ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 декабря 2021 года N 2442
О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие транспортной системы"
(с изменениями на 26 июля 2024 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2022 года N 1579 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.09.2022, N 0001202209090037);
постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2024 года N 411 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.04.2024, N 0001202404050020);
постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2024 года N 1016 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.07.2024, № 0001202407270016).
____________________________________________________________________
Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. N 1596 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст.340; 2019, N 14, ст.1556; N 43, ст.6096; N 48, ст.6854; N 51, ст.7625; 2020, N 2, ст.176; N 16, ст.2581; N 21, ст.3295; N 40, ст.6280; 2021, N 17, ст.2959; N 35, ст.6311).
2. Министерству транспорта Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации "Развитие транспортной системы" с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
3. Пункт 1 настоящего постановления вступает в силу с 1 января 2022 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
Изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие транспортной системы"
(с изменениями на 26 июля 2024 года)
Изложить государственную программу Российской Федерации "Развитие транспортной системы" в следующей редакции:
"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 20 декабря 2017 года N 1596
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 24 декабря 2021 года N 2442)
Государственная программа Российской Федерации "Развитие транспортной системы"
Стратегические приоритеты государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы"
1. Оценка текущего состояния транспортного комплекса Российской Федерации
Транспорт - одна из важнейших базовых отраслей экономики, ее функционирование непосредственно влияет на социально-экономическое развитие и безопасность Российской Федерации. В последние годы транспортный комплекс в целом удовлетворял спрос на перевозки пассажиров и грузов.
В 2020 году мировое сообщество столкнулось с вызовом, который существенно изменил экономику и жизнь людей. Закрытие границ, волатильность на мировых сырьевых рынках, сокращение деловой активности, сжатие спроса на товары и услуги, включая транспортные, оказали значительное влияние на транспортный комплекс.
Объем перевозок грузов транспортным комплексом по итогам 2020 года составил 6,9 млрд. тонн (94,9 процента к уровню 2019 года), грузооборот - 2931 млрд.т-км (97,9 процента), коммерческий объем перевозок грузов и коммерческий грузооборот - соответственно 2,9 млрд. тонн (96,1 процента) и 2809,1 млрд.т-км (97,9 процента).
В структуре перевозок грузов транспортным комплексом в 2020 году доминировал автомобильный транспорт (78,3 процента от общего объема перевозок грузов транспортным комплексом), грузооборота железнодорожный транспорт (86,8 процента от общего грузооборота транспортного комплекса).
Транспортоемкость валового внутреннего продукта в 2020 году возросла на 1,5 процента к уровню 2019 года и составила 27,6 т-км на тыс. рублей валового внутреннего продукта в ценах 2019 года, что обусловлено увеличением в объеме перевозок энергосырьевых грузов в экспортном сообщении.
В 2020 году объем перевалки грузов в морских портах составил 820,8 млн. тонн (97,7 процента к уровню 2019 года), в том числе наливные грузы - 416,1 млн. тонн (89,6 процента к уровню 2019 года), сухие грузы - 404,7 млн. тонн (107,6 процента).
В 2021 году объем перевозок грузов транспортным комплексом с учетом динамики развития отдельных видов транспорта за январь - август 2021 г. и макроэкономические параметры оцениваются в объеме 7 млрд. тонн (102 процента к уровню 2020 года), грузооборот - 3063,9 млрд.т-км (104,5 процента).
Значительный урон нанесла пандемия COVID-19 пассажирскому транспортному сектору страны. В 2020 году пассажирооборот транспорта общего пользования снизился к уровню 2019 года на 43,8 процента и составил 357,2 млрд.пасс.-км, подвижность населения на транспорте общего пользования упала на 43,6 процента и составила 2,4 тыс.пасс.-км на 1 человека.
Ожидается, что в 2021 году пассажирооборот транспорта общего пользования с учетом развития ситуации на мировом рынке услуг и государственной поддержки различных видов транспорта составит 476,2 млрд.пасс.-км (133,3 процента к уровню 2020 года), подвижность населения - 3,3 тыс.пасс.-км на 1 человека (133,9 процента).
В условиях развития спроса на товары и услуги на мировом рынке в 2020 году объем экспорта транспортных услуг составил, по данным Центрального банка Российской Федерации, 13,4 млрд. долларов США (76,3 процента к уровню 2019 года).
Инвестиционная деятельность в транспортном комплексе в последние годы была направлена на обеспечение воспроизводства основных фондов, безопасного и устойчивого функционирования транспорта.
Объем инвестиций в основной капитал транспортного комплекса в 2020 году снизился к уровню 2019 года на 6,4 процента и составил 2646,2 млрд. рублей (2,5 процента валового внутреннего продукта и 13,2 процента от объема инвестиций в экономику). Инвестиции в транспортный комплекс из федерального бюджета в 2020 году снизились на 1,3 процента к уровню 2019 года и составили 495,7 млрд. рублей (18,7 процента от общего объема инвестиций в транспортный комплекс).
