Важнейшим фактором успешного социально-экономического развития Удмуртской Республики является наличие эффективно функционирующей системы государственного стратегического управления.
Реализация стратегического подхода к управлению социально-экономическим развитием Удмуртской Республики осуществляется в соответствии с документами государственного планирования социально-экономического развития Удмуртской Республики - Стратегией социально-экономического развития Удмуртской Республики на долгосрочную перспективу, прогнозами и программой социально-экономического развития Удмуртской Республики на среднесрочный период.
Разработка и реализация указанных документов осуществляется в соответствии с Законом Удмуртской Республики от 17 июля 2008 года № 33-РЗ «О государственном планировании социально-экономического развития Удмуртской Республики».
Законом Удмуртской Республики от 9 октября 2009 года № 40-РЗ «О Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года» утверждена Стратегия социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года. Законом Удмуртской Республики от 18 декабря 2009 года № 68-РЗ «О Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы» утверждена Программа социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы.
Центральным элементом системы государственного планирования является прогноз. Прогнозирование экономического и социального развития - одна из важнейших задач, формирующих базу для принятия решений на различных уровнях государственного управления. В современных условиях макроэкономические прогнозы служат экономическим ориентиром развития государства на долгосрочную и среднесрочную перспективы.
Прогноз социально-экономического развития Удмуртской Республики разрабатывается на среднесрочный период ежегодно в двух вариантах с учётом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов социально-экономического развития Российской Федерации. Порядок разработки прогноза социально-экономического развития Удмуртской Республики на среднесрочный период регламентирован постановлением Правительства Удмуртской Республики от 1 февраля 2010 года № 15 «Об утверждении порядка разработки прогноза социально-экономического развития Удмуртской Республики на среднесрочный период».
Стратегический подход к управлению социально-экономическим развитием Удмуртской Республики повышает значимость разработки долгосрочного прогноза социально-экономического развития, являющегося основой для планирования деятельности органов государственной власти Удмуртской Республики и определения основных параметров долгосрочных бюджетных проектировок с учетом социально-экономических тенденций развития.
В период действия подпрограммы предстоит внедрить в практику разработку прогноза социально-экономического развития Удмуртской Республики на долгосрочную перспективу. Порядок разработки прогноза социально-экономического развития на долгосрочную перспективу регламентирован постановлением Правительства Удмуртской Республики от 3 октября 2011 года № 348 «Об утверждении Порядка разработки прогноза социально-экономического развития Удмуртской Республики на долгосрочный период».
В практике управления исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики применяются программно-целевые инструменты в виде республиканских и ведомственных целевых программ. Данные инструменты предусмотрены Законом Удмуртской Республики от 17 июля 2008 года № 33-РЗ «О государственном планировании социально-экономического развития Удмуртской Республики». Порядок разработки и реализации республиканских и ведомственных целевых программ утверждён постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 июня 2008 года № 151 «Об утверждении Положения о разработке и реализации республиканских, ведомственных целевых программ». В соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 2 марта 2009 года № 40 «О проведении оценки эффективности реализации республиканских, ведомственных целевых программ» ежегодно осуществляется оценка эффективности реализации республиканских и ведомственных целевых программ.
В 2012 году в республике осуществлялась реализация 71 республиканской и ведомственной целевых программ, 1 региональной программы, 1 социальной программы с объёмом финансирования из бюджета Удмуртской Республики в сумме 5429,8 млн. рублей.
В 2013 году на реализацию 78 республиканских и ведомственных целевых программ, 1 социальной программы из бюджета Удмуртской Республики выделено 4843,9 млн. рублей.
Необходимо отметить низкую долю средств бюджета Удмуртской Республики, распределяемой в рамках целевых программ. Так, в 2010 году этот показатель составил 4,7%, в 2011 году - 6,7%, в 2012 году - 9,9%, в 2013 году - 10,3%. Вместе с тем именно этот показатель используется в мониторингах федеральных органов исполнительной власти для оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также для оценки уровня эффективности бюджетных расходов.
Ещё одной проблемой является недофинансирование целевых программ. Так, по итогам 2010 года фактический объём финансирования целевых программ составил 54,7% от уровня, запланированного в программах, в 2011 году - 41,9%, в 2012 году - 65,9%, в 2013 году - 46,8%. В результате программы выполняются фрагментарно, что, в свою очередь, приводит к невыполнению запланированных целевых индикаторов, а также отражается в целом на оценке эффективности реализации целевых программ.
По итогам 2012 года из 71 целевой программы по 14 программам достигнуты все запланированные целевые индикаторы. По 50 программам процент выполнения составил более 70%, по 3 программам - от 50 до 70%, по 2 программам - от 20 до 50%, по 2 программам - менее 20%.
В соответствии с Положением о порядке проведения оценки эффективности реализации республиканских, ведомственных целевых программ, утверждённым постановлением Правительства Удмуртской Республики от 2 марта 2009 года № 40, ежегодно проводится оценка эффективности реализации республиканских и ведомственных целевых программ. По результатам оценки за 2012 год из 71 реализуемой целевой программы 24 (33,8%) получили высокую оценку эффективности, 45 - удовлетворительную (63,4%), 2 - неудовлетворительную (2,8%). Средняя оценка по всем программам составила 7,8 балла.
В 2013 году Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса» отменена возможность применения программных целевых инструментов в виде долгосрочным программ. В целях приведения нормативных правовых актов Удмуртской Республики в соответствие с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в 2014 году будут отменены нормативные правовые акты Удмуртской Республики, регламентирующие разработку и реализацию республиканских и ведомственных целых программ.
Новым импульсом для развития программно-целевых инструментов в практике государственного управления стала Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года № 1101-р «Об утверждении Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года».
В числе основных направлений указанной Программы:
внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
переход к утверждению «программного» бюджета.
В качестве нового программно-целевого инструмента рекомендуется использовать государственные программы; большую часть бюджетных ассигнований рекомендуется охватить данным инструментом.
Дальнейшее развитие внедрения программно-целевых методов управления в бюджетный процесс предусмотрено в Программе повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года № 2593-р.
Кроме того, разработка и реализация государственных программ в рамках модернизации бюджетного процесса предусмотрена в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утверждённых Председателем Правительства Российской Федерации 31 января 2013 года, а также в проекте федерального закона «О государственном стратегическом планировании».
Правовым основанием для внедрения государственных программ стало принятие Федерального закона от 7 мая 2013 года № 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса».
В целях внедрения программно-целевых принципов организации деятельности органов исполнительной власти Удмуртской Республики и организации перехода к программному бюджету утверждён План мероприятий по внедрению системы программно-целевого управления в исполнительных органах государственной власти Удмуртской Республики (распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 5 марта 2011 года № 135-р «Об утверждении Плана мероприятий по внедрению системы программно-целевого управления в исполнительных органах государственной власти Удмуртской Республики»).
В соответствии с указанным планом в республике проведена следующая работа:
В 2011-2012 годах разработана и утверждена нормативная правовая база:
внесены изменения в Закон Удмуртской Республики от 17 июля 2008 года № 33-РЗ «О государственном планировании социально-экономического развития Удмуртской Республики» (Закон Удмуртской Республики от 10 мая 2011 года № 19-РЗ «О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики «О государственном планировании социально-экономического развития Удмуртской Республики») и в Закон Удмуртской Республики от 22 мая 2008 года № 18-РЗ «О бюджетном процессе в Удмуртской Республике» (Закон Удмуртской Республики от 10 октября 2011 года «О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики «О бюджетном процессе в Удмуртской Республике»);