МЕТОДИКА проведения социологического мониторинга результативности деятельности органов государственного управления Белгородской области Концепция мониторинга
Целью социологического мониторинга результативности деятельности органов государственного управления Белгородской области является получение систематизированной информации об эффективности регионального управления по основным параметрам качества жизни.
Мониторинг опирается на опыт, накопленный в ходе подготовки Программы улучшения качества жизни населения Белгородской области в 2002 - 2003 годах. В основе его лежат несколько основополагающих идей, которые позволили определить концепцию и программу деятельности, направленные на получение комплексной оценки эффективности регионального управления. В их числе следующие:
1. Качество жизни населения служит интегральным показателем эффективности управления на федеральном, региональном и местном уровнях. Оно складывается из показателей двух уровней. Во-первых, из интегральной оценки уровня жизни населения по четырем основным критериям: показателя ожидаемой продолжительности жизни при рождении; показателя естественного прироста населения; показателя отношения числа разводов к количеству заключенных браков; показателя уровня социального и экономического равновесия в обществе. Во-вторых, из показателей удовлетворенности граждан основными условиями своей жизни. Второй показатель является субъективным, но должен быть обязательно учтен, поскольку качество жизни человека определяется как единство показателей, которые характеризуют уровень реализации потребностей человека и степень удовлетворенности его осуществлением своих жизненных планов (жизненных стратегий), и соотносятся, с одной стороны, с минимальными социальными стандартами, с другой стороны - с ресурсными возможностями общества.
2. Показатели удовлетворенности качеством жизни населения можно разделить на три группы: во-первых, показатели, характеризующие степень обеспечения права на жизнь, продолжение рода, здоровое существование 3
(символически условное обозначение элемента "жизнь"); во-вторых, оценивающие удовлетворенность повседневными условиями жизни ("благополучие" или "успех"); в-третьих, отражающие представления людей о смысле жизни, об их уверенности в будущем ("надежда").
3. Изменение показателей, выявленное на основе данных статистики и социологии, дает возможность оценить динамику качества жизни и, соответственно, эффективность управления на уровне области.
Регулярный сбор данных о деятельности органов государственного управления призван обеспечивать органы государственного управления, а также другие социальные институты и население информацией о социальной и экономической эффективности управленческой деятельности. Применение единой формализованной методологии сбора показателей результативности деятельности органов государственного управления позволяет создать единую информационную базу, которая может использоваться при принятии управленческих решений, оценке эффективности реализуемых программ и проведении различных исследований.