ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 сентября 2022 года N 1579

О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие транспортной системы" и признании утратившим силу отдельного положения постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. N 2442

(с изменениями на 26 июля 2024 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2023 года N 2017 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.11.2023, N 0001202311300060);

постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2024 года N 1016 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.07.2024, № 0001202407270016).

____________________________________________________________________



Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. N 1596 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст.340; 2022, N 1, ст.150).

2. Признать утратившими силу изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. N 2442 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие транспортной системы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 1, ст.150), в части, касающейся приложения к Правилам предоставления и распределения с 2024 года субсидий в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий, направленных на развитие инфраструктуры дорожного хозяйства, в рамках национального проекта "Безопасные качественные дороги".

3. Министерству транспорта Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации "Развитие транспортной системы" с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

     

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 7 сентября 2022 года N 1579

     

Изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие транспортной системы"

(с изменениями на 26 июля 2024 года)



1. В разделе 1:

а) абзацы седьмой - девятый изложить в следующей редакции:

"В 2021 году объем перевозок грузов транспортным комплексом составил 6,9 млрд. тонн (101,8 процента по отношению к уровню 2020 года), грузооборот - 3042,4 млрд. т-км (103,5 процента).

Значительный урон нанесла пандемия COVID-19 пассажирскому транспортному сектору страны. В 2020 году пассажирооборот транспорта общего пользования (без городского наземного электрического транспорта и метрополитена) снизился до уровня 2019 года (2019 год - 570,5 млрд. пасс.-км) на 45,2 процента и составил 312,7 млрд. пасс.-км, подвижность населения на транспорте общего пользования упала на 46,2 процента и составила 2,1 тыс. пасс.-км на 1 человека.

В 2021 году пассажирооборот транспорта общего пользования (без учета городского наземного электрического транспорта и метрополитена) с учетом развития ситуации на мировом рынке услуг и государственной поддержки различных видов транспорта составил 436,4 млрд. пасс.-км (139,6 процента по отношению к уровню 2020 года), подвижность населения на транспорте общего пользования (без учета городского электрического транспорта) - 3 тыс. пасс.-км на 1 человека (142,9 процента).";

б) в абзаце тринадцатом слова "на реализацию мероприятий настоящей Программы объем инвестиций" заменить словами "объем инвестиций на реализацию мероприятий государственной программы "Развитие транспортной системы";

в) предложение первое абзаца четырнадцатого дополнить словами ", в том числе на системообразующих предприятиях отрасли";

г) в абзаце пятнадцатом слова "Фактические значения показателей по транспортному комплексу за 2020 год и их оценка в 2021 году" заменить словами "Фактические значения показателей по транспортному комплексу за 2020-2021 годы";

д) в абзаце шестнадцатом слова "достигнутые положительные сдвиги, состояние транспортного комплекса" заменить словами "значительные достижения и растущий объем инвестиций в транспортный комплекс, его уровень развития";

е) в абзаце семнадцатом слова "является состояние" заменить словами "являются состояние и доступность";

ж) абзац восемнадцатый после слов "доступности Дальнего Востока" дополнить словами "и Арктической зоны Российской Федерации", после слов "в том числе" дополнить словом "расширения";

з) абзац девятнадцатый изложить в следующей редакции:

"Низкий уровень транспортного обслуживания и неудовлетворительное состояние автомобильных дорог общего пользования в сельской местности сдерживают рост сельскохозяйственного производства и социально-экономическое развитие сельских населенных пунктов, что приводит к оттоку населения из них из-за низкой доступности образовательных, медицинских, культурных и торгово-бытовых услуг.";

и) абзац тридцатый изложить в следующей редакции:

"В среднесрочной перспективе прогнозируется рост рынка грузовых перевозок, что является индикатором благоприятных тенденций в экономике и напрямую зависит от динамики объемов производства в основных грузообразующих отраслях и развития мировой торговли.";

к) абзац тридцать первый после слов "В 2030 году" дополнить словами "объем перевозок составит 8 млрд. тонн (рост в 1,15 раза по отношению к уровню 2021 года),";

л) предложение второе абзаца тридцать четвертого исключить;

м) в абзаце тридцать пятом:

слово "переработки" заменить словом "перевалки";

слова "941,8 млн. тонн" и "111,4 процента" заменить словами "1076 млн. тонн" и "127,3 процента" соответственно;

дополнить словами "и должен достичь к 2030 году 1278 млн. тонн (151,1 процента по отношению к уровню 2021 года)";

н) абзацы тридцать седьмой и тридцать девятый признать утратившими силу;

о) абзац сороковой после слов "подвижность населения" дополнить словами "(включая поездки на личном автомобильном транспорте) будет расти и";

п) в абзаце сорок первом слова "и составит" заменить словом "до".

