(в редакции Законов Удмуртской Республики от 10.04.2015 N 15-РЗ, от 08.12.2016 N 83-РЗ, от 25.12.2018 N 96-РЗ)
Зарегистрировано в Управлении Минюста России по УР 26 октября 2009 г. N RU18000200900405
Принят
Государственным Советом
Удмуртской Республики
29 сентября 2009 г. N 326-IV
Статья 1
Утвердить прилагаемую Стратегию социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года.
Настоящий Закон вступает в силу после его официального опубликования.
Президент
Удмуртской Республики
А.А.ВОЛКОВ
г. Ижевск
9 октября 2009 года
N 40-РЗ
СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
(в ред. Законов Удмуртской Республики от 10.04.2015 N 15-РЗ, от 08.12.2016 N 83-РЗ, от 25.12.2018 N 96-РЗ)
1.1. Объем и специализация экономики
В 2007 году объем валового регионального продукта Удмуртской Республики (далее - ВРП) составил 205,8 млрд. рублей. По этому показателю республика занимает 8 место среди субъектов Приволжского федерального округа (далее - ПФО). По объему ВРП на душу населения - 7 место (в 2007 году - 134,1 тыс. рублей на человека). Объем ВРП в 2008 году оценочно составит 240,4 млрд. рублей.
Экономика Удмуртской Республики имеет индустриально-сырьевую специализацию: в структуре ВРП наибольшую долю занимает промышленное производство (около 50%, включая добывающую и обрабатывающую промышленность, производство и распределение электроэнергии, газа и воды), далее следуют оптовая и розничная торговля (11%), сельское хозяйство (8%). Среди секторов промышленности наиболее развиты добыча нефти и машиностроение, включая приборостроение, производство электрооборудования, автомобилестроение, производство вооружений (ракеты, легкое стрелковое оружие).
1.2. Темпы экономического развития
В период с 2000 по 2008 годы ежегодный средний рост ВРП в сопоставимых ценах составлял 104,6%. Объем ВРП за этот период вырос более чем в 4 раза.
Главными двигателями экономического роста Удмуртии в последние десять лет были благоприятная конъюнктура цен на нефть, увеличившийся объем государственного оборонного заказа и рост спроса на продукцию машиностроительного комплекса.
Значительную роль в увеличении темпов роста экономики играли также отрасли, ориентированные преимущественно на потребительский сектор (сфера услуг, торговля, агропромышленный комплекс, автомобилестроение).
Несмотря на наступивший спад в конце 2008 года, вызванный мировым финансово-экономическим кризисом, экономика Удмуртской Республики сохраняет высокий потенциал быстрого восстановления в силу наличия уникального портфеля ресурсов: высокого уровня развития человеческого потенциала, инновационного потенциала, социальных и транспортных инфраструктур.
1.3. Человеческий капитал
В 2008 году в Удмуртской Республике проживало 1530,6 тыс. человек - это 8 место среди субъектов ПФО. Республика является урбанизированным регионом (на ее территории расположено 6 городов и 4 поселка городского типа), хотя доля городского населения (69,2% в 2006 г.) ниже средних значений по ПФО (70,1%) и России (73,0%).
Население Удмуртии является более "молодым": доля населения моложе трудоспособного возраста в Удмуртии составляет 17,4% (2007 год), в ПФО - 16,1%, в России - 16,0%. Лучше показатели и по доле трудоспособного населения в общей численности населения: Удмуртия - 64,4%, ПФО - 63,1%, Россия - 63,4%.
В республике отмечаются более высокие, чем в среднем по округу и стране, показатели рождаемости при более низких показателях смертности: в 2006 году коэффициент рождаемости составил 11,3 родившихся на 100 человек населения (в ПФО - 10,1, в России - 10,4), коэффициент смертности составил 14,3 умерших на 1000 человек населения (в ПФО - 15,6, в России - 15,2).
В настоящее время Удмуртская Республика обладает значительным человеческим потенциалом, выгодно отличающим республику от других регионов ПФО и Российской Федерации. Это подтверждается высокой оценкой республики по индексу развития человеческого потенциала, по которому Удмуртия заняла 6 место в ПФО и 24-е в Российской Федерации в 2007 году.
1.4. Комплексная планировочная система "Ижевская агломерация"
Комплексная планировочная система "Ижевская агломерация" с главным полюсом роста г. Ижевск, а также полюсами роста второго порядка г. Воткинск и г. Сарапул включает в себя территорию 10 муниципальных образований республики: городские округа г. Ижевска, г. Воткинска, г. Сарапула, а также территорию муниципальных районов: Завьяловского, Воткинского, Сарапульского, Камбарского, южную часть Шарканского и Якшур-Бодьинского районов, а также восточную часть Малопургинского района. Здесь проживает свыше 60% населения и расположено 75% предприятий Удмуртии.
