(с изменениями на 3 мая 2024 года)
(в ред. Постановлений Правительства Забайкальского края от 04.07.2014 N 386, от 07.10.2014 N 568, от 31.03.2015 N 125, от 12.05.2015 N 220, от 04.06.2015 N 275, от 30.07.2015 N 370, от 05.09.2015 N 451, от 22.03.2016 N 103, от 23.09.2016 N 389, от 23.09.2016 N 390, от 13.10.2016 N 397, от 23.12.2016 N 481, от 10.02.2017 N 25, от 27.04.2017 N 172, от 19.05.2017 N 206, от 13.06.2017 N 223, от 27.10.2017 N 451, от 04.12.2017 N 511, от 28.12.2017 N 579, от 15.01.2018 N 6, от 28.03.2018 N 103, от 24.04.2018 N 164, от 25.05.2018 N 211, от 25.09.2018 N 388, от 27.01.2019 N 10, от 03.06.2019 N 224, от 24.07.2019 N 303, от 30.07.2019 N 308, от 31.12.2019 N 542, от 20.04.2020 N 109, от 09.06.2020 N 192, от 24.07.2020 N 281, от 12.11.2020 N 480, от 29.12.2020 N 633, от 31.03.2021 N 95 (ред. 07.10.2021), от 07.10.2021 N 399, от 30.11.2021 N 466, от 21.01.2022 N 9, от 14.04.2022 N 138, от 06.05.2022 N 160, от 21.07.2022 N 308, от 22.09.2022 N 427, от 22.09.2022 N 428, от 26.10.2022 N 495, от 06.12.2022 N 590, от 30.12.2022 N 702, от 02.06.2023 N 271, от 05.07.2023 N 341, от 19.12.2023 N 684, от 04.03.2024 N 98, от 03.05.2024 N 223)
В соответствии с Порядком разработки, формирования, реализации, мониторинга и проведения оценки эффективности государственных программ Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 30 декабря 2013 года N 600, Перечнем государственных программ Забайкальского края, утвержденным распоряжением Правительства Забайкальского края от 15 мая 2012 года N 223-р, в целях создания условий для устойчивого роста экономики Забайкальского края Правительство Забайкальского края постановляет:
(преамбула в ред. Постановления Правительства Забайкальского края от 04.03.2024 N 98)
утвердить прилагаемую государственную программу Забайкальского края "Экономическое развитие".
Исполняющий обязанности председателя
Правительства Забайкальского края
А.И.ШЕМЕТОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ"
(в ред. Постановлений Правительства Забайкальского края от 04.03.2024 N 98, от 03.05.2024 N 223)
Динамика ключевых индикаторов экономического развития Забайкальского края за 2019 - 2022 годы, за исключением периода жестких ограничений, связанных с пандемией COVID-19, характеризуется устойчивым ростом: индекса промышленного производства - на 16,7%, индекса физического объема инвестиции в основной капитал - на 39,3%, строительства - на 51,6%, объема экспорта - в 2 раза.
в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году
Показатель | 2019 год | 2020 год | 2021 год | 2022 год |
Валовой региональный продукт | 102,4 | 104,5 | 105,4 | 101,9 <*> |
Промышленное производство | 105,6 | 99,5 | 108,5 | 102,4 |
Производительность труда | 104,6 | 110,0 | 104,0 | 98,2 <*> |
Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство" | 98,7 | 131,2 | 97,1 | 120,6 |
Оборот розничной торговли | 100,7 | 96,1 | 105,0 | 99,5 |
Инвестиции в основной капитал | 98,8 | 121,9 | 119,5 | 96,8 |
Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, тыс. человек (на конец года) | 96 181 | 94 421 | 104 237 | 113 928 |
Экспорт, млн. долларов США | 631,9 | 1 074,2 | 1 456,4 | 1 298,3 |
Импорт, млн. долларов США | 378,4 | 445,3 | 633,3 | 303,5 |
Реальная среднемесячная заработная плата | 102,9 | 102,9 | 103,4 | 99,2 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения | 101,5 | 99,9 | 102,2 | 100,2 |
________________
* Оценка.
Экономика края демонстрировала развитие, опережающее среднероссийскую динамику, вследствие низкой базы предшествующих лет и старта реализации крупных проектов по добыче полезных ископаемых. Темпы роста основных экономических показателей региона также заметно выше уровня Дальневосточного федерального округа (далее - ДФО).
Важнейшими факторами, определяющими экономическую динамику региона, являются инвестиционные ресурсы. Инвестиционная активность в крае в последние годы росла темпами, опережающими динамику по стране и ДФО. Приоритетными секторами экономики Забайкальского края для инвестиционных вложений являются промышленность, транспортировка и хранение. За 2019 - 2022 годы и I полугодие 2023 года инвестиции в добычу полезных ископаемых составили 124,5 млрд. рублей, или 19,9% от общего объема инвестиций в основной капитал в крае, в обрабатывающие производства - 184,4 млрд. рублей, или 29,4%, транспортировку и хранение - 182,4 млрд. рублей, или 29,1%.
