ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 декабря 2017 года № 5958
Об утверждении муниципальной программы «Развитие муниципальной кадровой политики» на 2018 - 2020 годы
(с изменениями на 28 февраля 2019 года)
----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением администрации города Н.Н. от 28.12.2018 № 3768;
постановлением администрации города Н.Н. от 28.02.2019 № 611
----------------------------------------------------------------------
____________________________________________________________________________________
Постановление утратило силу с 01.01.2019 в части действия Программы на 2019 и 2020 годы на
основании постановления администрации города Н.Н. от 28.12.2018 № 3768
_____________________________________________________________________________________
В соответствии со статьей 52.1 Устава города Нижнего Новгорода, постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 08.04.2014 № 1228 «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Нижнего Новгорода и методических рекомендаций по разработке и реализации муниципальных программ города Нижнего Новгорода» администрация города Нижнего Новгорода постановляет:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу «Развитие муниципальной кадровой политики» на 2018 - 2020 годы» (далее - Программа).
2. Признать утратившим силу с 01.01.2018 в части действия Программы на 2018 и 2019 годы постановление администрации города Нижнего Новгорода от 26.10.2016 № 3549 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие муниципальной кадровой политики» на 2017 - 2019 годы».
3. Департаменту общественных отношений и информации администрации города Нижнего Новгорода (Амбарцумян Р.М.) обеспечить опубликование настоящего постановления в официальном печатном средстве массовой информации - газете «День города. Нижний Новгород».
4. Департаменту правового обеспечения администрации города Нижнего Новгорода (Киселева С.Б.) обеспечить размещение постановления на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации города Нижнего Новгорода Холкину М.М.
6. Установить начало срока действия Программы с 01.01.2018.
Исполняющий обязанности главы
администрации города Н.В.Казачкова
В.М.Афонин
439 16 82
Муниципальная программа
«Развитие муниципальной кадровой политики»
на 2018 - 2020 годы
(далее - муниципальная программа)
1. Паспорт муниципальной программы
Ответственный исполнитель муниципальной программы | Департамент организационно-кадрового обеспечения деятельности администрации города Нижнего Новгорода. | |||
Соисполнители муниципальной программы | Администрации районов города Нижнего Новгорода, управление делами администрации города Нижнего Новгорода, департамент финансов администрации города Нижнего Новгорода, комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода. | |||
Цели муниципальной программы | Повышение эффективности и результативности муниципальной службы в администрации города Нижнего Новгорода. | |||
Задачи муниципальной программы | Формирование кадровых резервов администрации города Нижнего Новгорода и обеспечение своевременного замещения должностей муниципальной службы квалифицированными специалистами Оптимизация структуры администрации города Нижнего Новгорода и повышение профессионального уровня муниципальных служащих. | |||
Этапы и сроки реализации муниципальной программы | 2018 - 2020 | |||
Объемы бюджетных ассигнований муниципальной программы за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода | Всего: 1 128 180 руб. | |||
Объемы бюджетных ассигнований программы за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода по годам, руб. | ||||
2018 | 2019 | 2020 | ||
всего | 328 180 | 400 000 | 400 000 | |
(строка в редакции постановления администрации города Н.Н. от 28.02.2019 № 611 - см. предыдущую редакцию) | ||||
Целевые индикаторы муниципальной программы | Индекс доверия граждан к муниципальным служащим (по данным опросов) - 80%. Доля муниципальных служащих, назначенных из кадровых резервов администрации города Нижнего Новгорода, - 40%. Доля муниципальных служащих, ежегодно проходящих обучение, - не менее 5%. Доля муниципальных служащих, прошедших аттестацию, - 100% | |||
(строка в редакции постановления администрации города Н.Н. от 28.02.2019 № 611 - см. предыдущую редакцию) |
2. Текстовая часть муниципальной программы
2.1. Характеристика текущего состояния
Кадры органов местного самоуправления - это ключевой фактор, определяющий эффективность их функционирования в целях обеспечения жизни населения муниципального образования. Муниципальные служащие представляют собой особую социально-профессиональную группу. От их компетентности, профессионализма, образованности, общей культуры, гражданской ответственности зависит качество осуществляемой ими профессиональной деятельности, конечной целью которой является обеспечение и организация благоприятных условий для жизнедеятельности местного сообщества.
Муниципальная кадровая политика определяет основные цели, принципы, задачи, приоритеты и механизмы деятельности органов местного самоуправления по регулированию кадровых процессов и отношений, а также основные направления работы с кадрами, пути развития и рационального использования кадрового потенциала города Нижнего Новгорода.
Таким образом, муниципальная кадровая политика является важнейшим ресурсом развития муниципального образования. Воздействуя на кадры, она влияет на эффективность местного самоуправления, успешное развитие экономики и благополучие города Нижнего Новгорода.