Из средств федерального бюджета на реализацию мероприятий настоящей Программы объем инвестиций в 2020 году составил 399 млрд. рублей (80,5 процента от общего объема инвестиций в транспортный комплекс из федерального бюджета).
Правительством Российской Федерации в 2020 году в условиях сокращения объема транспортных услуг реализован комплекс антикризисных мер, направленный на поддержку занятости и доходов населения. Среднесписочная численность занятых в организациях транспортного комплекса составила в 2020 году 2,5 млн. человек (99,6 процента к 2019 году). Реальная заработная плата в крупных и средних организациях транспортного комплекса составила 60,6 тыс. рублей (98,6 процента к 2019 году).
Фактические значения показателей по транспортному комплексу за 2020 год и их оценка в 2021 году определены на основе данных официальной статистической информации в соответствии с Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 4 мая 2021 г. N 1174-р).
Несмотря на достигнутые положительные сдвиги, состояние транспортного комплекса в настоящее время не в полной мере отвечает потребностям социально-экономического развития.
Существенным ограничением решения задач ускорения экономического роста является состояние транспортной инфраструктуры различных видов транспорта.
Не решены проблемы транспортной доступности Дальнего Востока, в том числе провозной и пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, что является сдерживающим фактором социально-экономического развития регионов.
Недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры, прежде всего дорожной сети, и транспортного обслуживания сельских территорий не позволили преодолеть существующий пространственный и коммуникационный разрыв между городом и селом.
Среди современных вызовов, на которые должна ответить транспортная отрасль, особое место занимает недостаточно высокий уровень подвижности населения, которая составляет в России в 2021 году 8 тыс. км на душу населения, что в 3-4 раза ниже, чем в развитых странах. Не решены проблемы в сегменте городского общественного транспорта. Даже в крупных городских агломерациях практически не находят применения современные комплексные решения по опережающему развитию скоростных видов городского транспорта.
Укрепление геостратегических позиций России, закрепление и расширение ее глобальных конкурентных преимуществ требуют существенного повышения конкурентоспособности российской транспортной системы на международном рынке транспортных услуг.
Несоответствие транспортной инфраструктуры потребностям внешней торговли проявляется в низких технических характеристиках международных транспортных коридоров на территории России, недостаточной пропускной способности отечественных портов и пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Несмотря на предпринимаемые в последние годы активные меры, существенной проблемой продолжает оставаться безопасность населения на транспорте, которая является системной комплексной проблемой. В дорожно-транспортных происшествиях в 2020 году, по данным Федеральной службы государственной статистики, погибли 11 человек в расчете на 100 тыс. человек населения. По данным Всемирной организации здравоохранения, этот показатель составляет в Норвегии 2,1 человека в расчете на 100 тыс. человек населения, в Швеции - 3,1 человека в расчете на 100 тыс. человек населения и в Германии - 3,8 человека в расчете на 100 тыс. человек населения.
Вредное воздействие транспорта на экологию и здоровье населения возрастает. Среди отраслей транспортного комплекса лидирующее положение в части негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения сохраняет автомобильный транспорт. Доля автомобильного транспорта в суммарных выбросах загрязняющих веществ в атмосферу всеми источниками достигла 46,7 процента, а в шумовом воздействии на население городов 85-95 процентов.
Недостаточный технический уровень транспортной техники и накопленное отставание в области транспортных технологий препятствуют удовлетворению растущего спроса на качественные транспортные услуги и снижению себестоимости перевозок. Доля транспортных затрат в себестоимости отечественной продукции значительно выше, чем в странах с развитой рыночной экономикой.
Недостаточными темпами развиваются технологии интермодальных перевозок, в первую очередь контейнерные.
Уровень внедрения современных систем управления транспортом, в том числе цифровизация транспортной системы, не в полной мере соответствует современным реалиям.
Действующие финансово-экономические механизмы воспроизводства основных фондов и инновационного развития недостаточно эффективны и не в полной мере адаптированы к особенностям транспортной отрасли.
Траектория развития транспортного комплекса в среднесрочной и более отдаленной перспективе будет определяться как внешними факторами, так и динамикой спроса экономики и общества на транспортные услуги.
В среднесрочной перспективе прогнозируется уверенный рост показателей транспортного комплекса.
В 2024 году объем перевозок грузов по транспортному комплексу составит 7,6 млрд. тонн (110,7 процента к уровню 2021 года), грузооборот - 3259,9 млрд.т-км (111,2 процента). В 2030 году грузооборот возрастет в 1,24 раза к уровню 2021 года и составит 3789,4 млрд.т-км.
