ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 марта 2016 года N 103
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ", УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ ОТ 23 АПРЕЛЯ 2014 ГОДА N 220
В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации государственных программ Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 30 декабря 2013 года N 600, в связи с возникшей необходимостью Правительство Забайкальского края постановляет:
утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Забайкальского края "Экономическое развитие", утвержденную постановлением Правительства Забайкальского края от 23 апреля 2014 года N 220 (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Забайкальского края от 4 июля 2014 года N 386, от 7 октября 2014 года N 568, от 31 марта 2015 года N 125, от 12 мая 2015 года N 220, от 4 июня 2015 года N 275, от 30 июля 2015 года N 370, от 5 сентября 2015 года N 451).
Временно исполняющая обязанности
Губернатора Забайкальского края
Н.Н.ЖДАНОВА
Утверждены
постановлением Правительства
Забайкальского края
от 22 марта 2016 года N 103
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ", УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ ОТ 23 АПРЕЛЯ 2014 ГОДА N 220
Государственную программу Забайкальского края "Экономическое развитие", утвержденную указанным постановлением, изложить в следующей редакции:
"Утверждена
постановлением Правительства
Забайкальского края
от 23 апреля 2014 года N 220
(в редакции постановления Правительства
Забайкальского края
от 22 марта 2016 года N 103)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ"
ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ"
Ответственный исполнитель программы | Министерство экономического развития Забайкальского края. |
Соисполнители программы | Исполнительные органы государственной власти Забайкальского края, органы местного самоуправления муниципальных образований Забайкальского края. |
Подпрограммы программы | "Стимулирование инвестиционной деятельности в Забайкальском крае"; "Развитие малого и среднего предпринимательства"; "Стимулирование инновационного развития"; "Повышение эффективности государственного и муниципального управления"; "Совершенствование системы стратегического управления в Забайкальском крае"; "Совершенствование закупок товаров, работ, услуг в Забайкальском крае"; обеспечивающая подпрограмма. |
Цели программы | Создание условий для устойчивого роста экономики Забайкальского края. |
Задачи программы | Активизация привлечения частных инвестиций в экономику Забайкальского края; стимулирование развития малого и среднего предпринимательства и потребительского рынка; стимулирование и государственная поддержка инновационной деятельности; повышение эффективности государственного и муниципального управления, стратегического прогнозирования и планирования в Забайкальском крае; повышение эффективности, результативности и открытости закупок; создание условий для реализации полномочий Министерства экономического развития Забайкальского края. |
Этапы и сроки реализации программы | 2014 - 2020 годы. Один этап. |
Объемы бюджетных ассигнований программы | Общий объем расходов на программу составляет 3659354,37904 тыс. рублей, в том числе: в 2014 году - 322502,23339 тыс. рублей; в 2015 году - 599562,84565 тыс. рублей; в 2016 году - 250635,3 тыс. рублей; в 2017 году - 617453,5 тыс. рублей; в 2018 году - 613453,5 тыс. рублей; в 2019 году - 622873,5 тыс. рублей; в 2020 году - 632873,5 тыс. рублей. Из них: средства бюджета Забайкальского края - 3131260,75905 тыс. рублей, в том числе: в 2014 году - 118463,5212 тыс. рублей; в 2015 году - 275507,93785 тыс. рублей; в 2016 году - 250635,3 тыс. рублей; в 2017 году - 617453,5 тыс. рублей; в 2018 году - 613453,5 тыс. рублей; в 2019 году - 622873,5 тыс. рублей; в 2020 году - 632873,5 тыс. рублей; средства федерального бюджета - 528093,61999 тыс. рублей, в том числе: в 2014 году - 204038,71219 тыс. рублей; в 2015 году - 324054,9078 тыс. рублей. Общий объем расходов на подпрограмму "Стимулирование инвестиционной деятельности в Забайкальском крае" составляет 