(с изменениями на 26 декабря 2023 года)
(в ред. Постановлений Правительства Оренбургской области от 07.08.2019 N 595-пп, от 25.12.2019 N 960-пп, от 13.03.2020 N 146-пп, от 14.09.2020 N 773-пп, от 29.12.2020 N 1265-пп, от 07.09.2021 N 768-пп, от 14.02.2022 N 116-пп, от 11.10.2022 N 1057-пп, от 22.12.2022 N 1449-пп, от 31.03.2023 N 269-пп, от 26.12.2023 N 1346-пп)
В соответствии с распоряжением Губернатора Оренбургской области от 6 августа 2018 года N 218-р "Об утверждении перечня государственных программ Оренбургской области" Правительство Оренбургской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить государственную программу "Защита населения и территории Оренбургской области от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Оренбургской области" согласно приложению.
2. Признать утратившими силу постановления Правительства Оренбургской области:
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого вице-губернатора - первого заместителя председателя Правительства Оренбургской области - министра сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области.
(п. 3 в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 25.12.2019 N 960-пп)
4. Постановление вступает в силу после его официального опубликования, но не ранее 1 января 2019 года.
Губернатор -
председатель Правительства
Оренбургской области
Ю.А.БЕРГ
Государственная программа "Защита населения и территории Оренбургской области от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Оренбургской области"
(в ред. Постановлений Правительства Оренбургской области от 31.03.2023 N 269-пп, от 26.12.2023 N 1346-пп)
Главной задачей органов управления, сил гражданской обороны и Оренбургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2023 - 2030 годы является совершенствование знаний, навыков и умений, направленных на реализацию единой государственной политики в области гражданской обороны, снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций для обеспечения безопасности населения, стабильного социально-экономического развития, а также совершенствования системы защиты населения в мирное и военное время.
Оренбургская область, как один из крупных промышленных регионов России, требует особого внимания в вопросах защиты ее населения, территорий и экономического потенциала от чрезвычайных ситуаций.
На территории Оренбургской области сформирована территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны от чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, состоящая из аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований, нештатных формирований, областной противопожарной службы. Сформирована система управления сил и средств в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны.
Органы управления гражданской обороной и силы гражданской обороны выполняют задачи по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Оренбургской области от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях.
Защита населения и территорий Оренбургской области от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах осуществляются в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Российской Федерации.
Катастрофы и стихийные бедствия, вызванные быстроразвивающимися опасными природными явлениями и техногенными процессами, представляют угрозу устойчивому социально-экономическому развитию Оренбургской области.
На территории Оренбургской области сохраняется негативная тенденция изменения окружающей среды, выражающаяся в активизации неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов и, соответственно, в увеличении частоты и масштабов стихийных бедствий, перерастании природных катастроф в техногенные и наоборот.
Человеческий фактор остается одной из основных причин крупных техногенных аварий и пожаров. Высокий уровень аварийности сохраняется в таких важнейших отраслях экономики Оренбургской области, как транспорт, энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство.
Масштабы прямого ущерба от ландшафтных и природных пожаров на территории Оренбургской области свидетельствуют о тяжести их последствий для экономики региона.
Существенные проблемы в области обустройства береговых линий и пляжей, недостатки профилактической (предупредительной) работы с населением создают угрозу безопасности людей на водных объектах.
На территории Оренбургской области осуществляют производственную деятельность 27 объектов экономики, использующих в производственных процессах аварийно-химически опасные вещества и их соединения. Степень износа основных производственных фондов и систем защиты химически опасных предприятий достигает 70 процентов.
Степень износа основных фондов 119 взрывопожароопасных объектов составляет от 40 до 75 процентов, систем защиты - от 24 до 70 процентов.
На территории Оренбургской области проложены 39,017 тыс. километров нефтепродуктопроводов, износ основных производственных фондов (до 92 процентов) и систем защиты (до 80 процентов) ежегодно усугубляется несанкционированными врезками в линейную часть трубопроводов, нарушениями охранных зон трубопроводного транспорта.
На территории Оренбургской области источниками событий чрезвычайного характера являются опасные природные явления, природные риски, которые представляют собой потенциальный источник угроз и рисков для жизнедеятельности населения. События последних лет, связанные с обильными снегопадами, снежными заносами на дорогах, паводковыми явлениями, природными пожарами, засухой, обильными осадками в виде дождя и града, сопровождающимися сильным ветром, являются ярким тому подтверждением.
В связи с особенностью географического положения и климата Оренбургской области особую угрозу населению и территориям создают природные опасности: агрометеорологические, метеорологические, гидрологические.
Пожары являются одним из факторов, дестабилизирующих социально-экономическую обстановку.
Ежегодно в период пожароопасного сезона на территории Оренбургской области возникает большое количество ландшафтных (степных) пожаров. Особенности региона обусловливают риски возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с угрозой распространения пожаров на населенные пункты. Выполнение работ, направленных на тушение таких пожаров, является трудозатратным и требует ежегодно значительных расходов материальных ресурсов.
Пожароопасные сезоны на территории Оренбургской области характеризуются преобладанием высоких и чрезвычайных классов пожарной опасности на всем его протяжении. Малое количество осадков в летний период, аномально высокие температуры, шквалистый ветер негативно сказались на лесопожарной обстановке области.
Для оперативного тушения лесных пожаров обеспечено привлечение необходимого количества личного состава и техники лесопожарных формирований, организованы межведомственное взаимодействие и надлежащее патрулирование. Благодаря принимаемым мерам большинство пожаров удается локализовать в первые сутки с момента их обнаружения.
Оренбургская область является одним из регионов Российской Федерации, обладающих большим количеством водных объектов.
Стратегия развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденная постановлением Правительства Оренбургской области от 20 августа 2010 года N 551-пп, предусматривает создание благоприятных условий для жизни, работы, отдыха и воспитания детей, обеспечение безопасности населения в целом, включая безопасность на водных объектах Оренбургской области. Оренбургская область ежегодно испытывает риски в период прохождения весеннего половодья.
Рост количества происшествий на водных объектах на территории Оренбургской области, как правило, происходит по следующим причинам:
установившаяся аномально высокая температура наружного воздуха на территории региона в летний период уже с начала апреля;
несоблюдение гражданами элементарных правил поведения на водных объектах;
отсутствие достаточного количества организованных мест купаний (пляжей) на территории области.
По итогам проведенного анализа основными причинами гибели людей на водных объектах на территории Оренбургской области являются:
купание в состоянии алкогольного опьянения;
личная неосторожность на воде и несоблюдение безопасного поведения на водных объектах;
оставление детей без присмотра взрослых.
Вопросы безопасности людей на водных объектах находятся под постоянным контролем комиссии Правительства Оренбургской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. Конкретные задачи муниципальным органам власти и службам территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны от чрезвычайных ситуаций по стабилизации обстановки на водных объектах в весенне-летний период определены решениями вышеуказанной комиссии, а именно:
активизация работы среди населения по разъяснению правил поведения на водных объектах и недопущению купания в необорудованных местах, купания в состоянии алкогольного опьянения, по обучению способам оказания первой помощи терпящим бедствие на воде;
привлечение к разъяснительной работе педагогического состава образовательных организаций детских оздоровительных лагерей, использование электронных и печатных средств массовой информации;