Недействующий


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ХАБАРОВСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 ноября 2012 года N 5005


Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие и поддержка малого
 и среднего предпринимательства в г. Хабаровске на 2013-2015 годы»

(с изменениями на 14 октября 2013 года)
(редакция, действующая с 18 октября 2013 года)

__________________________
Утратило силу с 1 января 2014 года на основании
Постановления Администрации города Хабаровска
от 7 ноября 2013 года N 4755
__________________________

Информация об изменяющих документах

________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Постановлением Администрации города Хабаровска от 14 октября 2013 года N 3878

________________________________

          

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», постановлением Правительства Хабаровского края от 17.04.2012 N 124-пр «Об утверждении государственной целевой программы Хабаровского края «Развитие малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 2013-2020 годы», решением Хабаровской городской Думы от 22.05.2012 N 593 «Об утверждении стратегического плана устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года», постановлением администрации города Хабаровска от 05.03.2012 N 787 «О социально-экономической ситуации в городе Хабаровске в 2011 году и задачах администрации города по выполнению основных направлений социально-экономического развития на 2012 год», в целях дальнейшего создания благоприятных условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в городе Хабаровске и развития диалога и сотрудничества между бизнес-сообществом и органами местного самоуправления города Хабаровска администрация города

постановляет:

1. Утвердить долгосрочную целевую программу «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в г. Хабаровске на 2013-2015 годы» (далее - Программа) согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Объемы финансирования Программы подлежат ежегодному уточнению, исходя из возможностей бюджета на соответствующий финансовый год.

3. Пресс-службе администрации города (Ерохин В.А.) опубликовать настоящее постановление в газете «Хабаровские вести».

4. Контроль за выполнением постановления возложить на Вице-Мэра, первого заместителя Мэра города по экономическим вопросам Лебеду В.Ф.


Приложение

   
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
администрации г.Хабаровска
от 29 ноября 2012 года N 5005

     


ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства
в г. Хабаровске на 2013-2015 годы»

     

ПАСПОРТ
долгосрочной целевой программы
«Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства
в г. Хабаровске на 2013-2015 годы»


Наименование Программы

Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в г. Хабаровске на 2013-2015 годы

Основание для разработки Программы

- Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

- Постановление Правительства Хабаровского края от 17.04.2012 N 124-пр «Об утверждении государственной целевой программы Хабаровского края «Развитие малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 2013-2020 годы»;

- решение Хабаровской городской Думы от 22.05.2012 N 593 «Об утверждении стратегического плана устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года»;

- постановление администрации города Хабаровска от 05.03.2012 N 787 «О социально-экономической ситуации в городе Хабаровске в 2011 году и задачах администрации города по выполнению основных направлений социально-экономического развития на 2012 год»;

- распоряжение администрации города Хабаровска от 21.11.2012 N 394-р «О разработке долгосрочной целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в г. Хабаровске на 2013-2015 годы»

Муниципальный заказчик Программы

Администрация города Хабаровска

Руководитель Программы

Начальник управления экономического развития администрации города Хабаровска

Ответственный исполнитель Программы

Начальник отдела развития предпринимательства администрации города Хабаровска

Цели и задачи Программы

Цели программы: дальнейшее создание благоприятных условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в г. Хабаровске, развитие диалога и сотрудничества между бизнес-сообществом и органами местного самоуправления г. Хабаровска.

Основные направления и задачи программы:

1. Поддержка (включая финансовую) субъектов малого и среднего предпринимательства в области производства, оказания услуг, инновационной деятельности.

2. Содействие развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

3. Информационная, образовательная и консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.

4. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки кадров.

5. Создание условий для развития социально-ориентированного предпринимательства

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства - 24470 ед.

Доля оборота малых и средних предприятий в обороте предприятий и организаций города по всем видам экономической деятельности - 39,1%. Доля налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в бюджете города - 33,2%. Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства - 116,8 тыс. чел.