109654,2 тыс. рублей. Общий объем расходов на подпрограмму "Развитие малого и среднего предпринимательства" составляет 1512010,81904 тыс. рублей. Общий объем расходов на подпрограмму "Стимулирование инновационного развития" за счет средств краевого бюджета составляет 0,0 тыс. рублей. Общий объем расходов на подпрограмму "Повышение эффективности государственного и муниципального управления" составляет 1586468,3 тыс. рублей. Общий объем расходов на подпрограмму "Совершенствование системы стратегического управления в Забайкальском крае" составляет 10672,6 тыс. рублей. Общий объем расходов на подпрограмму "Совершенствование закупок товаров, работ, услуг в Забайкальском крае" составляет 118345,7 тыс. рублей. Общий объем расходов на обеспечивающую подпрограмму составляет 322202,76 тыс. рублей |
Ожидаемые значения показателей конечных результатов реализации программы | Среднегодовые темпы роста объема валового регионального продукта в течение реализации государственной программы составят 1,4%. Индекс физического объема валового регионального продукта в сопоставимых ценах к 2020 году увеличится в 1,1 раза к уровню 2013 года. Годовой объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования к 2020 году увеличится до 94,9 млрд. рублей. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. человек населения Забайкальского края увеличится до 44,7 в 2020 году. Уровень удовлетворенности граждан качеством государственных и муниципальных услуг достигнет 90% к 2018 году. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг к 2020 году составит 8%. |
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
1.1. Общая характеристика экономического положения края
В Забайкальском крае социально-экономическая ситуация характеризуется сохранением позитивных тенденций в социальной сфере и отраслях реального сектора экономики.
В 2013 году, по оценке, индекс физического объема валового регионального продукта в сопоставимых ценах составил 102,1% к уровню 2012 года.
В 2013 году прирост промышленного производства в сопоставимых ценах составил 6,5% (по России - 0,3%). По приросту промышленного производства Забайкальский край в 2013 году вышел на 3-е место среди регионов Сибирского федерального округа.
Продолжалась реализация крупных инвестиционных проектов и запуск новых производств.
Объем добычи золота составил 9,4 тонны (в 2012 году - 8,3 тонны). Это наибольший показатель за последние 19 лет.
Прирост объемов производства урана по сравнению с 2012 годом составил 6,5%, угля - 5,6%.
Позитивным является выход Забайкальского края на энергосбалансированность за счет наращивания объемов собственной выработки электроэнергии на 9,3% в основном за счет введенного в эксплуатацию третьего блока Харанорской ГРЭС.
Объем перевозок (отправлений) грузов железнодорожным транспортом в целом по Забайкальской железной дороге сократился в 2013 году на 19,9% к уровню предыдущего года, что связано, в основном, с сокращением перевозок нефти и строительных грузов по Забайкальской железной дороге. Объем услуг связи снизился по сравнению с 2012 годом на 0,7%.
Более напряженно, по сравнению с предыдущими годами, складывалась ситуация в сельском хозяйстве края. Индекс сельскохозяйственного производства в 2013 году составил 100,1%. В результате неблагоприятных погодных условий валовой сбор зерна составил 167,3 тыс. тонн (78,5% к уровню 2012 года), списано и переведено на кормовые цели 12 тыс. га зерновых культур, или более 8% посевной площади.
К концу 2013 года удалось преодолеть спад объемов производства по виду деятельности "строительство" и выйти на уровень 2012 года (прирост составил 0,1%).
В 2013 году объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 52,9 млрд. рублей, 74,4% к уровню предыдущего года.
Сохранена и стабилизирована ситуация на рынке труда, уровень регистрируемой безработицы на 1 января 2014 года составил 1,9% от экономически активного населения (в 2012 году - 2,0%).
Заработная плата в 2013 году увеличилась на 11,2% к уровню предыдущего года. Реальные денежные доходы населения в расчете на душу населения составили 105,7% к уровню 2012 года.
