Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли

     

ЗАКОН САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга

(с изменениями на 21 мая 2021 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Санкт-Петербурга от 28 апреля 2016 года N 203-30 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 29.04.2016);

Законом Санкт-Петербурга от 25 мая 2016 года N 296-50 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 26.05.2016);

Законом Санкт-Петербурга от 28 декабря 2016 года N 749-130 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 29.12.2016);

Законом Санкт-Петербурга от 18 сентября 2017 года N 525-88 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 21.09.2017);

Законом Санкт-Петербурга от 22 июля 2020 года N 359-81 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 23.07.2020);

Законом Санкт-Петербурга от 7 октября 2020 года N 417-97 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 07.10.2020);

Законом Санкт-Петербурга от 21 мая 2021 года N 225-50 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 21.05.2021).

____________________________________________________________________

     

Принят
Законодательным Собранием
Санкт-Петербурга
17 февраля 2016 года

     

Глава I. Общие положения

Статья 1. Пределы действия настоящего Закона Санкт-Петербурга

1. Настоящим Законом Санкт-Петербурга определяются порядок подготовки и проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (далее - выборы) и порядок реализации гражданами Российской Федерации права на участие в выборах, проводимых на территории Санкт-Петербурга в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Санкт-Петербурга, законами Санкт-Петербурга, а также устанавливаются гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов, дополняющие гарантии, установленные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).

2. Настоящий Закон Санкт-Петербурга имеет прямое действие и применяется на всей территории Санкт-Петербурга.

3. Законы Санкт-Петербурга, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Санкт-Петербурге, не должны противоречить настоящему Закону Санкт-Петербурга. Если закон Санкт-Петербурга, иной нормативный правовой акт о выборах противоречит настоящему Закону Санкт-Петербурга, применяются нормы настоящего Закона Санкт-Петербурга.

Статья 2. Основные термины и понятия, используемые в настоящем Законе Санкт-Петербурга

1. В настоящем Законе Санкт-Петербурга используются следующие основные термины и понятия:

избирательное объединение - политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение политической партии, имеющее в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах;

кандидат - лицо, выдвинутое в установленном федеральными законами и настоящим Законом Санкт-Петербурга порядке по одномандатному избирательному округу и (или) в составе списка кандидатов в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата;

общегородская часть списка кандидатов - общерегиональная часть списка кандидатов, к которой будут отнесены поданные за список кандидатов голоса избирателей на территории Санкт-Петербурга;

региональная группа кандидатов - территориальная часть списка кандидатов, к которой будут отнесены поданные за список кандидатов голоса избирателей на соответствующей части территории Санкт-Петербурга;

список кандидатов - единый список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением по единому избирательному округу на выборах, а также указанный список, заверенный либо зарегистрированный Санкт-Петербургской избирательной комиссией.

2. Иные термины и понятия, применяемые в настоящем Законе Санкт-Петербурга, используются в тех же значениях, что и в Федеральном законе.

Статья 3. Избирательная система на выборах

1. В соответствии с Уставом Санкт-Петербурга в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга (далее - Законодательное Собрание) избирается 50 депутатов Законодательного Собрания (далее - депутаты).

2. 25 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам (от одного избирательного округа - один депутат), образуемым в соответствии со статьей 9 настоящего Закона Санкт-Петербурга.

25 депутатов избираются по единому избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями в соответствии с настоящим Законом Санкт-Петербурга.

Статья 4. Принципы проведения выборов

1. Выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

2. Выборы организуют и проводят избирательные комиссии. Вмешательство в деятельность избирательных комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

3. Деятельность избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов осуществляется открыто и гласно.

Статья 5. Избирательные права

1. Активным избирательным правом на выборах обладает гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования на выборах возраста 18 лет, зарегистрированный по месту жительства на территории соответствующего избирательного округа.

Активным избирательным правом обладают также военнослужащие, проходящие военную службу в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего избирательного округа, и члены их семей, если указанные члены семей военнослужащих проживают на территории расположения воинской части, военной организации или учреждения либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части, военной организации или учреждении по месту их службы (в том числе курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, которые расположены на территории соответствующего избирательного округа).

Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Санкт-Петербурга и настоящим Законом Санкт-Петербурга и проводимых законными методами других избирательных действиях.

2. Депутатом может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом и достигший на день голосования 21 года.

