Недействующий
Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ХАБАРОВСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 07 ноября 2013 года N 4755


Об утверждении муниципальной программы "Развитие малого и среднего предпринимательства
 в г. Хабаровске на 2014-2020 годы"*

(с изменениями на 22 мая 2018 года)

__________________________
Утратило силу с 1 января 2019 года на основании
Постановления Администрации города Хабаровска
от 8 августа 2018 года N 2735

__________________________

Информация об изменяющих документах

________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Постановлением Администрации города Хабаровска от 7 февраля 2014 года N 368

Постановлением Администрации города Хабаровска от 29 августа 2014 года N 3917   

Постановлением Администрации города Хабаровска от 26 сентября 2014 года N 4304      

Постановлением Администрации города Хабаровска от 31 декабря 2014 года N 5709         

Постановлением Администрации города Хабаровска от 14 июля 2015 года N 2397         

Постановлением Администрации города Хабаровска от 30 марта 2016 года N 969

Постановлением Администрации города Хабаровска от 31 марта 2017 года N 1003

Постановлением Администрации города Хабаровска от 27 июня 2017 года N 2196

Постановлением Администрации города Хабаровска от 24 октября 2017 года N 3546

Постановлением Администрации города Хабаровска от 26 марта 2018 года N 837   

Постановлением Администрации города Хабаровска от 22 мая 2018 года N 1748

________________________________

          

_____________________

Наименование изменено Постановлением Администрации города Хабаровска от 26 сентября 2014 года N 4304 - см. предыдущую редакцию, Постановлением Администрации города Хабаровска от 26 марта 2018 года N 837 - см. предыдущую редакцию.



В соответствии с постановлением администрации города Хабаровска от 10.11.2014 N 4917 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке муниципальных программ города Хабаровска, их формирования и реализации и Порядка проведения мониторинга и контроля реализации муниципальных программ города Хабаровска", на основании Устава городского округа "Город Хабаровск" администрация города

(Преамбула изменена Постановлением Администрации города Хабаровска от 26 марта 2018 года N 837 - см. предыдущую редакцию)

постановляет:

1. Утвердить муниципальную программу «Развитие малого и среднего предпринимательства в г. Хабаровске на 2014-2020 годы» (далее - Программа) согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Пресс-службе администрации города (Ерохин В.А.) опубликовать настоящее постановление в газете «Хабаровские вести».

3. Признать с 01.01.2014 утратившим силу постановление администрации города от 29.11.2012 N 5005 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в г. Хабаровске на 2013-2015 годы».

4. Контроль за выполнением постановления возложить на Вице-Мэра, первого заместителя Мэра города по экономическим вопросам Кравчука С.А. (Пункт изменен Постановлением Администрации города Хабаровска от 26 марта 2018 года N 837 - см. предыдущую редакцию).

И.о. Мэр города
В.Ф. Лебеда

     

     
Приложение

     
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
администрации г. Хабаровска
от 07 ноября 2013 года N 4755

     

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
"Развитие малого и среднего предпринимательства
в г. Хабаровске на 2014-2020 годы"

(с изменениями на 22 мая 2018 года)

     

ПАСПОРТ
муниципальной программы города Хабаровска «Развитие малого
и среднего предпринимательства в г. Хабаровске на 2014-2020 годы»

Ответственный исполнитель программы

управление экономического развития

Соисполнители программы

управление торговли, питания и бытового обслуживания;

отдел пищевой промышленности и продовольственных ресурсов;

управление образования;

финансовый департамент;

комитет администрации города Хабаровска по управлению Железнодорожным районом;

комитет администрации города Хабаровска по управлению Краснофлотским районом;

комитет администрации города Хабаровска по управлению Центральным районом;

комитет администрации города Хабаровска по управлению Индустриальным районом;

комитет администрации города Хабаровска по управлению Кировским районом

Подпрограммы и (или) основные мероприятия, и (или) мероприятия, входящие в муниципальную программу

- организационные мероприятия;

- финансово-кредитные мероприятия;

- информационные мероприятия;

- мероприятия по формированию и повышению престижа предпринимательской деятельности;

- мероприятия по подготовке и повышению квалификации кадров;

- мероприятия по формированию и обеспечению деятельности субъектов инфраструктуры поддержки предпринимательства

Цель программы

дальнейшее создание благоприятных условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в г. Хабаровске;

развитие конструктивного диалога и сотрудничества между бизнес-сообществом и органами местного самоуправления г. Хабаровска

Стратегическая цель муниципального управления и задача(и) социально-экономического развития города

стратегическая цель:

- создание условий для повышения уровня экономической активности

задачи социально-экономического развития города:

- обеспечение роста экономической активности субъектов малого и среднего предпринимательства;

