Систематизация бюджетных услуг предполагает однозначное описание перечня услуг, предоставляемых за счет средств республиканского и муниципальных бюджетов. При наличии подобного списка жители республики смогут ясно осознавать, на приобретение каких услуг они направляют свои средства, а какие услуги не могут и не должны быть оказаны им в государственном секторе на территории республики. Наличие перечня существенно облегчит принятие решений о приоритетах расходования средств, приоритеты станут более осознанными и обоснованными. Составление перечня предоставляемых услуг должно осуществляться в рамках отраслевых министерств, ответственных за их производство и предоставление. Перечень услуг должен представлять конечный список, содержащий в себе только те услуги, которые действительно предоставляются бюджетными учреждениями республики. Включение услуг, доступ к которым на территории республики не возможен, исключено. Проведенная систематизация станет основой для описания стандартов качества каждой услуги, основой для идентификации учреждений, предоставляющих услуги определенного вида, основой для определения неэффективных учреждений и принятия решения по реорганизации либо ликвидации таких учреждений.
К прямым услугам относятся услуги в сферах здравоохранения, образования, строительства, культуры, охраны прав и свобод, экологии, жилищно-коммунальные услуги, по которым в ходе реализации программы реформирования по данному разделу будет произведен анализ возможной методологии проведения описания услуг.
Сервисная услуга в общественном секторе должна быть направлена на обслуживание бюджетных учреждений, предоставляющие прямые услуги непосредственно конечному потребителю, либо обеспечение деятельности других сервисных учреждений. Реформирование предполагает создание перечня сервисных услуг, покрывающего потребности как прямых производителей общественных услуг, так и сервисных подразделений. Данный перечень будет служить основой для оценки полноты удовлетворения потребностей получателей сервисных услуг, выявления услуг, предоставление которых необходимо, но не осуществляется ни одним бюджетным учреждением, выявления размытости ответственности за предоставление одной и той же услуги между двумя или более бюджетными учреждениями. Следствием подобных действий станет повышение эффективности работы республиканского государственного аппарата в целом и сокращение затрат. Сервисные услуги могут быть классифицированы по направлениям: прогнозирование, планирование, финансирование, анализ, учет, мониторинг и контроль.
Прогнозирование. Услуга по прогнозированию социально-экономического положения Чувашской Республики в целом и отдельных отраслей хозяйственной активности в частности являются ключевым компонентом для обеспечения высокого качества предоставления других сервисных, а, соответственно, и прямых бюджетных услуг. Для целей качественного прогнозирования необходимо произвести работы по выявлению влияющих на качество прогнозов факторов оценить возможность сбора объективной информации, разработать методику консолидации прогнозов.
Планирование. При производстве услуг планирования основным аспектом является определение целей планирования. Планирование должно основываться на формулировке методов достижения этих целей, конечная из которых - обеспечение спроса на бюджетные услуги определенного качества. Менеджеры, осуществляющие планирование, должны четко осознавать состав потребителей, их потребности и пытаться достигнуть оптимального плана с учетом разработанной политики приоритетов расходования средств.
Финансирование. Финансирование осуществляется на основании утвержденного плана расходования средств закрепленного в различных нормативных документах. При отсутствии необходимых сумм денежных средств на осуществление запланированного финансирования (дефицит) для целей финансирования используется другая сервисная услуга - осуществление государственных заимствований.
Анализ. Аналитические услуги используются на различных этапах производства практически всех бюджетных услуг. Необходимо повышение качества проводимого анализа на основе принципиально новых технологий и технических средств.
Учет. Услуги по учету являются основой для производства аналитических услуг. Полнота, непрерывность, достоверность, существенность учитываемых данных и другие принципы, на которых строится учет, являются критическими для качественного анализа и, как отмечено выше - для эффективности производства прямых услуг. Требуется разработка новой методологии учета государственных финансов.