2. В разделе 2:

а) абзацы первый - тридцать первый заменить абзацами следующего содержания:

"Государственная программа "Развитие транспортной системы" (далее - Программа) является инструментом реализации государственной транспортной политики. Ее приоритеты и цели коррелируют с целями и задачами Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. N 3363-р, и направлены на достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации".

Стратегическими целями государственной транспортной политики развития транспортного комплекса Российской Федерации являются повышение пространственной связанности и транспортной доступности территорий, увеличение скорости и объема доставки грузов, в том числе транзитных, развитие мультимодальных и транспортно-логистических технологий, повышение мобильности населения и развитие внутреннего туризма, увеличение скорости и объема доставки грузов, в том числе транзитных, развитие мультимодальных и транспортно-логистических технологий, цифровая и низкоуглеродная трансформация отрасли.

Одним из ключевых приоритетов развития транспортного комплекса станет реализация мероприятий по формированию и развитию Единой опорной транспортной сети. Предполагается ликвидировать инфраструктурные ограничения на ней, в том числе за счет развития участков международных транспортных коридоров, сети аэродромов (аэропортов) гражданской авиации, устранения ограничений пропускной способности на подходах к портам, развития магистральной транспортной сети городских агломераций, создания автодорожных обходов крупных городов и других населенных пунктов, ликвидации лимитирующих участков на внутренних водных путях, развития опорной логистической инфраструктуры.

В рамках мероприятий по развитию грузовых перевозок планируется повысить эффективность товародвижения и конкурентоспособность российской транспортной системы на мировом рынке транспортных услуг, в том числе за счет обеспечения бесшовной логистики на пограничных переходах, сбалансированной тарифной политики, запуска регулярных контейнерных поездов между крупнейшими агломерациями, расширения мультимодальной инфраструктуры и систем взимания платы за пользование инфраструктурой.

Реализация указанных мероприятий позволит снять инфраструктурные ограничения на Единой опорной транспортной сети, обеспечит государственную и территориальную целостность Российской Федерации и обороноспособность страны.

На достижение стратегических целей государственной транспортной политики будут направлены следующие цели Программы:

ускорение товародвижения на основе повышения качества транспортной инфраструктуры на 17,1 процента относительно уровня 2021 года;

повышение конкурентоспособности транспортной системы России на мировом рынке транспортных услуг и рост экспорта услуг транспортного комплекса до 30 млрд. долларов США.

Реализация мероприятий структурных элементов Программы на основе комплексного подхода обеспечит ускорение товародвижения за счет повышения качества транспортной инфраструктуры. Доля инфраструктуры Единой опорной транспортной сети в нормативном состоянии составит к 2030 году не менее 85 процентов, а протяженность участков, работающих в режиме перегрузки, снизится до 5 процентов.

Важнейшим приоритетом государственной транспортной политики являются повышение мобильности населения и развитие внутреннего туризма, реализация которого возможна только на основе роста доступности транспортных услуг для населения.

Повышение доступности качественных транспортных услуг для обеспечения транспортной подвижности на уровне 14,2 пасс.-км на 1 жителя является важнейшей целью Программы на период до 2030 года. Обеспечение доступности транспортных услуг для населения на уровне, гарантирующем социальную стабильность, территориальную связанность, развитие межрегиональных связей и национального рынка труда, возможно только на основе повышения надежности и доступности услуг магистрального пассажирского транспорта. Особую роль в обеспечении транспортной доступности играют гражданская авиация и железнодорожный транспорт, в сельской местности - автобусный и внутренний водный транспорт. Рост доступности транспортных услуг непосредственно повлияет на темпы реализации приоритетных проектов в области туризма, сельского хозяйства, здравоохранения, образования и решения жилищных проблем.