- повышение престижа предпринимательской деятельности и квалификации кадров малого и среднего предпринимательства

Задачи программы

- поддержка (включая финансовую) субъектов малого и среднего предпринимательства в области производства, оказания услуг;

- содействие развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

- практическое взаимодействие с общественными и некоммерческими предпринимательскими организациями;

- создание условий для развития социально-ориентированного предпринимательства

Основные целевые индикаторы программы

- число субъектов малого среднего предпринимательства в расчете на 10,0 тыс. человек населения, единиц;

- доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций города, %;

- прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории города, %;

- доля численности работающих у субъектов малого и среднего предпринимательства в общей численности занятых в экономике города, %

Этапы и сроки реализации программы

в один этап с 2014 по 2020 год

Объемы финансового обеспечения программы

Прогнозируемый объем финансового обеспечения программы 81 455 108,61 руб.:
2014 г. - 18 000 000,00 руб.
2015 г. - 14 577 035,00 руб.
2016 г. - 9 148 244,72 руб.
2017 г. - 9 899 728,89 руб.
2018 г. - 9 690 700,00 руб.
2019 г. - 10 069 700,00 руб.

2020 г. - 10 069 700,00 руб.

Ожидаемые результаты реализации программы

Достижение к 2020 году:

- число субъектов малого среднего предпринимательства в расчете на 10,0 тыс. человек населения возрастет с 540,2 ед. до 565,4 ед.;

увеличение доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций города с 31,3% до 32,0%;

- сохранение ежегодного прироста количества субъектов малого и среднего предпринимательства на уровне 3,1%;

- увеличение доли численности работающих у субъектов малого и среднего предпринимательства в общей численности занятых в экономике города с 32,4% до 33,1%


(в редакции Постановления Администрации города Хабаровска от 31 марта 2017 года N 1003 - см. предыдущую редакцию, Постановления Администрации города Хабаровска от 26 марта 2018 года N 837 - см. предыдущую редакцию)

     

1. Характеристика текущего состояния


Малое и среднее предпринимательство (далее - МСП), занимая важное место в структуре экономики города, устойчиво сохраняет достигнутые позиции и с каждым годом усиливает свое влияние на формирование общих социально-экономических показателей в различных отраслях экономики города.

Именно благодаря постепенному поступательному развитию предпринимательства в современном российском обществе развивается конкуренция, рынок насыщается более качественными товарами и услугами, на смену устаревшим технологиям и практикам приходят новые, более современные.

Развитие предпринимательства является ключевым элементом в решении задачи по формированию среднего класса в Российской Федерации.

Взаимоотношения бизнеса и власти, в свою очередь, выстраиваются исходя из понимания необходимости совместного решения стоящих перед экономикой и обществом задач, на второй план постепенно отступают желание сиюминутного обогащения любыми средствами, с одной стороны и фискальное, потребительское отношение к бизнесу органов власти, с другой стороны.

Государство, осуществляя функции по управлению экономическими процессами в стране на всех уровнях вертикали власти, начало выделять существенные ресурсы на поддержку созидательных предпринимательских инициатив, обеспечивая тем самым основные базовые условия как для содействия вхождения граждан в бизнес, так и для поддержки уже действующих субъектов предпринимательства, занятых в приоритетных сферах деятельности, практикующих социально ответственные подходы к ведению дел.

Как известно, 22 августа 2012 года Россия вступила в ВТО. По оценкам экспертов, со второй половины 2013 года начнется активное освоение отечественного рынка иностранными компаниями. Ожидается, что на российский рынок в массовом порядке придут крупные международные корпорации и усилят конкуренцию во всех отраслях экономики.

Это приведет к снижению доходов компаний и увеличению маркетинговых расходов на поддержание рыночных позиций. В связи с этим ожидается значительное падение рентабельности бизнесов отечественных предприятий и снижение их конкурентоспособности.

В особенности это относится, среди прочих, к предприятиям малого и среднего бизнеса.

Подавляющая часть российских предпринимателей окажется не готовой к изменению рыночных условий. Многие из них столкнутся с серьезными трудностями и будут вынуждены сокращать или ликвидировать свой бизнес, либо проводить его диверсификацию.

В связи с этим представляется особая роль органов государственной власти и местного самоуправления по регулированию экономических процессов и защите отечественного бизнеса от более сильных зарубежных конкурентов и применения новых, более эффективных методов поддержки предпринимательства.

В настоящий момент сложно оценить все последствия от вступления в ВТО, но очевидно, что малый и средний бизнес - наиболее уязвимое экономическое звено, и поэтому меры по поддержке предпринимательства, и в особенности малого и среднего, должны быть выведены как со стороны государства, так и органов местного самоуправления на качественно новый уровень.

