В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации государственных программ Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 30 декабря 2013 года N 600, в целях приведения нормативной правовой базы Забайкальского края в соответствие с действующим законодательством, в связи с возникшей необходимостью Правительство Забайкальского края постановляет:
утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Забайкальского края "Экономическое развитие", утвержденную постановлением Правительства Забайкальского края от 23 апреля 2014 года N 220 (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Забайкальского края от 4 июля 2014 года N 386, от 7 октября 2014 года N 568, от 31 марта 2015 года N 125, от 12 мая 2015 года N 220, от 4 июня 2015 года N 275, от 30 июля 2015 года N 370, от 5 сентября 2015 года N 451, от 22 марта 2016 года N 103, от 23 сентября 2016 года N 389, от 23 сентября 2016 года N 390, от 13 октября 2016 года N 397, от 23 декабря 2016 года N 481, от 10 февраля 2017 года N 25, от 27 апреля 2017 года N 172, от 19 мая 2017 года N 206, от 13 июня 2017 года N 223, от 27 октября 2017 года N 451, от 4 декабря 2017 года N 511, от 28 декабря 2017 года N 579, от 15 января 2018 года N 6, от 28 марта 2018 года N 103, от 24 апреля 2018 года N 164, от 25 мая 2018 года N 211).
Губернатор Забайкальского края
Н.Н.ЖДАНОВА
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ", УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ ОТ 23 АПРЕЛЯ 2014 ГОДА N 220
Государственную программу Забайкальского края "Экономическое развитие" изложить в следующей редакции:
"Утверждена
постановлением Правительства
Забайкальского края
от 23 апреля 2014 г. N 220
(в редакции постановления
Правительства Забайкальского края
от 25 сентября 2018 г. N 388)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ"
ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ"
Ответственный исполнитель программы | Министерство экономического развития Забайкальского края. |
Соисполнители программы | Исполнительные органы государственной власти Забайкальского края, органы местного самоуправления муниципальных образований Забайкальского края (по согласованию). |
Подпрограммы программы | "Стимулирование инвестиционной деятельности в Забайкальском крае"; "Развитие малого и среднего предпринимательства"; "Стимулирование и государственная поддержка инновационной деятельности в Забайкальском крае"; "Повышение эффективности государственного и муниципального управления"; "Совершенствование системы стратегического управления в Забайкальском крае"; "Совершенствование закупок товаров, работ, услуг в Забайкальском крае"; обеспечивающая подпрограмма. |
Цели программы | Создание условий для устойчивого роста экономики Забайкальского края. |
Задачи программы | Активизация привлечения частных инвестиций в экономику Забайкальского края; стимулирование развития малого и среднего предпринимательства и потребительского рынка; стимулирование и государственная поддержка инновационной деятельности; повышение эффективности государственного и муниципального управления, стратегического прогнозирования и планирования в Забайкальском крае; повышение эффективности, результативности и открытости закупок; создание условий для реализации полномочий Министерства экономического развития Забайкальского края. |
Этапы и сроки реализации программы | 2014 - 2021 годы. Один этап. |
Объемы бюджетных ассигнований программы | Общий объем расходов на программу составляет 3138120,09995 тыс. рублей, в том числе: в 2014 году - 322502,23339 тыс. рублей; в 2015 году - 622506,44565 тыс. рублей; в 2016 году - 368338,89079 тыс. рублей; в 2017 году - 337263,81704 тыс. рублей; в 2018 году - 423440,29908 тыс. рублей; в 2019 году - 292738,70000 тыс. рублей; в 2020 году - 291935,70000 тыс. рублей; в 2021 году - 479394,01400 тыс. рублей. Из них: средства бюджета Забайкальского края - 2313360,50725 тыс. рублей, в том числе: в 2014 году - 118463,51120 тыс. рублей; в 2015 году - 298451,53785 тыс. рублей; в 2016 году - 291616,91379 тыс. рублей; в 2017 году - 303716,83133 тыс. рублей; в 2018 году - 375088,89908 тыс. рублей; в 2019 году - 254916,30000 тыс. рублей; в 2020 году - 241824,10000 тыс. рублей; в 2021 году - 429282,41400 тыс. рублей; средства федерального бюджета - 824759,59270 тыс. рублей, в том числе: в 2014 году - 204038,72219 тыс. рублей; в 2015 году - 324054,90780 тыс. рублей; в 2016 году - 76721,97700 тыс. рублей; в 2017 году - 33546,98571 тыс. рублей; в 2018 году - 48351,40000 тыс. рублей; в 2019 году - 37822,40000 тыс. рублей; в 2020 году - 50111,60000 тыс. рублей; в 2021 году - 50111,6000 тыс. рублей. |
Ожидаемые значения показателей конечных результатов реализации программы | Среднегодовые темпы роста объема валового регионального продукта в течение реализации государственной программы составят 0,1%. Индекс физического объема валового регионального продукта в сопоставимых ценах к 2021 году увеличится до 102,4%. Годовой объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования к 2021 году увеличится до 112,7 млрд. рублей. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. человек населения Забайкальского края увеличится до 35,0 в 2021 году. Уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством государственных и муниципальных услуг достигнет 90% к 2021 году. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг к 2021 году составит 7,5%. |
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
1.1. Общая характеристика экономического положения края
В Забайкальском крае социально-экономическая ситуация характеризуется сохранением позитивных тенденций в социальной сфере и отраслях реального сектора экономики.
