- В рамках контроля нижестоящего уровня вышестоящим уровнем.
- В рамках работы с обращениями граждан и жалобами потребителей услуг.
В целом по республиканским услугам предполагается создание единой межведомственной автоматизированной базы данных мониторинга. По муниципальным услугам также будут созданы единые базы в каждом муниципалитете, совместимые и взаимодействующие с республиканской базой.
Информация о результатах мониторинга будет доступной для граждан и потребителей услуг в разрезе индикаторов качества выполнения и ответственных менеджеров через Интернет и другие средства массовой информации с необходимой периодичностью, а также передаваться в библиотеки для общего доступа.
Создается законодательная база мониторинга, которая предусматривает предмет мониторинга, основы организационной структуры мониторинга, взаимодействие министерств и ведомств по осуществлению мониторинга, ответственность руководителей за своевременное предоставление достоверной информации о мониторинге, порядок обеспечения достоверности информации, меры наказания за фальсификацию информации, порядок использования результатов мониторинга.
Предполагается, что основным результатом мониторинга станет создание механизма для оптимизации и внутренней мотивации совершенствования общественных услуг.
В рамках создания системы мониторинга результатов оказания бюджетных услуг и соотношений цена/качество предусматривается реализация следующих шагов:
- Создание межведомственного органа разработки и внедрения системы мониторинга.
- Создание правовой основы мониторинга.
- Выбор "пилотных" министерств и услуг.
- Создание организационной структуры мониторинга.
- Разработка концепции автоматизации.
- Определение программного обеспечения, которое будет использоваться для автоматизации информационной базы и процесса мониторинга.
- Создание единой автоматизированной базы данных мониторинга результатов оказания общественных услуг.
- Отработка мониторинга на примере "пилотных" услуг.
- Распространение системы мониторинга на "пилотные" министерства.
- Распространение системы мониторинга на все министерства и ведомства ЧР.
- Создание организационных структур мониторинга в "пилотных" муниципальных образованиях.
Существующая практика проведения хозяйственного аудита отдельных подразделений республиканских государственных органов, осуществляемая структурным подразделением Министерства финансов ЧР, требует дальнейшего развития. Необходимо создать методологическую базу для проведения хозяйственного аудита, определяющую цели, содержание и периодичность проверок, порядок оформления их результатов, перечень субъектов, подлежащих хозяйственному аудиту.
Соотнесение результатов хозяйственного аудита и проверок качества паспортизированных бюджетных услуг позволит применять систему оценки результативности и эффективности произведенных бюджетных расходов, основанную на проверке изменения за исследуемый период показателя цена/качество паспортизированной бюджетной услуги. На основе использования соотношения цена/качество предполагается разработать и законодательно утвердить формализованную методику оценки результативности и эффективности произведенных бюджетных расходов.
Для оценки состояния республиканского бюджета Чувашской Республики применяется целый ряд аналитических индикаторов.
В рамках реализации Программы будет доработан перечень аналитических индикаторов, используемых для внутреннего пользования, а также подготовлен и законодательно утвержден перечень аналитических индикаторов состояния республиканского бюджета Чувашской Республики с предельно допустимыми значениями предусмотренных индикаторов, подлежащих регулярной публикации в СМИ и сети Интернет, разработан и утвержден Закон об аналитических индикаторах состояния бюджета и государственного долга, утверждена процедура мониторинга данных индикаторов.
Деятельность соответствующих органов управления на республиканском и муниципальном уровнях может измениться в сторону большей эффективности при условии, что участники процесса управления понимают как измеряется повышение эффективности, по каким показателям (параметрам), и заинтересованы в работе по их улучшению. Достижение целей настоящей программы маловероятно без создания системы стимулов для соответствующего персонала, основанной на зависимости от прогресса в достижении поставленных целей. Одной из главных целей программы должно стать такое изменение поведения персонала, которое обеспечит дальнейшее управленческое саморазвитие, приводящее к постоянному, измеряемому росту эффективности деятельности республиканских и муниципальных органов власти в вопросах экономического развития и предоставления бюджетных услуг. Без достижения этой цели республика не разовьет результаты двухлетней деятельности по выполнению настоящей программы и инициативный толчок с использованием внешних ресурсов не будет реализован. Методической основой будет являться адаптация и применение современных корпоративных технологий управления персоналом, подготовка и принятие необходимых для этого применительно к бюджетной сфере законодательно-нормативных актов, калибровка систем стимулирования на основе существующего соотношения цена/качество, независимый аудит про декларированных результатов.
При переходе проекта в фазу практического воплощения необходимо проведение эффективной PR-кампании:
- информирование общественности о целях и методах проведения бюджетного реформирования;
- мониторинг общественного мнения и корректировка действий в ходе проведения проекта.
Подготовка настоящей программы осуществлена Кабинетом Министров Чувашии во взаимодействии с Госсоветом и органами муниципального самоуправления. При подготовке программы использовались материалы диагностики, проведенной консультантами в 2000 году по заданию Минфина РФ, ресурсы группы поддержки проекта.
Основными органами управления реализацией программы являются: Межведомственный координационный Совет, Дирекция программы, группа поддержки и создаваемые рабочие группы в республиканских органах исполнительной власти.