ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 декабря 2007 года N 517
Об утверждении Программы реформирования региональных финансов в Республике Саха (Якутия) на 2008-2010 годы
ФАКТИЧЕСКИ УТРАТИЛО СИЛУ - истечение срока действия
(ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 13.12.2010 N 543)
В целях повышения эффективности использования бюджетных средств и реформирования системы управления общественными финансами в республике Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить Программу реформирования региональных финансов в Республике Саха (Якутия) на 2008-2010 годы согласно приложению.
2. Министерству финансов Республики Саха (Якутия) ежеквартально представлять информацию о ходе исполнения Программы в Правительство Республики Саха (Якутия).
3. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Данчикову Г.И.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Е. БОРИСОВ
ПРОГРАММА РЕФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) на 2008-2010 годы Содержание
На протяжении ряда лет в Республике Саха (Якутия) были приняты меры, направленные на совершенствование системы управления региональными финансами. В их числе:
развитие системы казначейства и другие меры, направленные на повышение прозрачности региональных финансов;
сокращение бюджетного дефицита и ограничение государственных заимствований;
поэтапное сокращение кредиторской задолженности.
Несмотря на предпринятые шаги, было признано, что бюджетная система республики нуждается в совершенствовании. Необходимость реформирования региональных финансов с целью повышения эффективности и результативности бюджетной системы обусловила разработку Программы реформирования региональных финансов в Республике Саха (Якутия) на 2005-2006 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 19 ноября 2004 года N 548 и одобренной Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
С помощью Программы реформирования государственных финансов в Республике Саха (Якутия) Правительство Республики Саха (Якутия) планировало не только существенно повысить эффективность и результативность работы республиканских органов государственной власти и местного самоуправления, но и создать условия для улучшения социально-экономической обстановки и инвестиционного климата в регионе. В свою очередь, достижение поставленных целей создаст необходимые предпосылки для формирования механизмов устойчивого роста экономики в республике.
Основой Программы стала разработка её концепции, в которой была обоснована необходимость реформы, её основные цели и задачи, а также механизмы и инструменты их реализации - нормативно-правовые, организационно-управленческие и финансовые в рамках требований, устанавливаемых Министерством финансов Российской Федерации для участников конкурса на получение субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов.
Для успешной реализации Программы реформирования региональных финансов в Республики Саха (Якутия) был создан Координационный совет во главе с заместителем Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) и исполнительный орган - Дирекция Программы во главе с министром финансов Республики Саха (Якутия). Для работы над Программой были привлечены специалисты всех министерств и ведомств Республики Саха (Якутия), а также эксперты Российской академии государственной службы при Президенте РФ, Российского университета дружбы народов и др.
Финансовым обеспечением Программы стали ресурсы государственного бюджета Республики Саха (Якутия), а также возможность получения субсидии из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов, которые были направлены на следующие цели:
1) развитие информационных ресурсов, систем, технологий и средств их обеспечения в Республике Саха (Якутия);
2) создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учёта объектов недвижимости;
3) обучение и переподготовку кадров;
4) проведение региональных статистических работ;
5) премирование муниципальных образований по результатам мониторинга управления общественными финансами;
6) консультационные услуги, а также вознаграждение, доплаты и надбавки персоналу, выполняющему дополнительные функции, связанные с реализацией Программы реформирования региональных финансов.
Главной целью реформирования системы управления региональными финансами в Республике Саха (Якутия) стало повышение эффективности и результативности работы республиканских органов государственной власти и местного самоуправления, направленное на создание условий для экономического роста, улучшения социально-экономической обстановки и инвестиционного климата в регионе.
Исходя из заявленной цели и поставленных задач, Программа реформирования региональных финансов в Республике Саха (Якутия) реализовывалась по заявленным на I этапе (2005-2006 гг.) основным направлениям:
1. Реформа бюджетного процесса и управления расходами.
2. Внедрение бюджетирования, ориентированного на результат.
3. Административная реформа.
4. Реформирование государственного сектора экономики, включая его оптимизацию.
5. Совершенствование системы инвестиций.
6. Создание условий для развития доходной базы и формирование налогово-бюджетной политики, ориентированной на развитие доходного потенциала.
7. Совершенствование долговой политики и системы управления государственным долгом.
8. Совершенствование межбюджетных отношений.