Доля численности работающих в малом и среднем предпринимательстве в общей численности занятых в экономике города - 31,8%

Сроки и этапы реализации Программы

2013-2015 гг. с ежегодной корректировкой объемов финансирования Программы

Объёмы и источники финансирования Программы

Всего: 299166,0 тыс. руб.,
в том числе:
средства местного бюджета - 52746,0 тыс. руб.,
в т.ч. по годам:
- 2013 г. - 16716,0 тыс. руб.
- 2014 г. - 17600,0 тыс. руб.
- 2015 г. - 18430,0 тыс. руб.
муниципальные гарантии - 30 000,0 тыс. руб.,
в т.ч. по годам:
- 2013 г. - 10000,0 тыс. руб.
- 2014 г. - 10000,0 тыс. руб.
- 2015 г. - 10000,0 тыс. руб.
привлеченные средства -216420,0 тыс. руб.
в т.ч. по годам:
- 2013 г. - 60490,0 тыс. руб.
- 2014 г. - 70465,0 тыс. руб.
- 2015 г. - 85465,0 тыс. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы (на конец 2015 г.) и показатели социально-экономической эффективности

В результате реализации мероприятий Программы предполагается увеличение:

- количества субъектов малого и среднего предпринимательства до 25800 ед.;

- доли оборота малых и средних предприятий в обороте предприятий и организаций города по всем видам экономической деятельности до 42,0%;

- доли налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в бюджете города до 36,0%;

- численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства до 120,0 тыс. чел.;

- доли численности работающих в малом и среднем предпринимательстве в общей численности занятых в экономике города до 32,4%.

     

     

1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Малое и среднее предпринимательство (далее - МСП), занимая важное место в структуре экономики города, за последние три года, прошедшие с момента принятия Программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в г.Хабаровске на 2010-2012 годы, не только устойчиво сохраняет достигнутые позиции, но и с каждым годом усиливает свое влияние на формирование общих социально-экономических показателей в различных отраслях экономики города.

Именно благодаря постепенному поступательному развитию предпринимательства в современном российском обществе развивается конкуренция, рынок насыщается более качественными товарами и услугами, на смену устаревшим технологиям и практикам приходят новые, более современные.

Развитие предпринимательства является ключевым элементом в решении задачи по формированию среднего класса в Российской Федерации.

Взаимоотношения бизнеса и власти, в свою очередь, выстраиваются исходя из понимания необходимости совместного решения стоящих перед экономикой и обществом задач, на второй план постепенно отступают желание сиюминутного обогащения любыми средствами, с одной стороны, и фискальное, потребительское отношение к бизнесу органов власти, с другой стороны.

Государство, осуществляя функции по управлению экономическими процессами в стране на всех уровнях вертикали власти, начало выделять существенные ресурсы на поддержку созидательных предпринимательских инициатив, обеспечивая тем самым основные базовые условия как для содействия вхождению граждан в бизнес, так и для поддержки уже действующих субъектов предпринимательства, занятых в приоритетных сферах деятельности, практикующих социально ответственные подходы к ведению дел.

Как известно, 22 августа 2012 года Россия вступила в ВТО. По оценкам экспертов, со второй половины 2013 года начнется активное освоение отечественного рынка иностранными компаниями. Ожидается, что на российский рынок в массовом порядке придут крупные международные корпорации и усилят конкуренцию во всех отраслях экономики.

Это приведет к снижению доходов компаний и увеличению маркетинговых расходов на поддержание рыночных позиций. В связи с этим ожидается значительное падение рентабельности бизнесов отечественных предприятий и снижение их конкурентоспособности.

В особенности это относится, среди прочих, к предприятиям малого и среднего бизнеса.

Подавляющая часть российских предпринимателей окажется не готовой к изменению рыночных условий. Многие из них столкнутся с серьезными трудностями и будут вынуждены сокращать или ликвидировать свой бизнес либо проводить его диверсификацию.

В связи с этим представляется особая роль органов государственной власти и местного самоуправления по регулированию экономических процессов и защите отечественного бизнеса от более сильных зарубежных конкурентов и применения новых, более эффективных методов поддержки предпринимательства.

В настоящий момент сложно оценить все последствия от вступления в ВТО, но очевидно, что малый и средний бизнес - наиболее уязвимое экономическое звено, и поэтому меры по поддержке предпринимательства, и в особенности малого и среднего, должны быть выведены как со стороны государства, так и со стороны органов местного самоуправления на качественно новый уровень.

В рамках правительственных мер были упрощены процедуры регистрации предпринимателей, было уменьшено количество проверок, упрощена процедура ведения и предоставления отчетности в налоговые органы, введена патентная система налогообложения.

В Хабаровске разработаны программные мероприятия для оказания помощи начинающим предпринимателям, отдельно выделена программа по вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность, действует программа по поддержке инновационно активных предприятий.