Доля отгруженной продукции предприятий, расположенных на территории комплексной планировочной системы "Ижевская агломерация", составляет более 81% от общего объема по республике, доля в объеме платных услуг по крупным и средним организациям республики - 91%.
1.5. Состояние инфраструктур и жилищная политика
Удмуртская Республика имеет высокую транспортную связанность с другими территориями России благодаря проходящим по ее территории федеральным автомобильным и железным дорогам.
В республике активно развивается строительство: в 2008 году объем работ, выполненных по "чистому" виду деятельности "строительство", составил 22357,0 млн. рублей. Жилищное строительство в 2008 году составило 486,4 тыс. кв. м. Особенностью жилищного строительства в Удмуртской Республике является высокая доля индивидуального жилья.
Жилищный фонд Удмуртии имеет высокие показатели благоустройства: на конец 2008 года водопроводом оборудовано 78,5% жилищного фонда, газом - 78,8%, центральным отоплением - 78,7%, канализацией - 67,3%, горячим водоснабжением - 57,1%.
Электроснабжение потребителей Удмуртской Республики осуществляется от источников Удмуртского филиала открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 5", общая установленная мощность которых составляет 480 МВт, а также от Воткинской теплоэлектроцентрали, Глазовской теплоэлектроцентрали и Объединенной энергосистемы Урала.
Удмуртская Республика является энергодефицитной. Для повышения надежности электроснабжения, покрытия роста нагрузок потребуется, в основном, реконструкция существующих и строительство новых сетей мощностью 500 - 35 кВ.
2.1. Долгосрочные тенденции развития экономики Удмуртской Республики
Экономика Российской Федерации находится в тренде долгосрочного роста. Несмотря на экономический кризис, в длительной перспективе экономика продолжит рост, и Российская Федерация сохранит позицию одной из ведущих стран мира по размеру экономики.
Рост валового внутреннего продукта России (далее - ВВП) в период с 2003 по 2007 годы составлял в среднем 107,3% в год, что выше темпов роста за предыдущий период и выше среднего уровня роста мирового ВВП. Рост ВВП по прогнозу Министерства экономического развития России на 2008 год составлял 7,6 - 7,8%. Однако по итогам 2008 года рост составил всего 5,6%.
Несмотря на фактическое замедление роста и увеличение рисков рецессии российской экономики, в долгосрочной перспективе прогнозируется восстановление высоких темпов экономического развития.
Министерство экономического развития России прогнозирует, что развитие до 2020 года будет происходить в два этапа: "консолидация конкурентных преимуществ" и "инновационный прорыв". Рост экономики при этом будет обеспечен переходом от развития "традиционных" секторов к развитию инновационных видов деятельности. На первом этапе рост будет поддержан высокими ценами на нефть (от 50 долларов и выше), что обусловлено сокращением доли "легкой" нефти в общих мировых запасах и росте потребления по странам мира в долгосрочной перспективе.
ВВП Российской Федерации на душу населения должен достичь к 2020 году 30 тыс. долларов, общие затраты на исследования и разработки увеличатся до 2,5 - 3% ВВП, объем экспорта превысит 900 млрд. долларов, при этом экспорт машиностроительной продукции составит 110 - 130 млрд. долларов в год.
Но современная (кризисная) экономическая ситуация открывает перед Удмуртской Республикой как ряд возможностей, так и рисков, которые могут оказать существенное влияние на изменение структуры и объема экономики Удмуртской Республики.
Положительными последствиями кризиса являются:
переход предприятий на производство уникальной (в технологическом или функциональном отношении) продукции в целях подстраивания под сужающийся спрос;
расширение региональной географии сбыта российских компаний и повышение возможностей выхода на мировые рынки;
увеличение возможностей импорта технологий и обмена опыта с иностранными компаниями в аналогичных сферах деятельности;
рост спроса на льготные инвестиционные условия (ввиду дефицита инвестиционной деятельности в России и мире вследствие действия кризиса);
возможности реализации новых инвестиционных проектов ввиду снижения цен на ряд материалов и услуг;
возможности по повышению эффективности экономики, в том числе за счет активного внедрения энергосберегающих технологий.
Рисками экономического кризиса являются:
усиление дифференциации регионов страны по уровню социально-экономического развития;
рост инфляции вследствие роста денежной массы в стране;
рост инфляции вследствие сильной девальвации рубля при высокой доле импорта среди потребительских и промышленных товаров;
импорт инфляции по причине выравнивания внутренних и мировых цен на товары и услуги;
сокращение инвестиционной активности иностранных и российских компаний;
повышение уязвимости российской экономики от негативных тенденций мировой экономики.