В 2019 году постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2019 года N 988 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Забайкалье" в Забайкальском крае создана территория опережающего развития (далее - ТОР) "Забайкалье". В настоящее время ТОР "Забайкалье" располагается на территории 25 муниципальных районов и 2 городских округов. Территории муниципалитетов включены в ТОР частично. Кроме того, на территории Забайкальского края с 2016 года действует ТОР "Краснокаменск", созданная постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 года N 675 (в 2020 году преобразована в ТОР на территории ДФО в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2020 года N 1374 "О преобразовании территории опережающего социально-экономического развития "Краснокаменск").
По состоянию на 1 октября 2023 года заключены соглашения с 57 резидентами, объем планируемых капитальных вложений - 432 843,5 млн. рублей (инвестировано - 206 774,8 млн. рублей), количество создаваемых резидентами ТОР новых рабочих мест - 16 562 (создано - 6 960 рабочих мест). Для усиления потенциала развития ТОР в рамках Комплексной программы ускоренного социально-экономического развития Забайкальского края до 2025 года и на перспективу до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2021 года N 2282-р, предусмотрено создание промышленных парков.
В рамках краевой государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории края по состоянию на 1 января 2023 года реализуется 5 региональных инвестиционных проектов. Общая сумма инвестиций за 2013 - 2022 годы составила 113 410,3 млн. рублей, в том числе за 2022 год - 4 284,9 млн. рублей.
В декабре 2022 года Министерством экономического развития Забайкальского края выданы субсидии в размере 50,74 млн. рублей на возмещение части затрат, связанных с приобретением нового оборудования, 16 промышленным предприятиям, осуществлена докапитализация Фонда развития промышленности Забайкальского края.
На территории Забайкальского края по состоянию на 1 октября 2023 года осуществляли деятельность 27 207 субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), количество занятых в МСП составило 108,8 тыс. человек, или 122,4% к годовому плановому показателю (88,9 тыс. человек). Поддержка МСП осуществлялась путем реализации национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" (Забайкальский край участвует в 3 региональных проектах) и подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае" государственной программы Забайкальского края "Экономическое развитие" (далее - государственная программа).
Объем финансирования региональных проектов по МСП в 2022 году составил 103,8 млн. рублей.
В 34 муниципальных районах, муниципальных и городских округах функционируют многофункциональные центры по оказанию государственных и муниципальных услуг. Уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг достиг 99,2%.
Туристический поток составил рекордное количество - 434 тыс. поездок, что в 1,5 раза превышает уровень 2021 года. Активно ведется работа по развитию проектов в сфере туризма. Основными проектами на сегодняшний день являются: лэнд-арт парк "Тужи" в Хилокском районе, экокурорт "Кука" в Читинском районе, экоотель "Шинки" в Красночикойском районе. Всего в работе 32 проекта в 12 районах края.
В регионе выделены 11 центров экономического роста и определены приоритетные мероприятия, направленные на создание социальной и инженерной инфраструктуры для обеспечения реализации инвестиционных проектов, решение наиболее острых проблем в социальной сфере.
В 2023 году в рамках государственной программы осуществляется дальнейшее финансирование мероприятий, обеспечивающих восстановление занятости и рост экономики.
Ключевые конкурентные преимущества Забайкальского края в сфере реализации государственной программы:
1) наличие трудовых ресурсов и потенциал роста потребительского спроса позволяет развивать в Забайкальском крае МСП и трудоемкие отрасли: сельское хозяйство, машиностроение, туризм и др.;
2) близкое расположение к быстрорастущим восточноазиатским центрам мирового экономического роста, развитие отношений с Китайской Народной Республикой открывает возможности для привлечения инвестиций, технологий и увеличения туристического потока в регион;
3) значительные доступные запасы минерально-сырьевых ресурсов (золото, железо, медь, уран, серебро, цинк, уголь, свинец и др.) формируют благоприятные условия для создания горно-металлургического кластера, ориентированного на экспорт, с высокой отдачей для регионального развития;
4) широкие возможности для развития туризма (экологического, этнокультурного и рекреационного), в том числе с ориентацией на туристов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Развитие туристической отрасли может способствовать созданию рабочих мест, в том числе в смежных отраслях, и диверсификации занятости в сельских территориях;
5) преференциальный режим ТОР, направленный на формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций (ТОР "Забайкалье" и ТОР "Краснокаменск"), в условиях макроэкономической нестабильности может стать дополнительным фактором повышения конкурентоспособности Забайкальского края и притяжения нового бизнеса, в том числе из центральной части страны, а также международных партнеров.
Факторы, сдерживающие социально-экономическое развитие Забайкальского края в сфере реализации государственной программы:
1) отсутствие инфраструктуры в экономически неосвоенных районах, что затрудняет вовлечение в коммерческую деятельность природных ресурсов, находящихся на этих территориях, и приводит к значительному удорожанию стоимости проектов новых создаваемых предприятий по добыче, переработке и транспортировке минерального сырья;
2) сокращение транзитных потоков и внешнеторговых связей с отдельными государствами;
3) низкие среднедушевые денежные доходы населения, которые ограничивают потенциал роста потребительских отраслей, что негативно сказывается на развитии МСП, а также стимулирует трудовую миграцию, особенно молодежи, создавая дефицит квалифицированных кадров.
Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы определены в соответствии со следующими документами:
Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 года N 2765-р;