Дальнейшее обеспечение стабильного развития МСП города невозможно без четкой, отлаженной системы мер, направленных на решение приоритетных стратегических задач, обозначенных Стратегическим планом устойчивого развития г. Хабаровска до 2020 г. В свою очередь, от бизнес-сообщества требуется соблюдение принципов социальной ответственности, а также участие в решении стоящих перед городом задач. На муниципальном уровне идеи стратегического управления реализуются в виде программно-целевого планирования.

Время, прошедшее с момента принятия самой первой программы по развитию предпринимательства в 1998 году, доказало эффективность выбранного курса и подтверждает необходимость применения программно-целевого метода для дальнейшего решения задач в данной области.

Указанный метод реализуется через целевые программы, применение которых позволяет определить проблемы развития и разработать план мероприятий, направленных на их преодоление. Помимо этого, обеспечивается систематический контроль за результатами работ, корректировка программных действий с учетом оперативного изменения ситуации по тем или иным причинам (поступление новых предложений по механизмам поддержки, возникновении необходимости корректировки существующих инструментов поддержки и т.д.).

Данная Программа разработана в соответствии с нормами Федерального закона N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», регулирующего вопросы оказания содействия развитию предпринимательства в России, а также целями и задачами государственной целевой программы Хабаровского края «Развитие малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 2013-2020 годы».

Направленность и ожидаемые результаты реализации данной Программы соответствуют приоритетам, определенным Стратегическим планом устойчивого развития г. Хабаровска до 2020 г., где содействие развитию малого бизнеса является одним из ключевых условий для обеспечения комфортного и безопасного проживания хабаровчан, обеспечения высокого уровня их жизни.

Программа обобщает опыт, накопленный в администрации г. Хабаровска в предыдущих целевых программах по развитию и поддержке субъектов МСП, а также следует основным поручениям Президента Российской Федерации в области организации содействия развитию МСП.

2. Состояние и проблемы развития предпринимательства г. Хабаровска


МСП занимает важное место в структуре экономики города, сохраняя на протяжении лет положительную динамику развития основных показателей деятельности. Именно оно заполняет те ниши и выполняет те функции, которые не готов взять на себя крупный бизнес. Это, прежде всего, услуги населению (бытовые, образовательные, туристические, медицинские и др.), бизнес-услуги (консалтинг, маркетинг, обучение и др.), производство товаров народного потребления (преимущественно продуктовой группы, мебели, метизов, строительных и отделочных материалов), автотранспортные и экспедиционные услуги, пассажирские перевозки.

В соответствии с созданной Правительством Российской Федерации системой оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, действующей уже четыре года, анализ достигнутых значений показателей эффективности работы муниципалитета за 2011 год показал, что за отчетный год были улучшены все семь показателей в сфере развития МСП. Это стало результатом целенаправленной реализации политики администрации города по развитию и поддержке малого бизнеса как необходимого условия формирования среднего класса.

В соответствии с данной методикой оценки эффективности г. Хабаровск по экономическому развитию по-прежнему занимает среди 15 административных центров Сибирского и Дальневосточного федеральных округов 1-е место, опережая ближайшего конкурента - г. Южно-Сахалинск на 20 баллов, в том числе мы твердо лидируем по показателям развития малого и среднего предпринимательства (1 место), инвестиционной деятельности (2-е место).

В ходе оценки деятельности органов местного самоуправления в целом по итогам 2011 года Министерством экономического развития и внешних связей Хабаровского края Хабаровску наряду с двумя другими ключевыми показателями за развитие малого и среднего предпринимательства присвоено 1- е место в рейтинге городских округов и муниципальных районов края.

В 2010-2012 годах в городе сохранилась устойчивая тенденция роста количества субъектов малого бизнеса (включая действующие малые предприятия, микропредприятия и индивидуальных предпринимателей), и к концу 2012 года прогнозное количество субъектов малого предпринимательства составит 24470 единиц, количество действующих индивидуальных предпринимателей - 15670 человек.

Среднесписочная численность занятых в малом бизнесе увеличится на 6,2% к уровню 2010 года и составит 116,8 тыс. человек, их доля в общей численности занятых в экономике города составит по итогам 2012 года 31,8%.

Отраслевая структура малого предпринимательства по-прежнему свидетельствует, что непроизводственная сфера остается более комфортной для развития малого бизнеса в городе Хабаровске, поскольку не требует таких больших вложений капитала, как производственная.

В структуре преобладают предприятия, занимающиеся торговлей и операциями с недвижимостью - 46,4% и 18,2% соответственно. В строительстве занято 13,0%, в обрабатывающих производствах - 7,0%, в транспорте и связи - 6,2%. Наименьшее количество предприятий представляют гостиничный и ресторанный бизнес (1,3%), сельскохозяйственную деятельность (0,9%), медицинские и социальные услуги (0,9%).