Мониторинг и контроль. Услуги в сфере мониторинга и контроля являются по своей сущности базовыми для оценки качества и стоимостных параметров предоставления различных услуг. Предполагается создание системы мониторинга.
Описание измеримого качества бюджетных услуг. Целью проведения реформ является повсеместное внедрение и использование единых параметров измеримого качества для каждого вида бюджетных услуг в каждом бюджетном учреждении. Необходимо введение параметров, характеризующих работу каждого менеджера в отдельности, что позволит определить их личный вклад в рост совокупного капитала республики, как самой главной характеристики ее успешного развития позволит принимать обоснованные управленческие решения по их поощрению или штрафованию. Списки услуг, содержащие однозначное описание и параметры измерения качества, утверждаются нормативным документом по отрасли, предоставляющей услуги, и распространяются среди всех ее производителей и доводятся до потребителей.
Описание стандартов качества по каждому виду услуг. При отсутствии измеримых характеристик качества бюджетных услуг отсутствует возможность определения стандартов качества услуг. Государственный менеджер, ответственный за предоставление услуги, не обеспечен однозначным предписанием по качественным характеристикам, предоставляемых им услуг. Создание стандартизации качества бюджетных услуг позволит довести до потребителя бюджетной услуги информацию о том, каково должно быть качество оплаченной им услуги, создаст основу для оценки эффективности каждого государственного менеджера, позволит создать конкурентную среду в общественном секторе. Потребитель бюджетной услуги сможет предъявлять обоснованные претензии по пониженному качеству определенных бюджетных услуг, заявляя о несоответствии качества стандарту. Для широкого оповещения потребителей прямых бюджетных услуг стандарты их качества публикуются в СМИ и электронных сетях общего доступа.
Индикаторы оценки качества услуг необходимы для реализации возможности оценки деятельности государственных менеджеров и их учреждений в динамике (ежеквартальной, ежегодной). Периодический расчет этих индикаторов для каждого производителя бюджетных услуг, их публикация или распространение среди заинтересованных сторон позволит создать прецедент открытой конкуренции между менеджерами и учреждениями. Индикаторы будут служить основой для принятия управленческих решений о сферах приложения усилий системы в целом, помогут выявить сферы неэффективной деятельности, принять обоснованные решения по необходимым изменениям процесса управления; смене или дополнительному обучению менеджеров, не отвечающих предъявляемым к ним требованиям.
Стандарты качества бюджетных услуг при определенных условиях должны пересматриваться. Это связано с неизбежным прогрессом в области технических и интеллектуальных возможностей практически в любой сфере производства.
Целью инвентаризации является безусловное разграничение полномочий и ответственности за предоставление бюджетных услуг. Инвентаризация должна проводиться на предмет выявления услуг, предоставляемых одновременно двумя или более бюджетными учреждениями (размытость ответственности), исключая услуги однотипных бюджетных учреждений, расположенных в различных субъектах республики или однотипные услуги бюджетных учреждений, предоставление которых должно обеспечиваться равнодоступно на всей территории республики: поликлиники, школы, и т.п. Инвентаризация должна быть также направлена на выявление тех услуг, предоставление которых обязательно (услуги присутствуют в перечне услуг, обязательных к предоставлению), но не осуществляется ни одним из существующих бюджетных учреждений. При определении вышеперечисленных услуг соответствующие изменения должны быть внесены в инвентаризируемые документы.
Необходимо провести описание типовых процедур реализации мероприятий экономической политики на уровне республики. Под мероприятиями понимаются: формирование новых и поддержание существующих предприятий государственного сектора экономики (исключая те, которые созданы для оказания населению обязательных услуг), кредитование коммерческих организаций, предоставление льгот, преференций, субсидий и т.п. Под процедурами понимаются регламентации экономического обоснования мероприятий (включая формы соответствующих документов), принятия решений уполномоченными органами управления, формирование соответствующих разделов расходной части бюджета.