В 2013 году, по оценке, индекс физического объема валового регионального продукта в сопоставимых ценах составил 102,1% к уровню 2012 года.
В 2013 году прирост промышленного производства в сопоставимых ценах составил 6,5% (по России - 0,3%). По приросту промышленного производства Забайкальский край в 2013 году вышел на 3-е место среди регионов Сибирского федерального округа.
Продолжалась реализация крупных инвестиционных проектов и запуск новых производств.
Объем добычи золота составил 9,4 тонны (в 2012 году - 8,3 тонны). Это наибольший показатель за последние 19 лет.
Прирост объемов производства урана по сравнению с 2012 годом составил 6,5%, угля - 5,6%.
Позитивным является выход Забайкальского края на энергосбалансированность за счет наращивания объемов собственной выработки электроэнергии на 9,3%, в основном за счет введенного в эксплуатацию третьего блока Харанорской ГРЭС.
Объем перевозок (отправлений) грузов железнодорожным транспортом в целом по Забайкальской железной дороге сократился в 2013 году на 19,9% к уровню предыдущего года, что связано, в основном, с сокращением перевозок нефти и строительных грузов по Забайкальской железной дороге. Объем услуг связи снизился по сравнению с 2012 годом на 0,7%.
Более напряженно, по сравнению с предыдущими годами, складывалась ситуация в сельском хозяйстве края. Индекс сельскохозяйственного производства в 2013 году составил 100,1%. В результате неблагоприятных погодных условий валовой сбор зерна составил 167,3 тыс. тонн (78,5% к уровню 2012 года), списано и переведено на кормовые цели 12 тыс. га зерновых культур, или более 8% посевной площади.
К концу 2013 года удалось преодолеть спад объемов производства по виду деятельности "строительство" и выйти на уровень 2012 года (прирост составил 0,1%).
В 2013 году объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 52,9 млрд. рублей, 74,4% к уровню предыдущего года.
Сохранена и стабилизирована ситуация на рынке труда, уровень регистрируемой безработицы на 1 января 2014 года составил 1,9% от экономически активного населения (в 2012 году - 2,0%).
Заработная плата в 2013 году увеличилась на 11,2% к уровню предыдущего года. Реальные денежные доходы населения в расчете на душу населения составили 105,7% к уровню 2012 года.
1.2. Инвестиционная деятельность
Одним из основных факторов развития экономического потенциала и социально-экономического развития Забайкальского края в целом является привлечение инвестиций. В современных условиях, учитывая ограниченность бюджетных средств и проводимую более жесткую политику в области формирования расходов бюджетов как на федеральном, так и на региональном уровнях, объемы вложений инвестиций в основной капитал и, как следствие, социально-экономическое развитие края находятся в зависимости от привлечения частных инвестиций. Масштабы привлечения частных инвестиций во многом определяются инвестиционной привлекательностью края, в связи с этим огромное значение имеет формирование эффективной региональной инвестиционной политики.
Вопросы государственной поддержки инвестиционной деятельности в Забайкальском крае регулируются Законом Забайкальского края от 27 февраля 2009 года N 148-ЗЗК "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Забайкальском крае", которым устанавливаются формы и порядок ее предоставления.
В соответствии с региональным законодательством в крае предусмотрено более 10 форм государственной поддержки инвестиционной деятельности, из которых наиболее востребованными являются предоставление государственных гарантий и субсидирование части процентной ставки за пользование кредитом (займом).
В 2013 году за счет средств краевого бюджета было предоставлено субсидий на общую сумму 14,6 млн. рублей 9 инвесторам, государственных гарантий - на 143,2 млн. рублей 2 инвесторам.
