Действующий

О Программе реформирования системы управления общественными финансами в Чувашской Республике

Совершенствование системы расходов на бюджетные услуги


Иерархическая матрица менеджеров и услуг станет инструментом для проведения анализа эффективности производства общественных услуг. Значительное отклонение качественных и (или) ценовых параметров от стандартов качества или приемлемой цены будет сигналом для повышенного внимания к менеджерам, предоставляющим слишком дорогую или некачественную услугу. Уполномоченные лица смогут принять соответствующие ситуации управленческие решения, к примеру: смена неэффективных менеджеров; перенос места предоставления услуги в организацию, осуществляющую более эффективное использование бюджетных средств на предоставление этой услуги; консолидация усилий организаций, предоставляющих одинаковый или однотипный вид услуг путем слияния таких организаций; прочие решения.

В целях эффективного использования бюджетных средств необходимо разработать дополнительные критерии выделения субсидий и субвенций из республиканского бюджета, которые должны содержать общественную значимость и общественную полезность услуг, предоставляемых населению республики и обоснование экономической эффективности субсидирования. Мероприятия по законодательному закреплению критериев предоставления субсидий и субвенций из регионального бюджета будут включать в себя анализ действующей нормативной базы, регулирующей процесс предоставления субсидий и субвенций из регионального бюджета, анализ основных показателей, характеризующих общественную значимость и полезность услуг, выбор и разработку критериев, разработку и принятие соответствующего законодательного акта о критериях предоставления субсидий и субвенций из регионального бюджета.

Основной целью реформирования является определение понятия социальной значимости проектов и программ, финансируемых за счет средств бюджета, в том числе путем предоставления гарантий и составление сфер деятельности, под которые могут выделяться средства бюджета; совершенствование механизма использования бюджетных средств с учетом их направления на реализацию в социально значимые сферы деятельности. Механизм реализации: Разработка и утверждение списка критериев социальной значимости, методики оценки на основании разработанных критериев. Законодательное закрепление сфер деятельности, в которые могут быть направлены бюджетные средства и предоставлены бюджетные гарантии. Внесение соответствующих изменений в Закон ЧР "Об инвестиционной деятельности в ЧР" и включение соответствующих положений в разрабатываемый Закон ЧР "О регулировании в Чувашской Республике бюджетных правоотношений, отнесенных Бюджетным кодексом РФ к ведению субъектов РФ".

Целью является отсутствие долга республиканских бюджетных учреждений за потребленные топливно-энергетические ресурсы перед естественными монополиями: ОАО "Чувашэнерго", ООО "Межрегионгаз", а также предприятиями и организациями, вырабатывающими теплоэнергию для нужд районов и городов Чувашской Республики, обеспечение 100-процентных текущих платежей при одновременном отсутствии долга естественных монополий по платежам в бюджеты разных уровней. Для достижения поставленной цели программой предусматриваются следующие направления:

- Повышение энергоэффективности используемых топливно-энергетических ресурсов в бюджетных организациях посредством внедрения энергосберегающих мероприятий, которые характеризуются достижением экономически оправданной эффективности использования энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологий.

- Увеличение объемов ассигнований администрациям на тепло и энергию в бюджетах.

- Обеспечение стабильности тарифов на энергоресурсы, поставляемые естественными монополиями.

Для обеспечения прозрачности в сфере ценообразования, для совершенствования открытой конкурентной среды в республике считаем целесообразным зафиксировать отказ от намерений по ограничению цен на товары и услуги, кроме услуг локальных монополий, в виде принятия закона о невозможности введения подобных ограничений, за исключением случаев, когда на территории республики не могут нормально реализовываться рыночные отношения. Примеры таких случаев - глобальное стихийное бедствие, военные действия, чрезвычайное положение и т.п.

Мероприятия для реализации создание правовой базы для осуществления государством ценовой политики, совершенствование системы государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию (услуги) на региональном уровне, нормативно-методическое обеспечение государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию (услуги) и государственного контроля за порядком применения регулируемых цен и тарифов на региональном уровне.

В области тарифной политики реализуются следующие задачи:

- Выстраивается и совершенствуется система государственного регулирования тарифов и цен на продукцию и услуги монополий на уровне республики, городов и районов для предприятий монополистов различной формы собственности.

- Обеспечивается создание и поддержка нормативно-методического обеспечения для работы системы государственного регулирования тарифов и цен на услуги естественных монополий.

- Осуществляется создание необходимой инфраструктуры для учета, контроля потока продукции и объема услуг, потерь в сетях и трубопроводах.

- Организуется система аудита хозяйственной деятельности естественных монополий.

- Доводится до общественности информация об уровнях тарифов и их экономической обоснованности.

- Устраняются несоответствия принципам тарифной политики.

- Осуществляется поэтапная ликвидация перекрестного субсидирования тарифов и цен на продукцию и услуги естественных монополий.

Отсутствие дифференцируемых по уровню напряжения тарифов на электрическую энергию приводит к возникновению перекрестного субсидирования между потребителями электрической энергии на низком напряжении и потребителями, получающими энергию от сетей среднего и высокого напряжения. Поэтапная ликвидация перекрестного субсидирования позволит:

- повысить доходы населения, работающего на промышленных предприятиях;

- промышленности получить возможность направления финансового потока на поддержание темпов восстановления объемов производства и увеличения налоговых платежей во все уровни бюджетов;

- повысить заинтересованность (мотивацию) к эффективному использованию энергоносителей для ЖКХ и населения.

К негативным последствиям ликвидации перекрестного субсидирования можно отнести увеличение в потребительской корзине населения доли оплаты энергоносителей и услуг ЖКХ.

Поэтапное устранение перекрестного субсидирования должно сопровождаться комплексом мероприятий, обеспечивающих минимизацию социальных негативных последствий:

- внедрение системы поквартального учета потребления воды, тепла, электроэнергии, природного газа;

- снижение издержек в локальных монополиях;

- повышение эффективности использования топлива и энергии в бюджетных организациях, снижение нагрузки на бюджет по статье топливо и энергия и перераспределение ее на повышение заработной платы работников бюджетной сферы, адресную поддержку;

- повышение уровня заработной платы на промышленных предприятиях при снижении финансовой нагрузки перекрестного субсидирования:

- тарифное регулирование с поэтапным снижением перекрестного субсидирования.