Рис. 1


Налоговые поступления от малого и среднего бизнеса в бюджет города составляют более 33% в общей сумме уплаченных налогов в бюджет города. За 2011 год в бюджет города Хабаровска поступило налоговых доходов 5891,3 млн. рублей, в том числе 33,4%, или 1969,6 млн. рублей занимают доходы от субъектов малого и среднего предпринимательства, что на 6,8% больше, чем за 2010 год.

Доля оборота малого бизнеса ожидается на уровне 39% в обороте организаций города по всем видам экономической деятельности, или 226,9 млрд. руб. с ростом к 2010 году - 142%.

Наглядно информация по налоговым поступлениям и доле МСП в объеме оборота по всем видам экономической деятельности представлена на рисунке 1.

Основой работы по оказанию содействия малому бизнесу являются реализуемые администрацией города комплексные и специализированные (отраслевые) программы, направленные на развитие и поддержку МСП.

В 2012 году завершается реализация пятой городской целевой программы «Развитие и поддержки малого и среднего предпринимательства в г. Хабаровске на 2010-2012 годы», разработанной в целях обеспечения благоприятного предпринимательского климата и развития экономики города.

Кроме того, учитывая важность развития молодежного предпринимательства, данное направление в городской программе развития и поддержки предпринимательства сначала было выделено в отдельный раздел, а в 2011 году разработана и реализуется городская целевая программа «Вовлечение молодежи города Хабаровска в предпринимательскую деятельность на 2011-2013 годы», которая направлена, прежде всего, на создание наиболее комфортных и щадящих условий вхождения молодежи в бизнес, на повышение активности молодежного предпринимательства, формирование социально ответственного подхода к ведению бизнеса. Привлечение молодежи к предпринимательской деятельности - это не только увеличение доли малого бизнеса, но и решение проблемы занятости и самореализации молодых людей как личностей.

В рамках реализации приоритетных отраслевых направлений разработана и с 2013 года начнет действовать муниципальная программа «Создание условий по развитию туризма в г. Хабаровске на 2013-2015 годы», которая направлена на увеличение потока иностранных и российских туристов, посещающих город Хабаровск, развитие туристической инфраструктуры, продвижения города как привлекательного туристического центра внутри страны и за рубежом.

На решение проблем инновационного предпринимательства нацелены мероприятия долгосрочной целевой программы «Развитие инновационной деятельности в г. Хабаровске на 2009-2012 годы и на период до 2020 г.».

Для дальнейшего целенаправленного решения поставленных в ней задач в области содействия предприятиям инновационного сектора экономики в 2012 году разработаны и утверждены мероприятия Программы на 2013-2020 годы.

Развитие инновационной деятельности в малом бизнесе приобретает особую роль. Наряду с крупными предприятиями, имеющими спрос на научные разработки и способными реализовать на практике конкретные инновационные проекты, существуют малые инновационные предприятия, участвующие, в зависимости от вида деятельности, в инновационном процессе от научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) до коммерциализации инновационного продукта.

Таким образом, программный подход, применяемый администрацией г. Хабаровска по содействию развитию бизнес-инициатив позволяет проводить планомерную работу по улучшению делового предпринимательского климата, оказывать финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, развивать конкуренцию среди участников локальных рынков и более полно удовлетворять потребности граждан и корпоративных потребителей в современных и качественных товарах, работах и услугах.

Общая сумма финансирования только из бюджета города в 2012 году составила по вышеперечисленным трем программам 37,4 млн. рублей, в том числе:

- по программе развития и поддержки предпринимательства - 22,3 млн. рублей;

- по программе поддержки молодежного предпринимательства - 8,1 млн. рублей;

- по программе развития инновационной деятельности - 7,0 млн. рублей.

Кроме того, предусмотрено предоставление муниципальных бюджетных гарантий субъектам малого и среднего предпринимательства на сумму 10,0 млн. рублей.

В ходе реализации городской целевой программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства на 2010-2012 годы появилась такая новая, более эффективная форма поддержки организаций, образующих инфраструктуру поддержки МСП и непосредственно субъектов МСП, как предоставление субсидий. Субсидии предоставляются как субъектам предпринимательства, так и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, на следующие цели:

- для компенсации части процентной ставки по кредитам, выданным кредитными организациями;

- для компенсации производителям товаров, работ, услуг части расходов на участие в региональных, всероссийских и международных выставках-ярмарках;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»