В настоящее время в России существуют три независимых друг от друга уровня вида классификации финансовой информации об операциях общественного сектора. Это:
- план счетов исполнения бюджетов,
- бюджетная классификация и
- план счетов бюджетных учреждений.
С принятием Федерального закона о бухгалтерском учете и Бюджетного кодекса возникло противоречие между двумя основополагающими для учета в общественном секторе нормативными документами - Законом о бухгалтерском учете и Инструкцией по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов. В Российской Федерации и, соответственно, в Чувашской Республике бухгалтерский учет, который представлял бы сведения об имуществе субъектов федерации и муниципальных органов власти, об их обязательствах и хозяйственных операциях, осуществляемых ими в процессе деятельности, не ведется; бухгалтерская отчетность субъектов федерации и муниципалитетов не составляется и не представляется.
В рамках проекта предполагается, что бухгалтерская система будет предоставлять информацию о финансовом состоянии и результатах деятельности Чувашской Республики и входящих в нее муниципальных образований, а также о финансовом положении и результатах деятельности. Для информационного обеспечения подотчетности руководителей и организаций за возложенные обязанности по оказанию услуг бухгалтерская система будет предоставлять информацию о том, какие услуги задействованы для оказания услуг и как они используются.
Основными формами финансовой отчетности Правительства Чувашской Республики будут выступать:
- Баланс активов и пассивов, представляющий финансовое положение Правительства на отчетную дату,
- Отчет о доходах и расходах, представляющий расходы, связанные с оказанием услуг, и результаты деятельности за отчетный период.
Такая система станет надежной информационной основой для эффективного финансового управления республикой и муниципальными образованиями, укрепит ответственность руководителей и работников общественного сектора. Кроме того, учетная система обеспечит:
- реализацию информационной основы демократического процесса - реально установит отношения подотчетности руководителей учреждений и государственных органов управления, а также исполнительной власти в целом перед избирателями,
- прозрачность финансовой системы,
- совершенствование процесса принятия управленческих решений всеми уровнями исполнительной власти,
- надежную информационную основу для планирования смет учреждений и органов власти,
- надежную информационную основу для планирования бюджета правительства республики,
- повышение сохранности и эффективности использования имущества,
- основу для получения статистических данных, необходимых для экономического анализа деятельности общественного сектора, мониторинга общественных финансов.
Бухгалтерская отчетность Правительства будет проверяться независимыми профессиональными аудиторами (аудиторскими фирмами). Такая бухгалтерская отчетность будет использоваться для целей внешних пользователей. По мере внедрения учетной системы аудиту будет подвергаться бухгалтерская отчетность "пилотных" учреждений и министерств.
По мере внедрения финансового учета будет проводиться разработка и внедрение элементов и системы управленческого учета. Результатом этой системы станет предоставление информации о затратах (использовании ресурсов) в разрезе каждой паспортизованной услуги и каждого ответственного за ее оказание руководителя. Такая информация позволит проводить сопоставления между руководителями и территориями, а также оценивать эффективность оказания услуг (в отличии от оценки лишь экономичности закупок).
Компоненты программы реформирования, связанные с совершенствованием ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, будут реализовываться в тесном взаимодействии с компонентами, посвященными составлению бюджетов, бюджетному управлению, спецификации услуг, финансовому контролю и аудиту. Для успешного реформирования необходимо преодоление правовых ограничений, поскольку регулирование бухгалтерского учета и отчетности относится к федеральной компетенции, потребуется внесение существенных изменений в федеральное законодательство, а также введения специальных правовых режимов на период внедрения и адаптации.
Внедрение учетной системы предполагается осуществлять путем поэтапной реализации в "пилотных" отраслях, учреждениях и муниципалитетах с апробированием и последующей экстраполяцией результатов.
В рамках компонента предусматривается осуществление следующих последовательно-параллельных шагов.
1. Создание структуры, на которую будет возложено выполнение функций заказчика в отношении учетной системы, координация работ по ее созданию и организация обучения.
2. Определение потребностей в обучении.
3. Обучение руководителей республиканских министерств, ведомств и представителей законодательного органа "лучшей практике финансового управления".
4. Подготовка преподавателей по финансовому управлению, бухгалтерскому учету и аудиту в общественном секторе.
5. Организация в республике учебного центра по обучению дисциплинам в области общественных финансов и управления общественным сектором.
6. Описание имущественного комплекса правительства республики для целей бухгалтерского учета.