В результате реализации Программы реформирования региональных финансов в 2005-2006 годах достигнут ряд результатов.
Создана система учета потребности в предоставляемых бюджетных услугах (постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 июня 2005 года N 395 "О мерах по формированию системы управления бюджетными услугами", где закреплены в детализированной форме стандарты качества предоставления бюджетных услуг в сфере образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, культуры, кинематографии и средств массовой информации, включающие описание бюджетных услуг, группы их потребителей, количественные параметры оценки конечного результата для потребителей, а также министерства и ведомства, ответственные за предоставление информации, периодичность предоставления и обновления информации, указание источника информации.)
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 июня 2005 года N 396 "О мерах по повышению эффективности работы бюджетного сектора, оптимизации бюджетных расходов" был утвержден План снижения доли бюджетного финансирования и прекращения бюджетного финансирования ряда организаций и учреждений, предоставляющих социальные услуги, а также разработан Типовой контракт о целевом финансировании социальных услуг, предоставляемых негосударственными организациями и (или) государственными автономными некоммерческими организациями, и Типовой договор по оказанию социальных услуг бюджетным учреждением, с основными требованиями к результатам работы бюджетных учреждений.
Реализована задача формирования среднесрочных ведомственных программ. Эта задача достигнута путем принятия постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 июня 2005 года N 398 "О мерах по совершенствованию методов планирования бюджетных расходов на основе установленных требований к конечному результату", которым утвержден Перечень количественных показателей для оценки результатов работы министерств и ведомств по реализации государственного заказа на управление социально-экономическими процессами в Республике Саха (Якутия) до 2008 года.
Решена задача совершенствования порядка финансирования временных кассовых разрывов. Механизмом реализации данного направления стало принятие постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 июня 2005 года N 390 "О совершенствовании порядка финансирования временных кассовых разрывов при исполнении государственного бюджета Республики Саха (Якутия)". Приложением N 1 к постановлению утверждена Методика планирования временных кассовых разрывов в целях повышения эффективности управления бюджетными средствами при исполнении государственного бюджета Республики Саха (Якутия), обеспечения Правительства Республики Саха (Якутия) агрегированной информацией, позволяющей оценить влияние различных факторов на состояние государственных финансов, а также для осуществления Министерством финансов Республики Саха (Якутия) своевременных мероприятий, направленных на прогнозирование временных кассовых разрывов и формирование финансового резерва с целью финансирования временных кассовых разрывов при исполнении расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в течение финансового года.
Реализована обязательная публичная независимая экспертиза законопроектов в области бюджетного и налогового законодательства. Механизмом реализации стало постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 03 июня 2005 года N 298 "О проведении независимой публичной экспертизы законопроектов в области бюджетного и налоговогозаконодательства", которым установлено обязательное условие получения заключения независимых организаций и экспертов, в том числе и по поводу оценки последствий для бюджета, а также порядок проведения независимой публичной экспертизы указанных законопроектов.
Важным инструментом наведения порядка в использовании общественных финансов стало применение формализованных процедур планирования и осуществления бюджетных закупок (постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 июня 2005 года N 396 "О мерах по повышению эффективности работы бюджетного сектора, оптимизации бюджетных расходов").
Следующим важным этапом роста эффективности управления общественными финансами стало использование среднесрочного финансового планирования, механизмом реализации которого стало принятие постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 июня 2005 года N 391 "О порядке составления перспективного финансового плана и проекта государственного бюджета Республики Саха (Якутия)".
Другим важным направлением реформы на региональном уровне стала реализация административной реформы. Реализация данного направления осуществляется путем внедрения процедур открытого конкурса на замещение государственных должностей (Закон Республики Саха (Якутия) от 30 марта 2005 года N 433-III "О государственной гражданской службе Республики Саха (Якутия)"). Установлена обязательная переаттестация работающих специалистов не реже, чем раз в три года независимыми экспертными комиссиями, что также закреплено Законом Республики Саха (Якутия) от 30 марта 2005 года N 433-III "О государственной гражданской службе Республики Саха (Якутия)", а также Указами Президента Республики Саха (Якутия) N 2099 от 21 апреля 2005 года "Об аттестации государственных гражданских служащих" (пункт 2 Аттестационным комиссиям проводить аттестацию государственных гражданских служащих один раз в три года) и от 19 мая 2005 года N 2134 "Об утверждении Плана повышения квалификации государственных гражданских служащих Республики Саха (Якутия) на 2005-2006 годы".
