ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 августа 2010 года N 551-пп


О стратегии социально-экономического развития Оренбургской области до 2030 года

(с изменениями на 18 июля 2023 года)

(в ред. Постановлений Правительства Оренбургской области от 11.08.2011 N 718-пп, от 08.10.2018 N 655-пп, от 18.07.2023 N 688-пп)



В целях формирования условий, обеспечивающих устойчивое развитие Оренбургской области в долгосрочной перспективе, Правительство Оренбургской области


ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Утвердить стратегию социально-экономического развития Оренбургской области до 2030 года согласно приложению.


(п. 1 в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 18.07.2023 N 688-пп)


2. Внести стратегию социально-экономического развития Оренбургской области (далее - Стратегия) для утверждения в Законодательное Собрание Оренбургской области.


(в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 18.07.2023 N 688-пп)


3. Органам исполнительной власти Оренбургской области осуществлять разработку документов стратегического планирования, целевых программ, докладов о результатах и основных направлениях деятельности, планов и прогнозов развития отраслей и секторов экономики и социальной сферы в соответствии со Стратегией.


4. Рекомендовать органам местного самоуправления Оренбургской области до 1 сентября 2011 года разработать стратегии (комплексные программы) развития муниципальных образований с учетом основных положений Стратегии.


5. Министерству экономического развития, инвестиций, туризма и внешних связей Оренбургской области осуществлять координацию, консультативно-методическое сопровождение и экспертизу формирования стратегий и программ развития муниципальных образований Оренбургской области.


(в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 18.07.2023 N 688-пп)


6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на вице-губернатора - заместителя председателя Правительства Оренбургской области по экономической и инвестиционной политике - министра экономического развития, инвестиций, туризма и внешних связей Оренбургской области.


(п. 6 в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 18.07.2023 N 688-пп)


7. Постановление вступает в силу после его официального опубликования.



Губернатор -
председатель Правительства
Оренбургской области
Ю.А.БЕРГ



Приложение
к постановлению
Правительства
Оренбургской области
от 20 августа 2010 г. N 551-пп



Стратегия социально-экономического развития Оренбургской области до 2030 года

(в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 18.07.2023 N 688-пп)


Общие положения


Стратегия социально-экономического развития Оренбургской области (далее - Стратегия) - документ стратегического планирования, определяющий приоритеты, цели и задачи государственного управления в Оренбургской области.


Стратегия разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Закона Оренбургской области от 2 июля 2018 года N 1166/288-VI-ОЗ "О порядке осуществления стратегического планирования в Оренбургской области", постановления Правительства Оренбургской области от 21 декабря 2015 года N 985-п "О порядке разработки, корректировки, мониторинга и контроля реализации отдельных документов стратегического планирования Оренбургской области, а также общественного обсуждения их проектов", с учетом методических рекомендаций по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 марта 2017 года N 132.


Стратегия является основой для разработки государственных программ Оренбургской области, схемы территориального планирования Оренбургской области и плана мероприятий по реализации Стратегии.



1. Концептуальные положения Стратегии


1.1. Оценка достигнутых целей социально-экономического развития Оренбургской области за период с 2010 по 2020 год


Объем валового регионального продукта (далее - ВРП) вырос в текущих ценах в 2020 году относительно 2010 года в 2,3 раза.


Снижение темпов экономической активности происходило в кризисный период (2014 - 2015 годы) и спустя год после данного периода, а также в период пандемии новой коронавирусной инфекции (2019 - 2020 годы).


ВРП на душу населения в 2020 году относительно 2010 года вырос в 2,4 раза и составил 538,97 тыс. рублей. По данному показателю среди субъектов Российской Федерации Оренбургская область занимает 29-е место, а среди субъектов Приволжского федерального округа (далее - ПФО) - 3-е место после Республики Татарстан и Пермского края.


Промышленность региона является "локомотивом" развития его экономики. Общий индекс промышленного производства за период с 2010 по 2020 год вырос на 2,6 процента в сопоставимых ценах, в том числе в добыче полезных ископаемых - на 2,1 процента, обрабатывающих производствах - на 11,6 процента. Общий объем отгруженной продукции, выполненных работ и услуг промышленного производства за десять лет вырос в 2 раза, или на 432,3 млрд. рублей.


Объем продукции сельского хозяйства, произведенной хозяйствами всех категорий, в 2020 году составил 141,6 млрд. рублей и вырос относительно 2010 года почти в 3 раза.


Производство продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах выросло в течение 2010 - 2020 годов в 1,2 раза.


Регион имеет большие потенциальные возможности для производства сельскохозяйственной продукции. Несмотря на то, что он относится к зоне рискованного земледелия, в благоприятные годы производилось значительное количество зерна (более 4 млн. тонн).