Рост показателей транспортного комплекса является индикатором благоприятных тенденций в экономике и напрямую зависит от динамики объемов производства в основных грузообразующих отраслях и развития мировой торговли.
Транспортоемкость внутреннего валового продукта (без трубопроводного транспорта) в 2022-2024 годах будет снижаться и составит в 2024 году 27 т-км на 1000 рублей внутреннего валового продукта в ценах 2019 года (97,1 процента к уровню 2021 года). В 2030 году снижение транспортоемкости составит 94,7 процента к уровню 2021 года, то есть транспортный комплекс будет одним из факторов экономического роста.
Структура грузооборота и объема перевозок по видам транспорта в среднесрочной перспективе останется практически неизменной. В 2024 году в базовом сценарии около 86 процентов грузооборота будет приходиться на железнодорожный транспорт, а 78,4 процента всех грузов будет перевозиться автомобильным транспортом.
В 2024 году объем переработки грузов в морских портах России планируется на уровне 941,8 млн. тонн (111,4 процента к уровню 2021 года).
Развитие рынка пассажирских перевозок в значительной степени будет формироваться под влиянием роста валового внутреннего продукта, реальных доходов населения, индексов потребительских цен и тарифов на услуги пассажирских перевозок, развития геополитической ситуации и конъюнктуры мирового рынка пассажирских транспортных услуг и снятия ограничений по передвижению граждан.
Пассажирооборот транспорта общего пользования прогнозируется в 2024 году в объеме 634,1 млрд.пасс.-км (133,2 процента к уровню 2021 года).
В прогнозном периоде в целях стабилизации работы пассажирского транспорта и повышения уровня транспортного обслуживания населения планируется сохранить меры по государственной поддержке развития общественного пассажирского транспорта.
Транспортная подвижность населения на транспорте общего пользования в 2022-2024 годах будет расти и составит в 2024 году 4,4 тыс.пасс.-км на 1 человека (134,3 процента к уровню 2021 года).
Транспортная подвижность населения на всех видах транспорта составит в 2024 году 9,3 тыс.пасс.-км на 1 человека (116,3 процента к уровню 2021 года), в 2030 году - 14,2 тыс.пасс.-км на 1 человека (177,5 процента). Рост транспортной подвижности планируется за счет развития скоростных автомобильных дорог, скоростного движения на железнодорожном транспорте, развития региональных перевозок воздушным транспортом и городского пассажирского транспорта.
Транспортный комплекс как базовая отрасль экономики окажет существенное влияние на достижение национальных целей Российской Федерации в 2030 году. Численность занятых в организациях транспортного комплекса к 2030 году возрастет и составит 2,7 млн. человек. Реальная заработная плата в крупных и средних организациях транспортного комплекса увеличится к 2030 году на 19,6 процента к уровню 2021 года, а рост производительности труда составит 122,2 процента.
Объем экспорта транспортных услуг в 2030 году возрастет в 2,2 раза к уровню 2021 года и составит 30 млрд. долларов США, индекс физического объема инвестиций в основной капитал по видам деятельности транспортного комплекса составит 164,6 процента к уровню 2021 года.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы, в том числе общие требования к политике субъектов Российской Федерации в сфере транспорта
Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы на среднесрочный период сформированы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ), в котором определены национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года, предусматривающие повышение уровня и ожидаемой продолжительности жизни граждан, реальный рост инвестиций в основной капитал, рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров в целях осуществления прорывного развития Российской Федерации.
Настоящая Программа является инструментом реализации государственной транспортной политики, ее приоритеты соответствуют стратегическим приоритетам Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. N 3363-р, с учетом уточнения целевых индикаторов на основе отчетных данных форм федерального статистического наблюдения и прогнозных макроэкономических параметров социально-экономического развития Российской Федерации.
Для достижения национальной цели "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" необходимо обеспечить эффективность системы товародвижения, повысить пространственную связанность и транспортную доступность территорий на базе единой опорной транспортной сети.
Реализация инфраструктурных проектов настоящей Программы в рамках национального проекта "Безопасные качественные дороги" и транспортной части комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года на основе комплексного подхода обеспечит ускорение товародвижения за счет повышения качества транспортной инфраструктуры.
Достижение указанного приоритета будет обеспечено за счет реализации до 2024 года следующих целей государственной программы:
ускорение товародвижения на основе повышения качества транспортной инфраструктуры на 5,7 процента относительно уровня 2021 года. Целевое значение индекса качества транспортной инфраструктуры в 2030 году составит 117,1 процента относительно уровня 2021 года;
доведение доли автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям, до 50,9 процента. Целевое значение доли автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям, в 2030 году составит 60 процентов.
Укрепление геостратегических позиций России, закрепление и расширение ее глобальных конкурентных преимуществ требуют существенного повышения конкурентоспособности российской транспортной системы на международном рынке транспортных услуг.