Законодательно закреплено повышение квалификации государственных служащих на регулярной основе - Указ Президента Республики Саха (Якутия) N 2134 от 19 мая 2005 года "Об утверждении Плана повышения квалификации государственных гражданских служащих Республики Саха (Якутия) на 2005-2006 годы", которым, в том числе, утверждены порядок, перечень направлений и предметов изучения при повышении квалификации государственных служащих на 2005-2006 годы в тринадцати академиях, высших учебных заведениях и учебных центрах России (приложение N 1 к данному Указу) и Закон Республики Саха (Якутия) от 30 марта 2005 года N 433-III "О государственной гражданской службе Республики Саха (Якутия)".
Еще одним направлением наведения порядка в сфере региональных финансов стало повышение уровня платежей населения за жилищно-коммунальные услуги при увеличении объема социальной поддержки наименее обеспеченных слоев населения. Для его реализации было принято постановление Правительства Республики Саха (Якутия) N 397 от 30 июня 2005 года "Об утверждении Методики предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований Республики Саха (Якутия) на выполнение государственных полномочий по предоставлению населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг на 2005 год".
Еще одним важным направлением стал перевод натуральных льгот в денежную форму на адресной основе. Было принято постановление Правительства Республики Саха (Якутия) N 409 от 30 июня 2005 года "Об утверждении Порядка персонифицированного учёта граждан, имеющих право на льготы". 02 августа 2007 года принято распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) N 1012-р "О Плане мероприятий по переводу натуральных льгот в денежные выплаты для отдельных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с действующим законодательством". В соответствии с утвержденным этим распоряжением Планом с 01 января 2009 планируется перевод натуральных льгот на оплату жилья и коммунальные услуги в ежемесячные денежные выплаты. Приняты поправки в соответствующие законы в части перевода натуральных льгот в денежную форму - Закон Республики Саха (Якутия) от 09.12.2004 N 188-З N 383-III "О социальной поддержке ветеранов тыла и ветеранов труда в Республике Саха (Якутия), Закон Республики Саха (Якутия) от 09.12.2004 N 188-З N 385-III "О социальной поддержке жертв политических репрессий в Республике Саха (Якутия)".
Следующим важным направлением реформирования общественных финансов в Республике Саха (Якутия) стало совершенствование системы инвестиций, включающее мониторинг реализации инвестиционных проектов, реализуемых за счет бюджетных средств. В этих целях приняты постановления Правительства Республики Саха (Якутия) N 402 от 30 июня 2005 года "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 11 мая 2001 года N 274 "О порядке организации и проведения республиканских конкурсов инвестиционных проектов" и N 403 от 30 июня 2005 года "Об установлении системы критериев, являющихся основанием для досрочного прекращения финансирования инвестиционных проектов за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия)".
Создание условий для развития доходной базы региона реализуется путем организации оперативного учета задолженности перед бюджетом, рассроченных и отсроченных платежей в бюджет принятием постановления Правительства Республики Саха (Якутия) N 386 от 30 июня 2005 года "Об утверждении Порядка предоставления отсрочек и рассрочек по погашению задолженности неналоговых платежей в государственный бюджет Республики Саха (Якутия)", а также постановления Правительства Республики Саха (Якутия) N 387 от 30 июня 2005 года "Об утверждении Порядка проведения мониторинга дебиторской задолженности, рассроченных и отсроченных платежей", в котором устанавливается процедура проведения мониторинга состояния организаций, получающих отсрочки и рассрочки платежей в бюджет, анализ их дебиторской задолженности на основе формы специальной отчетности.
Другим направлением стало создание формализованной методики оценки финансовых последствий предоставляемых льгот (в том числе в виде пониженной ставки) по уплате налогов и сборов путем внесения поправок в Закон Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2005 года 248-З N 503-III "О внесении изменений и дополнения в Закон Республики Саха (Якутия) "О налоговой политике Республики Саха (Якутия)"" (часть 1 статьи 10), а именно: "Установить запрет на предоставление новых и пролонгацию фактически предоставляемых налоговых льгот в случае получения отрицательной оценки социально-экономического эффекта от их предоставления".
