____________________________________________________________________
Утратил силу с 22.02.2022 на основании Постановления Правительства Курганской области от 18.02.2022 N 22.
____________________________________________________________________
(с изменениями на 30 декабря 2020 года)
(в ред. Постановлений Правительства Курганской области от 08.07.2014 N 287, от 10.09.2014 N 366, от 28.07.2015 N 247, от 22.09.2015 N 300, от 16.02.2016 N 32, от 24.10.2016 N 343, от 26.12.2016 N 438, от 14.02.2017 N 46, от 12.12.2017 N 471, от 25.12.2017 N 514, от 11.12.2018 N 423, от 03.06.2020 N 178, от 30.12.2020 N 473)
В соответствии с Постановлением Правительства Курганской области от 8 июля 2013 года N 315 "О государственных программах Курганской области" Правительство Курганской области постановляет:
1. Утвердить государственную Программу Курганской области "Природопользование и охрана окружающей среды Курганской области" согласно приложению к настоящему Постановлению.
(в ред. Постановления Правительства Курганской области от 03.06.2020 N 178)
2. Признать утратившими силу:
3. Опубликовать настоящее Постановление в Курганской областной общественно-политической газете "Новый мир".
4. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2014 года.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Вице-Губернатора Курганской области.
(п. 5 в ред. Постановления Правительства Курганской области от 03.06.2020 N 178)
Губернатор Курганской области
О.А.БОГОМОЛОВ
(в ред. Постановления Правительства Курганской области от 30.12.2020 N 473)
Наименование | Государственная программа Курганской области "Природопользование и охрана окружающей среды Курганской области" (далее - государственная программа) |
Ответственный исполнитель | Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области (далее - Департамент) |
Соисполнители | Департамент образования и науки Курганской области; Департамент здравоохранения Курганской области; Департамент экономического развития Курганской области; Управление ветеринарии Курганской области; Государственное казенное учреждение "Территориальный государственный экологический фонд Курганской области"; органы местного самоуправления муниципальных образований Курганской области (по согласованию); предприятия и организации (по согласованию); природопользователи (по согласованию); исполнители работ по государственному контракту; региональный оператор по обращению с твердымиикоммунальными отходами (по согласованию); операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (по согласованию); исполнители работ по договорам; инвестор (по согласованию) |
Подпрограммы | "Развитие лесного хозяйства Курганской области"; "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Курганской области"; "Развитие водохозяйственного комплекса Курганской области"; "Использование и охрана водных объектов Курганской области"; "Охрана и развитие государственных природных заказников Курганской области"; "Охрана и воспроизводство объектов животного мира Курганской области"; "Охрана окружающей среды Курганской области"; "Обращение с отходами на территории Курганской области" |
Цели | Повышение защищенности окружающей среды и обеспечение безопасности жизнедеятельности человека от негативных природных явлений и антропогенного воздействия; устойчивое обеспечение экономики Курганской области запасами природных ресурсов; совершенствование механизмов государственного управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования; обеспечение развития системы охраны, рационального использования, воспроизводства и сохранения природных ресурсов; снижение негативного воздействия объектов хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; сохранение ценных природных комплексов |
Задачи | Обеспечение воспроизводства лесов; организация охраны лесов от пожаров и защиты от вредных организмов; обеспечение организации управления лесами и федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного пожарного надзора на территории Курганской области; воспроизводство (устойчивое развитие) и рациональное использование минерально-сырьевой базы Курганской области; разведка месторождений полезных ископаемых и подземных вод; охрана недр; ликвидация дефицитов водных ресурсов в вододефицитных районах Курганской области; строительство сооружений инженерной защиты и повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений, в том числе бесхозяйных, путем их приведения к безопасному техническому состоянию; восстановление и экологическая реабилитация водных объектов; рациональное использование водных ресурсов; осуществление мониторинга состояния водных объектов и разработка мер по их охране; организация работ по расчистке водных объектов или их частей, по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; реализация мероприятий по сохранению объектов животного мира; сохранение объектов животного мира и среды их обитания на территории Курганской области; укрепление механизмов государственного управления в сфере охраны окружающей среды; создание эффективной и безопасной системы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами; снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду; предотвращение и (или) ликвидация вреда, связанного с загрязнением окружающей среды отходами; сохранение естественных экологических систем и природных ландшафтов, изучение и сохранение биологического разнообразия; развитие форм и методов экологического просвещения, информирования населения о состоянии окружающей среды; повышение качества оказания государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере природопользования и охраны окружающей среды; обеспечение эффективного управления государственными финансами в сфере природопользования и охраны окружающей среды; обеспечение эффективного управления кадровыми ресурсами |