3. Гражданин Российской Федерации имеет право избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

4. Не имеют права избирать, быть избранными, осуществлять другие избирательные действия граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Граждане Российской Федерации не имеют права быть избранными, осуществлять другие избирательные действия также в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 мая 2016 года Законом Санкт-Петербурга от 28 апреля 2016 года N 203-30. - См. предыдущую редакцию)

5. В случае принятия Санкт-Петербургской избирательной комиссией решения, предусмотренного пунктом 1 статьи 67_1 настоящего Закона Санкт-Петербурга, установленные настоящим Законом Санкт-Петербурга условия реализации гражданами Российской Федерации активного избирательного права, связанные с достижением возраста 18 лет, определяются исходя из последнего возможного дня голосования на выборах.

(Пункт дополнительно включен с 1 июня 2021 года Законом Санкт-Петербурга от 21 мая 2021 года N 225-50)

6. В случае принятия Санкт-Петербургской избирательной комиссией решения, предусмотренного пунктом 1 статьи 67_1 настоящего Закона Санкт-Петербурга, установленные настоящим Законом Санкт-Петербурга условия реализации гражданами Российской Федерации права быть избранными определяются исходя из первого возможного дня голосования на выборах.

(Пункт дополнительно включен с 1 июня 2021 года Законом Санкт-Петербурга от 21 мая 2021 года N 225-50)

Статья 6. Назначение выборов

1. Выборы назначаются постановлением Законодательного Собрания.

2. Днем голосования на выборах является второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий депутатов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи. В случае истечения срока полномочий депутатов в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва днем голосования будет являться день голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

3. В случае досрочного прекращения полномочий Законодательного Собрания или депутатов, влекущего за собой неправомочность Законодательного Собрания, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через 6 месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.

4. Голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на нерабочий праздничный день, на предшествующий ему день, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, и на воскресенье, которое объявлено в установленном порядке рабочим днем. Если второе воскресенье сентября, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье сентября объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на третье воскресенье сентября.

5. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через 5 дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящем пункте, а также сроки осуществления иных избирательных действий по решению Санкт-Петербургской избирательной комиссии могут быть сокращены, но не более чем на одну треть. При этом при сокращении сроков избирательных действий на одну треть сроки в днях умножаются на две третьих и полученное число округляется в сторону ближайшего целого числа; если после умножения получается число, дробная часть которого составляет половину целого числа, то оно округляется в большую сторону.

6. Если Законодательное Собрание не назначит выборы в сроки, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи, а также если Законодательное Собрание отсутствует, выборы назначаются Санкт-Петербургской избирательной комиссией не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии о назначении выборов публикуется не позднее чем через 7 дней со дня истечения установленного пунктом 5 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении выборов.

7. Если Санкт-Петербургская избирательная комиссия не назначит выборы в срок, установленный пунктом 6 настоящей статьи, либо если она отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном Федеральным законом, то в соответствии с федеральным законом по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора Санкт-Петербургский городской суд может определить срок, не позднее которого Законодательное Собрание, а в случае если Законодательное Собрание отсутствует либо осталось в неправомочном составе, Санкт-Петербургская избирательная комиссия или временная избирательная комиссия должны назначить выборы.

Временная избирательная комиссия формируется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда в количестве не более 15 членов комиссии с соблюдением требований к составу избирательной комиссии, предусмотренных статьями 22, 23 и 29 Федерального закона. Срок полномочий и количество членов временной избирательной комиссии с правом решающего голоса устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Статья 6_1. Проведение выборов при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации

1. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на всей территории или на части территории избирательного округа в случае, если в соответствии с настоящим Законом Санкт-Петербурга назначены или должны быть назначены выборы в соответствии со сроками, предусмотренными статьей 6 настоящего Закона Санкт-Петербурга, при наличии угрозы жизни и (или) здоровью избирателей голосование может быть отложено.

2. В случае, указанном в пункте 1 настоящей статьи, решение об отложении голосования может быть принято при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по мотивированному предложению Санкт-Петербургской избирательной комиссии.