В рамках правительственных мер были упрощены процедуры регистрации предпринимателей, было уменьшено количество проверок, упрощена процедура ведения и предоставления отчетности в налоговые органы, введена патентная система налогообложения.

В Хабаровске разработаны программные мероприятия для оказания помощи начинающим предпринимателям, отдельно выделена программа по вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность, действует программа по поддержке инновационно активных предприятий.

Дальнейшее обеспечение стабильного развития МСП города невозможно без четкой, отлаженной системы мер, направленных на решение приоритетных стратегических задач, обозначенных Стратегией социально-экономического развития городского округа "Город Хабаровск" на период до 2030 года. В свою очередь, от бизнес-сообщества требуется соблюдение принципов социальной ответственности, а также участие в решении стоящих перед городом задач. На муниципальном уровне идеи стратегического управления реализуются в виде программно-целевого планирования. (Абзац изменен Постановлением Администрации города Хабаровска от 26 марта 2018 года N 837 - см. предыдущую редакцию).

Время, прошедшее с момента принятия самой первой программы по развитию предпринимательства в 1998 году, доказало эффективность выбранного курса и подтверждает необходимость применения программно-целевого метода для дальнейшего решения задач в данной области.

Указанный метод реализуется через целевые программы, применение которых позволяет определить проблемы развития и разработать план мероприятий, направленных на их преодоление.

Данная Программа разработана в соответствии с нормами Федерального закона N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», регулирующего вопросы оказания содействия развитию предпринимательства в России, а также целями и задачами государственной целевой программы Хабаровского края «Развитие малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 2013-2020 годы».

Направленность и ожидаемые результаты реализации данной Программы соответствуют приоритетам, определенным Стратегическим планом устойчивого развития г. Хабаровска до 2020 г., где содействие развитию малого бизнеса является одним из ключевых условий для обеспечения комфортного и безопасного проживания хабаровчан, обеспечения высокого уровня их жизни.

Программа обобщает опыт, накопленный в администрации г. Хабаровска в предыдущих целевых программах по развитию и поддержке субъектов МСП, а также следует основным поручениям Президента Российской Федерации в области организации содействия развитию МСП.

2. Состояние и проблемы развития предпринимательства г. Хабаровска


Малое и среднее предпринимательство, занимая важное место в структуре экономики города, не только устойчиво сохраняет достигнутые позиции, но и с каждым годом усиливает свое влияние на формирование общих социально-экономических показателей в различных отраслях экономики города. Именно оно заполняет те ниши и выполняет те функции, которые не готов взять на себя крупный бизнес.

Бизнес работает во всех сферах городской жизни, предоставляя населению торговые, бытовые, транспортные, образовательные, медицинские, информационные услуги, осваиваете строительный сектор, жилищно-коммунальное хозяйство. Смело осваиваются новые технологии.

Активно вливаются в ряды бизнес-сообщества молодые хабаровчане, обладающие талантом, уверенностью в своих силах и видением перспектив.

Сейчас малый и средний бизнес города Хабаровска - это около 40% оборота организаций, 33,7% бюджета города, 117,5 тысяч рабочих мест.

Создание комфортных условий для ведения бизнеса в России - безусловный приоритет органов государственной власти и местного самоуправления.

Для достижения заданных Правительством РФ ориентиров по совершенствованию делового и инвестиционного климата администрацией города утверждены Планы мероприятий развития инвестиционной деятельности и малого и среднего предпринимательства, определяющие комплекс муниципальных мер по повышению эффективности бизнеса и созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций на территорию города Хабаровска.

Основой работы по оказанию содействия малому и среднему бизнесу являются реализуемые администрацией города муниципальные (отраслевые) программы, направленные на развитие и поддержку МСП и в настоящее время на поддержку предпринимательства работают 4 муниципальные программы с ежегодным финансированием в объеме 36 млн. рублей, которые содержат более сотни направлений поддержки.

Кроме того, предусмотрено предоставление муниципальных бюджетных гарантий субъектам малого и среднего предпринимательства на сумму 10,0 млн. рублей ежегодно.

Начиная с 2009 года реализуется новая форма муниципальной поддержки - предоставление субсидий, как субъектам предпринимательства, так и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства по различным направлениям: компенсация части процентной ставки по кредитам, выданным кредитными организациями и компенсация производителям товаров, работ, услуг части расходов на участие в региональных, всероссийских и международных выставках-ярмарках; возмещения затрат на создание рабочих мест для отдельных категорий жителей г. Хабаровска; оказания услуг детского дошкольного образования; развития новых направлений поддержки; проведения обучающих мероприятий; бизнес-консультаций, конференций; организация проведения тематических выставок-ярмарок.