1.2. Инвестиционная деятельность
Одним из основных факторов развития экономического потенциала и социально-экономического развития Забайкальского края в целом является привлечение инвестиций. В современных условиях, учитывая ограниченность бюджетных средств и проводимую более жесткую политику в области формирования расходов бюджетов как на федеральном, так и на региональном уровнях, объемы вложений инвестиций в основной капитал и, как следствие, социально-экономическое развитие края находятся в зависимости от привлечения частных инвестиций. Масштабы привлечения частных инвестиций во многом определяются инвестиционной привлекательностью края, в связи с этим огромное значение имеет формирование эффективной региональной инвестиционной политики.
Вопросы государственной поддержки инвестиционной деятельности в Забайкальском крае регулируются Законом Забайкальского края от 27 февраля 2009 года N 148-ЗЗК "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Забайкальском крае", которым устанавливаются формы и порядок ее предоставления.
В соответствии с региональным законодательством в крае предусмотрено более 10 форм государственной поддержки инвестиционной деятельности, из которых наиболее востребованными являются предоставление государственных гарантий и субсидирование части процентной ставки за пользование кредитом (займом).
В 2013 году за счет средств краевого бюджета было предоставлено субсидий на общую сумму 14,6 млн. рублей 9 инвесторам, государственных гарантий - на 143,2 млн. рублей 2 инвесторам.
Инвестиционным проектам, имеющим важное значение для решения социально-экономических проблем края, предусмотрено присвоение статуса инвестиционного проекта краевого значения (в случае если проект реализуется российскими инвесторами) и приоритетного инвестиционного проекта (в случае если проект реализуется иностранными инвесторами), дающего право на дополнительные меры государственной поддержки. В настоящее время на территории края реализуются 4 инвестиционных проекта, имеющих статус инвестиционного проекта краевого значения и 1 проект, имеющий статус приоритетного инвестиционного проекта.
Кроме того, региональным инвестиционным законодательством установлен институт государственного кураторства инвестиционных проектов, стоимость которых превышает 100,0 млн. рублей. Деятельность государственных кураторов, назначенных Губернатором Забайкальского края из числа руководителей органов исполнительной власти Забайкальского края, направлена на содействие инвесторам в решении вопросов организации бизнеса.
В целях введения в практику новых перспективных мер государственной поддержки инвесторов принят Закон Забайкальского края от 28 февраля 2012 года N 633-ЗЗК "Об основаниях и условиях предоставления инвестиционного налогового кредита по региональным налогам".
На создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций в экономику Забайкальского края направлен Закон Забайкальского края от 25 декабря 2012 года N 765-ЗЗК "О государственной поддержке иностранных инвестиций в экономику Забайкальского края и о внесении изменения в Закон Забайкальского края "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Забайкальском крае". Закон определяет правовые и экономические основы государственной поддержки иностранных инвестиций, устанавливает особенности предоставления той или иной формы государственной поддержки, а также порядок ее оказания органами государственной власти Забайкальского края.
Предоставление иностранным инвесторам организационной поддержки, инвестиционного налогового кредита, налоговых льгот, льгот по аренде имущества, являющегося государственной собственностью Забайкальского края, осуществляется в случае реализации ими приоритетных инвестиционных проектов Забайкальского края.
Доступная инфраструктура для размещения производственных и иных объектов инвесторов на территории края создается на основании Закона Забайкальского края от 4 мая 2010 года N 368-ЗЗК "О промышленных парках Забайкальского края".
Промышленные парки обеспечивают условия создания и развития производств с высокой добавленной стоимостью и создание высокопроизводительных рабочих мест, что обеспечивает значительные поступления в бюджеты всех уровней.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 14 мая 2010 года N 190 создан промышленный парк "Могойтуй", который представляет собой выделенную территорию, обеспеченную административно-технической инфраструктурой, способной обслуживать до нескольких десятков сборочных и перерабатывающих производств.
Кроме того, ведется работа по созданию промышленного парка в городе Краснокаменске.
В настоящее время в Забайкальском крае продолжается работа по совершенствованию правового регулирования инвестиционной деятельности, а также созданию благоприятного инвестиционного климата.
Более подробная информация относительно состояния дел в сфере инвестиций в Забайкальском крае представлена далее в соответствующей подпрограмме.