Для стимулирования социально-экономического развития сельских территорий, сохранения численности населения и обеспечения роста объемов сельскохозяйственного производства предполагаются развитие общественного транспорта, строительство автодорог с твердым покрытием и приведение в нормативное состояние местной дорожной сети.

Приоритетным вопросом являются развитие городского пассажирского транспорта и транспортное обеспечение крупных и крупнейших городских агломераций, являющихся центрами экономического и социального развития страны. Сбалансированное развитие систем общественного транспорта (включая железнодорожный транспорт смешанного "город-пригород" сообщения) позволит обеспечить оптимальную транспортную доступность мест проживания, работы и досуговых объектов.

Для снижения негативного влияния на качество жизни населения и оптимизации транспортных систем запланированы переключение части грузопотока на внутренний водный и железнодорожный транспорт, строительство автодорожных обходов вокруг агломераций и внедрение грузового каркаса в агломерациях.

При этом важнейшее значение будет иметь инфраструктурный эффект формирования городских агломераций, связанный с реализацией мероприятий и механизмов национального проекта "Безопасные качественные дороги".

Изменение геополитической ситуации и позиционирования России в мировом сообществе выдвигают новые требования к транспорту как к элементу системы национальной безопасности. Транспорт должен быть безопасным для жизни и здоровья населения, влияние транспорта как источника повышенной техногенной и экологической опасности должно быть сведено к минимуму.

Повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы является базовой задачей Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. N 3363-р, которая влияет на достижение всех целей государственной транспортной политики.

Достижению целей обеспечения общественной безопасности на транспорте способствует реализация следующих мер:

повышение антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры;

повышение безопасности дорожного движения;

повышение эффективности мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Реализация комплексных мер по снижению количества и тяжести транспортных происшествий, в особенности на автомобильных дорогах, и негативного влияния транспорта на окружающую среду в рамках структурных элементов Программы позволит обеспечить достижение в 2030 году цели Программы "Повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы с целью сокращения числа происшествий на транспорте на единицу транспортных средств на 16,1 процента относительно уровня 2021 года".

Важнейшим приоритетом государственной транспортной политики является цифровая трансформация транспортной отрасли. Задача по цифровой трансформации транспортной отрасли в рамках структурных элементов Программы будет реализована по следующим направлениям:

цифровизация грузопотоков, предусматривающая создание и развитие системы отслеживания перемещения грузов, интеллектуальную аналитику грузопотоков и планирование транспортных коридоров;

цифровизация транспортных средств, включая внедрение высокоавтоматизированных и беспилотных транспортных средств;

цифровизация транспортной инфраструктуры, предусматривающая в том числе создание интеллектуальных транспортных систем городских агломераций (включая городскую сеть общественного транспорта), цифровых двойников объектов транспортной инфраструктуры;

цифровизация деятельности органов власти в области транспортной отрасли, предусматривающая оказание государственных услуг в электронном виде, развитие ситуационных центров и моделирование развития транспортной отрасли, создание и развитие цифровых платформ, включая государственную информационную систему электронных перевозочных документов, инфраструктуру для обмена юридически значимыми данными между участниками отрасли и государством, систему отслеживания грузов и мониторинга грузоперевозок, цифровую систему транспортной безопасности.

Цифровая трансформация отрасли и ускоренное внедрение новых технологий обеспечат повышение качества транспортно-логистических услуг (повышение доступности и скорости, снижение стоимости), развитие бесшовных внутрироссийских и международных перевозок, их безопасность и надежность (устойчивость к особым внешним условиям), а также снизят нагрузку на окружающую среду.

Достижение целей государственной транспортной политики невозможно без устойчивой системы подготовки кадров для транспортного комплекса, а также мер государственной поддержки образовательных организаций в соответствии с Концепцией подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2021 г. N 255-р.

Цели Программы сформулированы с указанием целевого значения показателя, отражающего конечный общественно значимый социально-экономический эффект от ее реализации.

В число показателей Программы включены следующие показатели и индикаторы достижения национальных целей Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года:

доля дорожной сети городских агломераций, находящаяся в нормативном состоянии;

доля автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям.";

б) в абзаце тридцать седьмом слова "и региональными органами государственной власти" заменить словами "органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации";

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»