На оказание муниципальной поддержки за 2010-2013 годы из бюджета города израсходовано 78,9 млн. рублей в т.ч. в форме субсидий - 53,5 млн. рублей (из них 1,6 млн. руб. привлечено из краевого бюджета). В 2014 году - предусмотрено 17,6 млн. рублей, в том числе в форме субсидий 16,4 млн. рублей (в т.ч. 0,8 млн. руб. - краевой бюджет).

Для популяризации достижений хабаровских бизнесменов и поддержки предпринимательских инициатив организованы и проводятся разнообразные городские конкурсы: «Лучший предприниматель города Хабаровска», «Лучший реализованный инвестиционный проект», «Лучший молодежный бизнес-проект», «Хабаровская марка» и многие другие (более 20 общегородских и отраслевых конкурсов).

В целях самозанятости безработных граждан, желающих заниматься собственным делом организована обучающая программа «Начинающий предприниматель», которая реализуется с 2009 года. По окончании данной программы и успешной защиты индивидуальных бизнес-планов участники программы получают возможность организовать свой бизнес и начать предпринимательскую деятельность в порядке, установленном действующим законодательством. Обучение по этой программе ежегодно проходят не менее 100 человек. (Абзац изменен Постановлением Администрации города Хабаровска от 31 марта 2017 года N 1003 - см. предыдущую редакцию).

Налажена работа по консультированию предпринимателей по вопросам составления бизнес-планов, проведению маркетинговых исследований по различным товарным рынкам, услугам и работам.

Запущен механизм реализации концессионных соглашений: в концессию субъектам малого и среднего предпринимательства передано 3 объекта муниципальной собственности (здание школы по пер. Братский, 4; бассейн СШ N 27 по ул. Воровского, 24-б; часть здания Городского Дворца культуры по ул. Ленина, 85). Этот механизм взаимодействия позволяет привлечь средства частных инвесторов в объекты муниципальной собственности.

Установлен порядок взаимодействия структурных подразделений администрации города с предпринимательским сектором экономики при подготовке нормативных правовых актов, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства.

Сформирован и утвержден Хабаровской городской Думой перечень помещений (43 ед.), предоставляемых в аренду субъектам малого и среднего бизнеса, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства общей площадью свыше 3 тыс. кв. м, расположенных в разных районах города.

Разработаны и утверждены административные регламенты осуществления муниципального контроля за выполнением требований в сферах: охрана окружающей среды; земельные отношения; благоустройство, содержание и озеленение территории, жилищное законодательство.

Для практического внедрения новых инструментов в управлении бизнес-процессами ежегодно проводятся до 4-х научно-практических конференций в таких областях, как: логистика, маркетинг, интернет, франчайзинг, в которых ежегодно принимают участие более 1000 представителей малого и среднего предпринимательства.

Для повышения информированности субъектов предпринимателей ежемесячно выходит печатное приложение «Бизнес в Хабаровске» к газете «Хабаровские вести», Постоянно пополнялся и обновлялся раздел «Муниципальная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства», размещенный в разделе «Управление экономического развития» на официальном сайте администрации города Хабаровска (www.khabarovskadm.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», городском информационном интернет-портале «Мой Город.ру», а так же интернет-площадки для общения молодых предпринимателей «Свое дело27.ру». Тематические статьи по городской бизнес-тематике регулярно публикуются в журнале «Профиль бизнеса», организовано информационное взаимодействие с ХРО ООО МСП «ОПОРА РОССИИ» по выпуску ежемесячного выпуска для бизнесменов «ОПОРА РОССИИ - Хабаровский край», налажен выпуск ежемесячной телепередачи о проблемах и успехах предпринимателей города в рубрике «Сделано в Хабаровске». Выпущен видеофильм, рассказывающий об истории и перспективах ведения своего дела в городе.

В целях совершенствования форм и механизмов взаимодействия власти и бизнеса, устранения административных барьеров в развитии предпринимательства продолжается работа телефона «прямая линия», проводятся заседания Советов по предпринимательству при Мэре города и круглого стола «Хабаровская городская Дума, администрация города и бизнес-сообщество в развитии экономики города», которые являются главным связующим звеном между муниципальной властью и бизнес-сообществом.

На заседаниях городского Совета и круглого стола рассматриваются наиболее сложные и актуальные вопросы взаимоотношений бизнеса и власти, а также общественных предпринимательских объединений.

За последние несколько лет можно отметить позитивные перемены в развитии диалога между предпринимателями и администрацией города. Основными формами ведения диалога между органами власти и бизнесом являются круглые столы, советы, совместные конференции, семинары.

Выстраивая отношения между бизнесом и властью в формате конструктивного диалога, направленного на укрепление взаимопонимания, органы местного самоуправления в то же время рассчитывают на активное участие бизнес-структур в решении как локальных, так и стратегических задач.