По состоянию на 30.06.2017 в администрации города Нижнего Новгорода в соответствии с утвержденными штатными расписаниями числится 1939 штатных единиц, из них должностей муниципальной службы - 1777 шт.ед., что составляет 91,65 % от общей численности работников, 162 шт.ед. (8,35 %) - технический и обслуживающий персонал.
Фактическая численность по состоянию на 30.06.2017 следующая:
муниципальных служащих - 1681 чел.,
работников, не замещающих должности муниципальной службы, (технический и обслуживающий персонал) - 133 чел.
В целях надлежащего исполнения должностных обязанностей в полном объеме по каждой должности муниципальной службы и, соответственно, повышения эффективности и результативности муниципальной службы в администрации города Нижнего Новгорода требуется свести к минимуму количество вакантных должностей.
Возрастной состав муниципальных служащих:
до 30 лет - 362 чел. (21,53% от фактической численности муниципальных служащих),
от 31 до 40 лет - 500 чел. (29,74% от фактической численности муниципальных служащих),
от 41 до 50 лет - 437 чел. (26 % от фактической численности муниципальных служащих),
от 51 до 60 лет - 339 чел. (20,17% от фактической численности муниципальных служащих),
от 61 года - 43 чел. (2,56% от фактической численности муниципальных служащих).
Следовательно, формирование кадровых резервов в администрации города Нижнего Новгорода должно осуществляться с учетом возрастного состава муниципальных служащих, предусматривая кандидатов на должности муниципальных служащих, чей возраст приближается к предельному возрасту пребывания на муниципальной службе.
Образовательный уровень муниципальных служащих:
из 1681 муниципального служащего 1678 имеют высшее образование,
при этом:
189 муниципальных служащих имеет высшее профессиональное образование по специальностям ГМУ и менеджмент, что составляет 11,24 % от фактической численности муниципальных служащих, из них для 93 чел. данное образование является вторым высшим;
512 муниципальных служащих - по специальностям экономика и финансы (30,46 % от фактической численности муниципальных служащих), из них для 70 чел. данное образование является вторым высшим;
288 муниципальных служащих - по специальности юриспруденция (17,13 % от фактической численности муниципальных служащих), из них для 180 чел. данное образование является вторым высшим;
265 муниципальных служащих - по специальности инженеры (15,76 % от фактической численности муниципальных служащих), из них для 24 чел. данное образование является вторым высшим;
424 муниципальных служащих - по другим специальностям (25,22 % от фактической численности муниципальных служащих).
В реализации муниципальной программы участвуют все кадровые службы администрации города Нижнего Новгорода: департамент организационно-кадрового обеспечения деятельности администрации города Нижнего Новгорода, департамент финансов администрации города Нижнего Новгорода, комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода, администрации районов города Нижнего Новгорода, а также управление делами администрации города Нижнего Новгорода, организующее финансовое обеспечение обучения муниципальных служащих.
В результате реализации программы должен быть создан муниципальный кадровый резерв, состоящий из высокопрофессиональных специалистов, а также управленческий кадровый резерв, должно быть обеспечено приоритетное назначение муниципальных служащих из муниципального кадрового резерва, а также обеспечено прохождение обучения частью муниципальных служащих администрации города Нижнего Новгорода.
Развитие муниципальной службы представляет собой неотъемлемую часть кадровой политики и направлено на повышение эффективности и результативности профессиональной деятельности муниципальных служащих администрации города Нижнего Новгорода.
Вопросы поступления и прохождения муниципальной службы в администрации города Нижнего Новгорода урегулированы, главным образом, Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Законом Нижегородской области от 03.08.2007 № 99-З «О муниципальной службе в Нижегородской области», другими законами, муниципальными правовыми актами.
Согласно ч.1 ст.35 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ч.1 ст.39 Закона Нижегородской области от 03.08.2007 № 99-З «О муниципальной службе в Нижегородской области» развитие муниципальной службы обеспечивается муниципальными программами развития муниципальной службы и программами развития муниципальной службы субъектов Российской Федерации, финансируемыми соответственно за счет средств местных бюджетов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
В результате реализации программы должна быть оптимизирована структура и функции подразделений администрации города Нижнего Новгорода, ликвидированы избыточные и дублирующие функции, упорядочены и конкретизированы полномочия муниципальных служащих, своевременно обновлены должностные инструкции сотрудников администрации города Нижнего Новгорода, усовершенствованы процессы адаптации новых сотрудников, сформирована система эффективного управления кадровыми процессами.