Целевые индикаторы | Лесистость территории Курганской области, процент; объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда, руб./га; прирост запасов подземных вод питьевого и хозяйственно-бытового назначения для водоснабжения населенных пунктов (нарастающим итогом), куб. м/сут.; доля населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях (нарастающим итогом), процент; протяженность расчищенных участков русел рек от загрязнения (нарастающим итогом), километр; протяженность расчищенных участков русел рек для увеличения их пропускной способности (нарастающим итогом), километр; доля протяженности участков русел рек, на которых осуществлены работы по оптимизации их пропускной способности, к общей протяженности участков русел рек, нуждающихся в увеличении пропускной способности (нарастающим итогом), процент; доля учитываемых видов охотничьих ресурсов при осуществлении государственного мониторинга на территории государственных природных заказников Курганской области от общего количества видов охотничьих ресурсов, обитающих на территории Курганской области, процент; индекс численности охотничьих ресурсов по видам: лось, косуля, процент к численности 2010 года; количество объектов регионального государственного экологического надзора, состоящих на государственном учете, единица; доля утилизированных и обезвреженных отходов от общего количества образованных производственных и подобных коммунальным на производстве отходов, процент; доля утилизированных твердых коммунальных отходов в общем количестве образованных твердых коммунальных отходов, процент; доля обработанных твердых коммунальных отходов в общем количестве образованных твердых коммунальных отходов, процент; доля площади Курганской области, занятая особо охраняемыми природными территориями, процент; укомплектованность должностей Департамента, процент; укомплектованность рабочих мест организационной техникой, мебелью, расходными материалами, процент; укомплектованность автотранспортом государственных инспекторов, процент; количество отобранных проб для лабораторных исследований, единица; число обученных групп слушателей, единица |
Сроки реализации | 2014 - 2023 годы |
Объемы бюджетных ассигнований | Общий объем финансирования государственной программы в 2014 - 2023 годах составит 10 864 433,8 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета (по согласованию) - 2 862 725,9 тыс. рублей, в том числе: 2014 год - 250 072,5 тыс. рублей; 2015 год - 211 954,8 тыс. рублей; 2016 год - 213 909,4 тыс. рублей; 2017 год - 227 174,9 тыс. рублей; 2018 год - 293 918,4 тыс. рублей; 2019 год - 377 707,6 тыс. рублей; 2020 год - 383 800,2 тыс. рублей; 2021 год - 280 063,9 тыс. рублей; 2022 год - 302 720,8 тыс. рублей; 2023 год - 321 403,4 тыс. рублей; средства областного бюджета - 1 219 186,8 тыс. рублей, в том числе: 2014 год - 158 711,5 тыс. рублей; 2015 год - 144 834,3 тыс. рублей; 2016 год - 123 687,7 тыс. рублей; 2017 год - 125 199,1 тыс. рублей; 2018 год - 149 080,8 тыс. рублей; 2019 год - 130 933,0 тыс. рублей; 2020 год - 105 586,9,0 тыс. рублей; 2021 год - 100 569,6 тыс. рублей; 2022 год - 90 398,7 тыс. рублей; 2023 год - 90 185,2 тыс. рублей; средства местных бюджетов (по согласованию) - 102 251,1 тыс. рублей, в том числе: 2014 год - 12 006,0 тыс. рублей; 2015 год - 6 260,0 тыс. рублей; 2016 год - 6 832,0 тыс. рублей; 2017 год - 7 063,6 тыс. рублей; 2018 год - 7 498,5 тыс. рублей; 2019 год - 9 294,8 тыс. рублей; 2020 год -14 295,8 тыс. рублей; 2021 год - 14 200,0 тыс. рублей; 2022 год - 12 350,2 тыс. рублей; 2023 год - 12 450,2 тыс. рублей; средства внебюджетных источников (по согласованию) - 6 680 270,0 тыс. рублей, в том числе: 2014 год - 729 491,6 тыс. рублей; 2015 год - 723 185,5 тыс. рублей; 2016 год - 760 951,3 тыс. рублей; 2017 год - 678 909,7 тыс. рублей; 2018 год - 605 077,4 тыс. рублей; 2019 год - 424 708,8 тыс. рублей; 2020 год - 1 244 392,8 тыс. рублей; 2021 год - 594 892,8 тыс. рублей; 2022 год - 349 330,1 тыс. рублей; 2023 год - 569 330,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации | Повышение качества жизни населения Курганской области за счет обеспечения эффективности природопользования и экологической безопасности территорий; повышение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод; стимулирование внедрения экологически безопасных и ресурсосберегающих технологий в промышленном комплексе Курганской области; увеличение площади, покрытой лесной растительностью; сохранение ценных и уникальных природных комплексов и объектов, биологического разнообразия животного и растительного мира; повышение качества оказания государственных услуг, исполнения государственных функций; соответствие рабочих мест по предоставлению государственных услуг в электронном виде установленным требованиям |
Развитие и укрепление природных комплексов, конструктивное природопользование, оздоровление окружающей среды, обеспечение экологического благополучия региона составляют одно из значимых направлений государственной политики, реализуемой Правительством Курганской области. Курганская область имеет достаточный природно-ресурсный, трудовой, инвестиционный и экономический потенциалы, которые формируют перспективные направления развития региона. В свою очередь укрепление промышленного и сельскохозяйственного секторов экономики приводят, как следствие, к необходимости применения комплексного программного подхода для решения обширных задач в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Многоотраслевой характер решаемых вопросов определяет и сложность программных направлений.