В случае, указанном в пункте 1 настоящей статьи, мотивированное предложение Санкт-Петербургской избирательной комиссии должно быть направлено в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не позднее двух месяцев до дня назначения выборов, а в случае введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации позднее срока, установленного настоящим пунктом, мотивированное предложение Санкт-Петербургской избирательной комиссии должно быть направлено в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не позднее одного дня с момента принятия решения Санкт-Петербургской избирательной комиссией. Мотивированное предложение должно быть направлено также в Законодательное Собрание для сведения в сроки, установленные настоящим пунктом.

(Статья дополнительно включена с 1 июня 2021 года Законом Санкт-Петербурга от 21 мая 2021 года N 225-50)

Статья 7. Законодательство о выборах

1. Законодательство о выборах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона, иных федеральных законов, Устава Санкт-Петербурга, настоящего Закона Санкт-Петербурга, иных законов Санкт-Петербурга, иных нормативных правовых актов о выборах, принимаемых в Санкт-Петербурге.

2. В случае принятия в период избирательной кампании законов, содержащих положения, которыми определяется порядок подготовки и проведения выборов, либо в случае внесения в указанный период в законодательство изменений, касающихся порядка подготовки и проведения выборов, указанные законы и изменения применяются к выборам, назначенным после вступления в силу указанных законов и изменений.

Статья 8. Порядок исчисления сроков, установленных настоящим Законом Санкт-Петербурга


Сроки, установленные настоящим Законом Санкт-Петербурга, исчисляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом.

Глава II. Избирательные округа и избирательные участки

Статья 9. Образование одномандатных избирательных округов

1. Для проведения выборов образуются 25 одномандатных избирательных округов.

2. Одномандатные избирательные округа образуются сроком на 10 лет на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона.

Санкт-Петербургская избирательная комиссия определяет схему одномандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень административно-территориальных единиц, или внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, или населенных пунктов, входящих в каждый одномандатный избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы, или внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга, или населенного пункта), указаны номер каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе. Новая схема одномандатных избирательных округов определяется не позднее чем за 80 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных избирательных округов. Законодательное Собрание своим постановлением утверждает новую схему одномандатных избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных избирательных округов, при этом до утверждения представленной схемы одномандатных избирательных округов Законодательное Собрание вправе вносить в нее поправки.

3. Если новая схема одномандатных избирательных округов не утверждена в срок, указанный в пункте 2 настоящей статьи, в том числе в связи с отсутствием Законодательного Собрания, она утверждается Санкт-Петербургской избирательной комиссией не позднее чем через 1 месяц по истечении срока, указанного в пункте 2 настоящей статьи.

4. Одномандатные избирательные округа должны образовываться с соблюдением следующих требований:

а) соблюдается примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов. Если применение данного положения влечет за собой образование одномандатного избирательного округа, включающего в себя части территорий более чем одного внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга, либо образование одномандатного избирательного округа, включающего в себя территории одного или нескольких внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга и часть территории другого внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга, отдельные одномандатные избирательные округа могут быть образованы с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 20 процентов;

б) одномандатный избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается образование одномандатного избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, за исключением анклавных территорий.

5. При соблюдении требований, касающихся образования одномандатных избирательных округов, указанных в пункте 4 настоящей статьи, учитываются административно-территориальное устройство (деление) Санкт-Петербурга, территории внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга.

6. Опубликование (обнародование) схемы одномандатных избирательных округов, включая ее графическое изображение, осуществляется Законодательным Собранием, Санкт-Петербургской избирательной комиссией не позднее чем через 5 дней после ее утверждения.

7. В случае, если схема одномандатных избирательных округов не может быть применена при проведении выборов в связи с изменением положений Устава Санкт-Петербурга, закона Санкт-Петербурга, устанавливающих число депутатов и (или) вид избирательной системы, применяемой на выборах, Законодательное Собрание своим постановлением вправе по представлению Санкт-Петербургской избирательной комиссии утвердить новую схему одномандатных избирательных округов не позднее чем через 30 дней со дня вступления в силу соответствующих положений Устава Санкт-Петербурга, закона Санкт-Петербурга, при этом до утверждения представленной схемы одномандатных избирательных округов Законодательное Собрание вправе вносить в нее поправки. Если Законодательное Собрание не утвердит новую схему одномандатных избирательных округов в указанный срок, в том числе в связи с отсутствием Законодательного Собрания, такая схема утверждается Санкт-Петербургской избирательной комиссией не позднее чем через 10 дней по истечении указанного срока.