В соответствии с п. 4 ч.1 ст.32 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», п. 4 ч.1 ст.36 Закона Нижегородской области от 03.08.2007 № 99-З «О муниципальной службе в Нижегородской области» одним из приоритетных направлений формирования кадрового состава муниципальной службы является создание кадрового резерва и его эффективное использование.
Согласно ст. 33 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст. 37 Закона Нижегородской области от 03.08.2007 № 99-З «О муниципальной службе в Нижегородской области» в муниципальных образованиях в соответствии с муниципальными правовыми актами может создаваться кадровый резерв для замещения вакантных должностей муниципальной службы. Порядок зачисления в резерв на замещение вакантных должностей муниципальной службы и нахождения в резерве на замещение вакантных должностей муниципальной службы устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
В январе 2014 года был издан Указ Губернатора Нижегородской области от 14.01.2014 № 1 «Об утверждении Положения о порядке формирования кадрового резерва Нижегородской области и кадрового резерва государственного органа Нижегородской области и работы с ними» (далее - Указ Губернатора). Органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области рекомендовано руководствоваться данным указом при формировании кадровых резервов на муниципальной службе.
Распоряжением администрации города Нижнего Новгорода от 22.04.2014 № 140-р во исполнение Указа Губернатора утверждено Положение о порядке формирования муниципального кадрового резерва и работы с ним (далее - Положение), в соответствии с которым предусматривается формирование:
кадрового резерва отраслевых (функциональных) структурных подразделений администрации города Нижнего Новгорода;
кадрового резерва администраций районов города Нижнего Новгорода;
муниципального кадрового резерва.
В 2015 году сформированы резервы отраслевых (функциональных) структурных подразделений и территориальных органов администрации города Нижнего Новгорода, а также муниципальный кадровый резерв, в настоящее время на постоянной основе производятся назначения лиц, состоящих в кадровых резервах, на должности муниципальной службы.
В соответствии с постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 29.06.2009 № 3057 «Об утверждении Порядка формирования резерва управленческих кадров администрации города Нижнего Новгорода», изданного во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по формированию резерва управленческих кадров, от 01.08.2008 № Пр-1573, в администрации города ежегодно формировался резерв управленческих кадров.
Распоряжением администрации города от 01.06.2009 № 184-р утвержден порядок работы комиссии по формированию и подготовке резерва управленческих кадров.
С момента утверждения порядка формирования резерва управленческих кадров никаких изменений в вышеуказанное постановление администрации города не вносилось. В связи с этим требуется анализ и совершенствование порядка формирования резерва управленческих кадров.
Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» закреплен принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих в качестве единого фундаментального принципа муниципальной службы. Реализация принципа профессионализма и компетентности на муниципальной службе обеспечивается, прежде всего, системой профессионального развития муниципальных служащих.
В соответствии с действующим законодательством на муниципальных служащих возложена обязанность поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей (п.5 ч.1 ст.12 ФЗ № 25-ФЗ), что включает в себя, в том числе, и самообразование муниципальных служащих.
Одним из прав муниципального служащего является право на повышение квалификации в соответствии с муниципальным правовым актом за счет средств местного бюджета (п.7 ч.1 ст.11 ФЗ № 25-ФЗ).
Согласно пункту 15 части 8 статьи 43 Устава города Нижнего Новгорода к полномочиям администрации города Нижнего Новгорода относится организация профессионального образования и дополнительного профессионального образования муниципальных служащих.
Изменения социально-экономических условий современной жизни требуют постоянного обновления базовых знаний, умений и навыков, обеспечивающих активное участие муниципальных служащих в профессиональной и общественной жизни. Создание эффективной системы непрерывного профессионального образования муниципальных служащих позволит поддерживать современный уровень профессиональной компетенции кадров на муниципальной службе.
Повышение профессионального уровня муниципальных служащих предполагается в форме повышения квалификации, обучающих семинаров и самообразования муниципальных служащих.
Систематическое повышение квалификации является юридически обязательной частью и элементом прохождения муниципальной службы каждым муниципальным служащим в любом органе местного самоуправления.
Приоритетность решения проблем повышения профессионального уровня муниципальных служащих для развития системы муниципальной службы также обусловлена и рядом других факторов.
В первую очередь - постоянным естественным устареванием общего объема знаний муниципальных служащих, в связи с обновлением законодательной базы, внедрением инновационных технологий. В этой связи вопрос повышения профессионального уровня муниципальных служащих является одним из ключевых в системе муниципальной службы и кадровой политики. В условиях кардинального реформирования системы государственного и муниципального управления Российской Федерации требование профессионального развития и образования муниципальных служащих становится особенно актуальным.
Развитие профессионального уровня муниципальных служащих администрации города Нижнего Новгорода характеризуется количеством муниципальных служащих, прошедших обучение по актуальным темам в календарном году.