Важным направлением развития доходной базы региона признана организация учета объектов, находящихся в собственности Республики Саха (Якутия), и предоставление информации заинтересованным лицам. Для этого постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 июня 2005 года N 408 утверждено Положение о раскрытии информации о собственности Республики Саха (Якутия), в котором устанавливается процедура предоставления сведений о собственности всем заинтересованным лицам без ограничения доступа.
Порядок оценки рыночной стоимости объектов, находящихся в собственности Республики Саха (Якутии), утвержден постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 июня 2005 года N 407.
К данному направлению деятельности относится и мониторинг эффективности деятельности унитарных предприятий и организаций, доли в уставном капитале которых принадлежат Республике Саха (Якутия).
Совершенствование долговой политики стало одним из наиболее значимых и эффективных направлений деятельности Правительства Республики Саха (Якутия). В этих целях реализовано внедрение формализованных процедур управления долгом, принятие долговых обязательств, их рефинансирование. Было разработано и принято постановление Правительства Республики Саха (Якутия) N 269 от 22 июня 2006 года "Об утверждении Методики расчета платежеспособности бюджета Республики Саха (Якутия)", а также постановление Правительства Республики Саха (Якутия) N 394 от 30 июня 2005 года "Об утверждении Порядка планирования государственного долга и условных обязательств". В отношении государственных гарантий разработана и внедрена нормативно-правовая база: разработаны и приняты поправки в Закон Республики Саха (Якутия) от 18 мая 2005 года 229-ЗР N 465-III "О внесении изменений дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)"", согласно которым выдача государственных гарантий должна быть обеспечена в обязательном порядке залогом.
Разработано и принято Положение о предоставлении государственных гарантий Республики Саха (Якутия) (постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 июня 2005 года N 388). В целях снижения и ликвидации просроченной кредиторской задолженности принято Положение о запрете принятия бюджетными учреждениями и унитарными предприятиями обязательств, не покрываемых источниками финансирования (постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 июня 2005 года N 392), а также принят Порядок урегулирования просроченной кредиторской задолженности, в котором содержится система мер по реструктуризации просроченной кредиторской задолженности, порядок ее переоформления, а также формы ведения оперативной отчетности о состоянии кредиторской задолженности (постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 июня 2005 года N 389).
Последним ключевым направлением реформирования общественных финансов региона в целях повышения качества их управления стало совершенствование межбюджетных отношений. В этой важнейшей сфере создана практически новая нормативная правовая база - приняты региональные законы, важнейшими из которых являются Закон Республики Саха (Якутия) от 18 мая 2005 года 229-З N 465-III "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)"", Закон Республики Саха (Якутия) от 13 июля 2005 года З N 523-III "О выравнивании бюджетной обеспеченности муниципальных образований Республики Саха (Якутия)", а также постановление Правительства Республики Саха (Якутия) N 324 от 09 июня 2005 г. "Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления бюджетных кредитов из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам". Установлены стабильные единые нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов в местные бюджеты сверх уровня, установленного Бюджетным кодексом РФ, утверждены Методика расчета трансфертов, перечисляемых из бюджетов поселений в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) и Методика расчета трансфертов, перечисляемых из бюджетов муниципальных районов (городских округов) в государственный бюджет Республики Саха (Якутия). Формализованы процедуры предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам.
Организован мониторинг качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципальных образований. Мониторинг проводится ежеквартально Департаментом межбюджетных отношений Министерства финансов Республики Саха (Якутия) на основании данных ежемесячной отчетности об исполнении местных бюджетов муниципальных образований, решений об утверждении бюджетов муниципальных образований и данных, представляемых Финансово-казначейскими управлениями Министерства финансов Республики Саха (Якутия) и финансовыми службами муниципальных образований Республики Саха (Якутия).
Таким образом, реализация Программы реформирования региональных финансов в Республике Саха (Якутия) на 2005-2006 годы позволила Правительству Республики Саха (Якутия) не только выйти на международные стандарты управления качеством общественных финансов региона, но и существенно повысить эффективность и результативность работы республиканских органов государственной власти и местного самоуправления. Напряженная и эффективная работа органов власти и управления, особенно Министерства финансов Республики Саха (Якутия), других министерств экономического блока по реализации Программы реформирования региональных финансов в Республике Саха (Якутия) была высоко оценена Министерством финансов Российской Федерации, присвоившем в 2006 году данной Программе первое место среди всех других регионов-участников.