В отдельные годы (2010, 2012, 2014, 2018) отмечались аномальные погодные условия, в результате которых на территории области вводился режим чрезвычайной ситуации, что привело к снижению индексов производства продукции сельского хозяйства в данные периоды.


Оренбургская область входит в число крупнейших сельскохозяйственных товаропроизводителей России и по размерам зернового поля занимает 3-е место после Алтайского края и Ростовской области.


Оренбургская область - инвестиционно привлекательный регион, имеющий огромный потенциал для развития и успешно его реализующий.


В 2020 году относительно 2010 года объем инвестиций в основной капитал вырос в фактически действующих ценах на 95,3 млрд. рублей, или в 1,9 раза. В сопоставимых ценах в 2010 - 2020 годах объем инвестиций в основной капитал вырос в 1,2 раза.


Значительное снижение темпов инвестиционной активности отмечалось в кризисный период (2013 - 2014 годы), а также в период распространения новой коронавирусной инфекции и действия обязательств Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК+) по сокращению добычи нефти в 2020 году, что привело к сокращению внешнего и внутреннего спроса на нефть и вложению инвестиций в ее добычу крупными нефтедобывающими компаниями.


Дополнительным источником привлечения инвестиций в экономику Оренбургской области являются две территории опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР), созданные в монопрофильных муниципальных образованиях (моногородах) - ТОСЭР "Новотроицк" (с 2017 года) и ТОСЭР "Ясный" (с 2019 года).


По состоянию на 31 декабря 2020 года в федеральный реестр резидентов ТОСЭР включено 17 резидентов. На 1 января 2021 года резидентами ТОСЭР было создано 1419 новых рабочих мест (в 2020 году - 656), объем капитальных вложений составил около 5 млрд. рублей (в 2020 году - 854,6 млн. рублей).


Важнейшей предпосылкой стабильного роста экономики Оренбургской области является проведение региональными и муниципальными органами власти последовательной политики, направленной на развитие конкуренции. С 2015 года в Оренбургской области реализуются принципы стандарта развития конкуренции.


В 2020 году относительно 2017 года:


во всех отраслях экономики Оренбургской области, за исключением сфер деятельности субъектов естественных монополий и организаций оборонно-промышленного комплекса, обеспечено присутствие хозяйствующих субъектов частной формы собственности;


в 2,6 раза снизилось количество нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления (далее - ОМСУ);


в 2,5 раза выросла доля закупок, участниками которых являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, в сфере государственного и муниципального заказа (до 43,2 процента при плановом значении - до 18 процентов к 2020 году).


Разработана и реализуется схема работы с инвесторами, включающая все этапы от отбора потенциальных инвесторов до подписания инвестиционного договора о реализации проекта и обеспечения режима "одного окна" для сопровождения инвестиционного проекта.


Мероприятия по улучшению инвестиционного климата и условий для развития бизнеса привели к положительным результатам:


в Национальном инвестиционном рейтинге Агентства стратегических инициатив в 2021 году Оренбургская область заняла 16-е место, улучшив свое положение на 28 позиций;


в инвестиционном рейтинге Национального рейтингового агентства Оренбуржье улучшило свои показатели на 13 позиций (32-е место, ранее - 45-е место);


в медийном рейтинге инвестиционной активности (журнал Инвест-Форсайт) Оренбургская область улучшила свои показатели более чем на 40 позиций рейтинга, войдя в топ-10 участников рейтинга;


в "Индексе административного давления - 2021. Топ-30" Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей в 2021 году Оренбургская область заняла 25-е место (в 2020 году регион был на 70-м месте).


Рост инвестиций укрепило также ускоренное жилищное строительство в регионе, в том числе в рамках регионального проекта "Жилье". В 2010 - 2020 годах введено в эксплуатацию 9898 тыс. кв. метров жилья. При этом в 2020 году введено 967 тыс. кв. метров, что в 1,6 раза превышает объем 2010 года.


Обеспеченность общей площадью жилых помещений в среднем на одного жителя в течение последних лет увеличивалась и на конец 2020 года составила в целом по области 27,7 кв. метра (в 2010 году - 22,3 кв. метра). Рост показателя 2020 года по отношению к показателю 2010 года составил 1,2 раза.


Повышение уровня жизни оренбуржцев является одной их важных стратегических задач.


Положительные итоги развития экономики Оренбургской области, повышение заработной платы в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", повышение минимального размера оплаты труда и оплаты труда в рамках коллективных договоров предприятий и организаций повлияли на увеличение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы на 1 работника.


Так, в 2020 году ее уровень составил 35075 рублей, что выше показателя 2010 года на 19875 рублей, или в 2,3 раза.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»