Статус Программы
Программа разработана в рамках Проекта Международного банка реконструкции и развития "Техническое содействие реформе бюджетной системы на региональном уровне" и является Заявкой Чувашской Республики на участие во втором этапе Проекта реформирования системы региональных финансов.
Целью Программы является активизация процесса финансового оздоровления Чувашской Республики через создание институциональных, кадровых, технологических, организационных и финансовых возможностей республиканских и местных властей для выработки и проведения ответственной и эффективной бюджетной политики и реформирования региональных финансов.
Программа одобрена постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 декабря 2000 года N 265.
Программа разработана по форме и в терминах, предлагаемых Методическими рекомендациями по составлению Заявки на участие во втором этапе Проекта реформирования системы региональных финансов, утвержденной Межведомственной рабочей группой по работе с Займом МБРР на реформирование системы региональных финансов.
Вопросы развития государственных финансов и их реформирование занимают центральное место в экономической программе правительств Российской Федерации и Чувашской Республики. Государственные финансы служат основой для улучшения всего государственного устройства, эффективности базовых функций государства, выполнения обязательств перед гражданами, а также механизмом, способствующим достижению экономического роста. Представляемая Программа направлена на совершенствование управления общественными финансами и создание механизмов экономического роста в Чувашской Республике.
Система управления общественными финансами в Чувашской Республике, как в большинстве субъектов Российской Федерации, в силу ряда объективных причин может характеризоваться как требующая совершенствования. Предлагаемая программа реформирования предполагает введение индикаторов улучшения состояния системы управления, реализацию ряда мероприятий, создающих потенциал для перехода на более качественный уровень управления, предусматривает механизмы, с помощью которых этот переход станет возможным.
Для обеспечения качества экономического роста необходимо:
- учитывать все виды активов, имеющихся в распоряжении общества - физический капитал, человеческий и природный;
- уделять должное внимание проблемам распределения общественных благ (образования, медицинского обслуживания и т.п.);
- совершенствовать государственные институты и управление.
Для экономического развития имеют значение три вида активов: физический капитал (здания, оборудование и т.п.), человеческий (запас знаний и умений) и природный (запасы природных ресурсов, а также качество окружающей среды), которые не могут рассматриваться изолированно друг от друга. Только скоординированные инвестиции в физический, человеческий и природный капитал могут обеспечить высокое качество экономического роста и, соответственно, устойчивое развитие. В рамках проекта предполагается провести оценку человеческого и природного капитала и их динамики в Чувашии. Это позволит сделать вывод относительно качества экономического роста и устойчивости развития региона.
Основной целью деятельности системы управления общественными финансами является производство конечного продукта - бюджетных услуг для населения, осуществившего найм менеджеров этой системы с использованием механизма выборов. Осуществляя свой выбор, население региона рассчитывает в конечном итоге получить от менеджеров наилучшее соотношение цена/качество оплачиваемых им услуг, предоставление которых в должном объеме и качестве не могут осуществить предприятия частного сектора экономики. При этом государственный сектор, так же, как и частный, должен преследовать единую конечную цель - увеличение совокупной стоимости собственного капитала. Динамичный рост этой стоимости является основным показателем прогресса системы управления общественными финансами региона в целом.
Для достижения этой цели программа реформирования предусматривает решение следующих задач:
- Определение полного иерархического перечня всех прямых и сервисных бюджетных услуг, за предоставление которых отвечает республиканская и местная власть.
- Однозначное распределение обязанностей государственных менеджеров в сферах производства, маркетинга и продаж (предоставления) бюджетных услуг.
- Внедрение показателей оценки соотношения цена/качество бюджетной услуги. Определение текущего состояния этого соотношения для каждого из государственных менеджеров.
- Внедрение системы контроля цен и качества услуг, предусматривающей привлечение профессиональных контролеров и конечных потребителей услуг.
- Создание механизма стимулирования (поощрения) эффективной деятельности государственных менеджеров.
Программа предусматривает систему мероприятий, изложенных ниже, в качестве системы действий направленных на решение задачи реформирования общественных финансов в Чувашской Республике.