Действующий

О Программе реформирования системы управления общественными финансами в Чувашской Республике

Определение стартового состояния эффективности деятельности бюджетных учреждений, организации и государственных менеджеров.


Для совершенствования понимания роли того или иного менеджера в общей работе системы по управлению общественными финансами республики, а также отдельных ее направлений, для создания базовой модели оценки эффективности деятельности каждого менеджера по соотношению цена/качество создание матрицы является необходимостью. Матрица должна содержать в себе связи, характеризующие подчиненность одного менеджера другому, зависимость одного менеджера от эффективности работы другого, начиная, к примеру, от Президента республики, премьер-министра, депутата профильного комитета, министра экономики, министра финансов, отраслевого министра, главы местного самоуправления, руководителя отраслевого отдела в муниципалитете до конечного производителя прямой бюджетной услуги. Матрица является базовой для определения этапов, в наибольшей степени влияющих на эффективность предоставления конечной услуги в положительном или отрицательном аспектах.

Соотношение цена/качество бюджетных услуг - характеристика, позволяющая реально судить об эффективности деятельности менеджера. Показатели качества, как исходное состояние для каждого менеджера, должны быть экспертным путем оценены для каждого менеджера по каждой его услуге. Динамика будет характеризовать прогресс или регресс в работе менеджеров, что станет основой для принятия объективных решений о поощрении или наказании этих менеджеров их руководителями.

Важнейшим фактором, определяющим бюджетный процесс, является недостаточная доходная база регионального и местного бюджетов, предопределяющая зависимость бюджетной системы республики от федеральной поддержки в виде трансфертов, других видов денежной помощи и крупных федеральных программ.

Деятельность органов управления общественными финансами в республике по созданию и реализации программы, направленной на увеличение и улучшение качества доходной базы бюджета республики и муниципальных образований, реализуется:

- в мероприятиях, ведущих к возрастанию доходов от тех активов, которыми располагает республика (неналоговых доходов от собственности и оказываемых платных услуг и в форме налоговых платежей предприятий, в которых данный орган власти имеет тот или иной объем своей собственности)

- в мероприятиях по реализации программ взаимовыгодного сотрудничества власти с населением и деловой средой, следствием которых является повышение доходов населения и бизнеса (росту абсолютных размеров бюджетных поступлений даже при относительном снижении ставок налогов и сборов или отмене отдельных из них).

Для реализации необходимо:

- разработать совместно с профильными министерствами отдельные подпрограммы по развитию каждого доходного источника: налогооблагаемых ресурсов, использованию активов (недвижимость, акции, земля, природные ресурсы), других неналоговых поступлений.

- Скоординировать деятельность ведомств, ведущих учет недвижимого имущества с целью формирования объединенного реестра имущества республики для расчета достоверной налогооблагаемой базы.

- Организовать систему мониторинга крупнейших налогоплательщиков с целью планирования налоговых доходов, заключение с ними соглашений о предоставлении информации о планах развития, разработка логистики периодического сбора данных.

- Провести оценку земельных ресурсов, продолжить создание кадастра земель.

- Провести анализ возможных форм и проведение организационных процедур по развитию доверительного управления собственностью ЧР и МО.

- Провести анализ эффективности применяемых форм льготирования, иных налоговых и неналоговых преференций для развития доходной базы.

- Разработать и утвердить Кабинетом Министров ЧР концепцию (программу) развития доходной базы республики до 2003 года.

Цели реформирования: Создать условия для перехода к применению процедуры лицензирования по принципу "одного окна", что позволит соискателям лицензии более оперативно приступать к непосредственной деятельности по производству продуктов и услуг, увеличивать доходную базу бюджета и совокупный капитал республики.

Перечень индикаторов, при которых инициируется процедура банкротства, должен предусматривать реальное обеспечение защиты интересов населения республики. При этом ни один из субъектов хозяйствования не должен иметь привилегированного отношения со стороны властей вне зависимости от масштабов его деятельности в республике, для чего:

- Разработать вместо существующих двух параметров (задолженность свыше 2000 МРОТ и свыше 3 месяцев), позволяющих государственным органам инициировать процедуру банкротства формальной системы параметров, при которых будет учитываться экономическая и социальная целесообразность такой процедуры, и ее введение позволит государственным органам Чувашской Республики проводить более объективный мониторинг предприятий-должников, принимать меры в соответствии с анализом комплексной системы параметров.

- Необходимо предусмотреть защиты интересов государства как кредитора 4 очереди при недобросовестном банкротстве, связанном с ликвидацией активов предприятия по неоправданно низким ценам.

- Подготовить предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы как на республиканском, так и на федеральном уровне в целях повышения бюджетной эффективности процедур финансового оздоровления и банкротства в Чувашской Республике.

Существующая система применения налоговых преференций требует совершенствования нормативной базы и углубленного анализа возможности и целесообразности замены налоговых льгот налоговыми кредитами. Необходимо разработать нормативно-правовой документ, регламентирующий предоставление налоговых льгот, кредитов и каникул, содержащий полный перечень критериев предоставления.

Целями программы реформирования в данной области является изменение приоритетов в управлении собственностью. Приоритетным направлением деятельности органов государственного управления на республиканском уровне является:

- создание системы эффективного управления государственными предприятиями и учреждениями, пакетами акций (паями, долями) государства в хозяйственных обществах и товариществах, иных коммерческих и некоммерческих организациях, а также создание системы эффективного управления государственным имуществом, переданным указанным организациям. Система должна включать инвентаризацию имущества, находящегося в собственности республики; мониторинг текущего состояния указанного имущества; стратегическое и тактическое целеполагание и планирование; отбор и формирование системы мотивации управляющих государственными предприятиями; регулярный контроль в отношении каждого конкретного государственного предприятия, учреждения, организации;

- усиление государственного контроля за использованием государственного имущества, что позволит решить следующие задачи: осуществить переход к пообъектному управлению имуществом; повышение эффективности управления путем оптимизации управленческих решений и затрат средств республиканского бюджета, расходов организаций, участником или собственником имущества которых является Республика Чувашия, по достижению определенных качественных результатов их деятельности; провести оптимизацию количества объектов управления; обеспечить права республики как участника в коммерческих и некоммерческих организациях; обеспечить надлежащий учет и контроль сохранности и использования имущества республики; получить дополнительные доходы от создания новых возобновляемых источников поступлений в республиканский бюджет.

В рамках существующей Концепции управления государственным имуществом предполагается осуществить следующие мероприятия, направленные на совершенствование системы управления в целом:

1. Создание и поддержание информационной базы учета объектов государственного имущества.

2. Разработка и утверждение методики проведения финансового анализа эффективности работы финансовых обществ с долями участия Чувашской Республики. Ведение реестра экономических показателей, предусмотренных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 февраля 2000 г. N 682. Доведение утвержденной методики по проведению финансового анализа до муниципальных образований, планирование изменений количественных и качественных параметров структуры республиканской собственности, исходя из аналитических данных.

3. Проведение рыночной оценки долей участия республики с привлечением независимых оценщиков.

4. Совершенствование работы по планированию и учету доходов бюджета от использования государственного имущества.