1.3. Предпринимательский климат
Развитие малого и среднего предпринимательства, содействие развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития края, что обусловлено высокой значимостью малого и среднего бизнеса в решении социальных и экономических задач.
Малое и среднее предпринимательство оказывает значимое влияние на экономику Забайкальского края: в 2013 году субъекты малого и среднего бизнеса составляли 56,0% в общей численности коммерческих юридических лиц, действующих в крае. В данном секторе трудилось 110,0 тыс. человек, что составило 20,5% от экономически активного населения Забайкальского края, произведено 28,2% от общего объема региональной продукции, собирается, по оценке, 19,3% от суммы налогов, поступающих в бюджет края от всех субъектов экономики.
На начало 2014 года в Забайкальском крае действовал 31991 субъект малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей.
Субъектами малого и среднего бизнеса в настоящее время производится:
35% промышленной продукции края;
49% работ (услуг) в сфере капитального строительства и ремонта;
60% платных услуг;
92% сельхозпродукции (включая ЛПХ);
93% услуг розничной торговли;
96% услуг автомобильных перевозок.
Государственная поддержка осуществлялась в рамках краевой долгосрочной целевой программы по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае. В 2010 - 2013 годах объем финансирования программы по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства увеличился в 2,4 раза, поддержка оказана более 3100 субъектам малого и среднего предпринимательства, в результате чего создано свыше 5 тысяч новых и сохранено около 18 тысяч действующих рабочих мест, находившихся в период кризиса под угрозой ликвидации. Предоставление поручительств гарантийного фонда простимулировало предпринимателей на привлечение около 3,0 млрд. рублей банковских кредитов. Поступление налоговых платежей во все уровни бюджетов от поддержанных предпринимательских структур превысило 1,5 млрд. рублей.
В 33 муниципальных образованиях действуют целевые программы поддержки малого предпринимательства, 76% из которых финансируются их местных бюджетов муниципальных образований Забайкальского края.
Перечни муниципального имущества, предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства, сформированы в 34 муниципальных районах (городских округах). В состав их включено более 1100 объектов недвижимости с общей площадью 357 тыс. кв.м.
В Забайкальском крае активно функционирует региональная инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства. В ее составе краевой фонд поддержки малого и среднего предпринимательства, Забайкальская лизинговая компания, Гарантийный фонд, фонд инвестиционного развития, краевой микрофинансовый центр, 2 бизнес-инкубатора, 14 муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, 2 представительства организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, Забайкальский экспортный центр. Совокупные финансовые активы перечисленных организаций превысили 900 млн. рублей.
Данными структурами в 2010 - 2013 годах выдано около 1150 млн. рублей кредитов, предоставлено более 500 гарантий.
Реализация мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае, направленных на решение ключевых проблем бизнеса, позволила в некоторой мере смягчить крайне неблагоприятные условия предпринимательской деятельности в условиях посткризисного периода. В 2013 году приоритетными направлениями программы являлись: развитие инноваций, лизинга, социального предпринимательства, начинающего бизнеса, возмещение процентной ставки по кредитам, развитие микрофинансирования. В число мероприятий поддержки малого и среднего предпринимательства впервые были включены мероприятия по обеспечению доступа к финансовым ресурсам малых компаний с численностью работников свыше 30 человек, для которых разработаны меры, направленные в первую очередь на поддержку модернизации производства: компенсация расходов на приобретение оборудования, субсидирование расходов по лизингу оборудования.
Более подробная информация относительно состояния дел в сфере малого и среднего предпринимательства представлена далее в соответствующей подпрограмме.
1.4. Инновационное развитие
Для Забайкальского края характерен низкий уровень развития научной и инновационной деятельности и значительное его отставание от уровня Российской Федерации и Сибирского федерального округа. Актуальным является вопрос несоответствия предложенных региональным сектором исследований технологий и разработок потребностям бизнеса в технологической модернизации.
Правительством Забайкальского края предпринимаются меры по реформированию инновационной системы.
В настоящее время сформирована основная нормативная правовая база, направленная на решение вопросов инновационного развития региона.