Инвестиционным проектам, имеющим важное значение для решения социально-экономических проблем края, предусмотрено присвоение статуса инвестиционного проекта краевого значения (в случае если проект реализуется российскими инвесторами) и приоритетного инвестиционного проекта (в случае если проект реализуется иностранными инвесторами), дающего право на дополнительные меры государственной поддержки. В настоящее время на территории края реализуются 4 инвестиционных проекта, имеющих статус инвестиционного проекта краевого значения, и 1 проект, имеющий статус приоритетного инвестиционного проекта.
Кроме того, региональным инвестиционным законодательством установлен институт государственного кураторства инвестиционных проектов. Деятельность государственных кураторов, назначенных Губернатором Забайкальского края из числа руководителей органов исполнительной власти Забайкальского края, направлена на содействие инвесторам в решении вопросов организации бизнеса.
В целях введения в практику новых перспективных мер государственной поддержки инвесторов принят Закон Забайкальского края от 28 февраля 2012 года N 633-ЗЗК "Об основаниях и условиях предоставления инвестиционного налогового кредита по региональным налогам".
На создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций в экономику Забайкальского края направлен Закон Забайкальского края от 25 декабря 2012 года N 765-ЗЗК "О государственной поддержке иностранных инвестиций в экономику Забайкальского края и о внесении изменения в Закон Забайкальского края "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Забайкальском крае". Указанный Закон определяет правовые и экономические основы государственной поддержки иностранных инвестиций, устанавливает особенности предоставления той или иной формы государственной поддержки, а также порядок ее оказания органами государственной власти Забайкальского края.
Предоставление иностранным инвесторам организационной поддержки, инвестиционного налогового кредита, налоговых льгот, льгот по аренде имущества, являющегося государственной собственностью Забайкальского края, осуществляется в случае реализации ими приоритетных инвестиционных проектов Забайкальского края.
Доступная инфраструктура для размещения производственных и иных объектов инвесторов на территории края создается на основании Закона Забайкальского края от 27 декабря 2016 года N 1443-ЗЗК "Об индустриальных (промышленных) парках Забайкальского края".
Индустриальные (промышленные) парки обеспечивают условия создания и развития производств с высокой добавленной стоимостью и создание высокопроизводительных рабочих мест, что обеспечивает значительные поступления в бюджеты всех уровней.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 14 мая 2010 года N 190 "О промышленном парке "Могойтуй" создан промышленный парк Забайкальского края "Промышленный парк "Могойтуй", который представляет собой выделенную территорию, обеспеченную административно-технической инфраструктурой, способной обслуживать до нескольких десятков сборочных и перерабатывающих производств.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 24 июля 2014 года N 445 "О создании промышленного парка Забайкальского края "Промышленный парк "Краснокаменск" создан промышленный парк Забайкальского края "Промышленный парк "Краснокаменск", который представляет собой территориально обособленный комплекс площадью 80 га с подготовленным земельным участком для создания инфраструктуры промышленного парка, строительства административных и бытовых помещений, позволяющих компактно размещать производства и предоставлять условия для эффективного осуществления промышленной или логистической деятельности.
Еще одним инструментом стимулирования инвестиционной деятельности и создания благоприятных условий для реализации масштабных инвестиционных проектов на территории края является Закон Забайкальского края от 30 июня 2015 года N 1194-ЗЗК "Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельных участков, находящихся в собственности Забайкальского края, муниципальной собственности, и земельных участков на территории Забайкальского края, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов".
В настоящее время в Забайкальском крае продолжается работа по совершенствованию правового регулирования инвестиционной деятельности, а также созданию благоприятного инвестиционного климата.
Более подробная информация относительно состояния дел в сфере инвестиций в Забайкальском крае представлена далее в соответствующей подпрограмме.
1.3. Предпринимательский климат
Развитие малого и среднего предпринимательства, содействие развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития края, что обусловлено высокой значимостью малого и среднего бизнеса в решении социальных и экономических задач.
Малое и среднее предпринимательство оказывает значимое влияние на экономику Забайкальского края: в 2013 году субъекты малого и среднего бизнеса составляли 56,0% в общей численности коммерческих юридических лиц, действующих в крае. В данном секторе трудилось 110,0 тыс. человек, что составило 20,5% от экономически активного населения Забайкальского края, произведено 28,2% от общего объема региональной продукции, собирается, по оценке, 19,3% от суммы налогов, поступающих в бюджет края от всех субъектов экономики.