в здравоохранении Санкт-Петербурга;

создание для жителей Санкт-Петербурга личного кабинета пациента "Мое здоровье" на едином портале государственных услуг;

развитие информирования граждан по медицинским вопросам с использованием электронных сервисов.

2.12. Ввод в эксплуатацию объектов незавершенного строительства учреждений здравоохранения.

2.13. Развитие инновационных методов профилактики, диагностики и лечения на основе достижений фундаментальной науки, создания и внедрения новых эффективных лечебно-диагностических технологий и лекарственных средств в медицинскую практику в целях совершенствования оказания медицинской помощи населению.

3. Описание целей и задач государственной программы


Целью реализации государственной программы является обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.

Основными задачами государственной программы являются:

обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи;

повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации и паллиативной медицинской помощи;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»