Действующий

О Программе реформирования системы управления общественными финансами в Чувашской Республике

Повышение эффективности системы управления долгом


В Чувашской Республике проводится гибкая политика государственных заимствований и используется широкий спектр долговых инструментов: прямые обязательства - банковские и небанковские кредиты (в денежной форме, вексельные), облигации различного вида и назначения, бюджетные ссуды, векселя, оставшиеся в обращении, условные обязательства - гарантии, поручительства. При этом отсутствует просроченная задолженность по долговым инструментам и нет неурегулированных долгов. Практика секвестирования бюджетных расходов на погашение и обслуживание долговых обязательств в республике не применялась.

В рамках программы предполагается обеспечить процесс погашения кредиторской задолженности республиканского бюджета в течение 2001 года в соответствии с принятым Законом о бюджете ЧР на 2001 год, провести подготовку снижения кредиторской задолженности муниципалитетов республики в 2001 и 2002 годах и полного ее погашения к 2003 году, формализовать механизм предоставления республикой гарантий и поручительств.

В Минфине ЧР ведется учет долговых обязательств республики как в разрезе видов долговых инструментов, так и в консолидированной форме по всем видам долговых инструментов. Для оценки реальной стоимости долга применяется методика дисконтирования долга с использованием в качестве коэффициента ставки рефинансирования ЦБ РФ. Однако текущая ставка ЦБ РФ не может являться оптимальным коэффициентом дисконтирования долга для оценки его приведенной стоимости. Необходимо выработать методику прогноза рыночного процента по заемным средствам, учитывающую как общие тенденции в экономике, так и экономические особенности Чувашии, имеющие немаловажное значение для определения на будущей стоимости заемных средств в республике.

В республике проводится аналитическая оценка кредитоспособности республиканского бюджета Чувашской Республики в рамках расчета текущей долговой нагрузки и оценки источников погашения долга. Параметры республиканского бюджета Чувашской Республики анализируются в сравнении с бюджетами других регионов, в том числе, имеющих кредитный рейтинг. Рейтинговой службой EA-Ratings проведен анализ кредитоспособности Чувашской Республики с последующим присвоением внутреннего кредитного рейтинга республики и ее долговых обязательств. В сотрудничестве с информационно-аналитическим агентством "АК&М" поддерживается работа по определению интегрированного рейтинга относительной кредитоспособности субъектов Российской Федерации. В связи с тем, что Чувашская Республика не планирует выпуска внешних облигационных займов, осуществление расходов на процедуру присвоения международного кредитного рейтинга в настоящее время нецелесообразно. При этом не исключается возможность проведения этой процедуры в будущем для повышения имиджа республики на международном рынке заимствований.

Критерием отбора инвестиционных проектов для оказания государственной поддержки является величина чистого дисконтированного дохода, который получит государство в результате реализации проекта. Для совершенствования механизма отбора инвестиционных проектов, финансирование которых осуществляется с привлечением заемных средств, необходимо законодательное закрепление минимально допустимой нормы рентабельности, общественной значимости сфер реализации проектов, а также структуры рисков путем внесения изменений и дополнений в Закон Чувашской Республики "Об инвестиционной деятельности в Чувашской Республике". Планируется подготовка и утверждение постановления Кабинета Министров Чувашской Республики об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств республиканского бюджета и Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов.

В Законе Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2000 год" выдержаны все требования и ограничения, установленные Бюджетным кодексом РФ: по размеру дефицита республиканского бюджета Чувашской Республики - 4,9 процента (по БК РФ - не более 15 % объема собственных доходов), предельному размеру госдолга - не превышает объем собственных доходов, расходам на обслуживание государственного долга - 9,8 процента (по БК РФ - не выше 15 % расходов бюджета), предоставлению бюджетных кредитов юридическим лицам - не выше 3 % расходов бюджета, предельному объему обязательств по государственным гарантиям, предоставляемым в 2000 году (не более 5 % расходов бюджета).

При составлении и утверждении бюджетов муниципалитетов требования и ограничения, предъявляемые Бюджетным кодексом РФ, строго соблюдаются. Указанные требования и ограничения соблюдены в среднесрочном планировании до 2003 года.