В сфере лесного хозяйства:
1. Обеспечение охраны лесов от пожаров. Лесной фонд Курганской области составляет 1825,0 тыс. га, на хвойные леса приходится четвертая часть лесного фонда. Анализ горимости лесов за последние 5 лет показывает, что в зависимости от погодных условий в лесах Курганской области ежегодно возникает от 412 до 1537 пожаров. Более 90% лесных пожаров происходят по вине человека. В целях усиления пожарной устойчивости лесов на территории Курганской области, снижения количества загораний в лесах, сохранения ценных лесных массивов, предотвращения перехода огня на населенные пункты необходимо проведение противопожарного обустройства лесных участков, мониторинга пожарной опасности в лесах, тушения лесных пожаров, благоустройства территории, противопожарной пропаганды.
2. Защита лесов. Лесозащитные мероприятия представляют собой комплекс лесохозяйственных работ, направленных на профилактику, локализацию и ликвидацию очагов вредных организмов, систематические мероприятия, включающие определение санитарного состояния лесов, выявление возникающих очагов вредных организмов. Недостаточные объемы финансирования лесозащитных мероприятий в программный период могут привести к резкому увеличению площади очагов вредных организмов и, как следствие, к гибели лесных насаждений.
3. Воспроизводство лесов. Курганская область относится к числу малолесных областей России. Леса занимают 21,8% территории Курганской области и выполняют, помимо ресурсной, средообразующую, полепочвозащитную, стокорегулирующую, рекреационную и оздоровительную функции. Покрытые лесом земли занимают 1511,1 тыс. га (82,8% от общей площади лесного фонда). В составе основных лесообразующих пород хвойные насаждения занимают 24%, мягколиственные - 76%. По возрастной структуре насаждения характеризуются преобладанием молодняков и средневозрастных насаждений (85% покрытой лесом площади). По состоянию на 1 января 2013 года фонд лесовосстановления составляет 82,3 тыс. га. Для сохранения и увеличения уровня лесистости необходимо проводить работы по воспроизводству лесов.
В сфере недропользования:
Государственными и территориальными балансами запасов полезных ископаемых Курганской области учтены запасы 23 видов полезных ископаемых: уран, вольфрам, молибден, скандий, рений, бокситы, бентонитовые глины, формовочные пески, стекольные пески, минеральные краски, камнесамоцветное сырье, сульфат натрия, минеральные подземные воды, питьевые и технические подземные воды, лечебные грязи, строительный камень, строительные пески, песчано-гравийные породы, кирпично-черепичные глины, керамзитовые глины, трепел, торф, сапропель. Большинство месторождений полезных ископаемых разведано и подготовлено к промышленной эксплуатации, часть из них передана в пользование и разрабатывается.
Кроме перечисленных выше полезных ископаемых на территории Курганской области выявлены месторождения и проявления железных руд, проявления титан-циркониевых россыпей, опок, диатомитов, не учитываемые балансами запасов полезных ископаемых.
Сохраняется сложная ситуация с наличием разведанных подземных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. В некоторых восточных и юго-восточных районах вода завозится из озер и копаней. Поверхностные водные объекты, кроме реки Тобол, не пригодны для организации хозяйственно-питьевого водоснабжения населения из-за качества воды в них.
Комплексная система мер в сфере недропользования будет направлена на последовательное воспроизводство (развитие) минерально-сырьевой базы Курганской области путем проведения геолого-разведочных работ за счет различных источников финансирования, эффективное и рациональное использование минерально-сырьевой базы, на охрану недр.
В области водного хозяйства:
Среди областей Уральского федерального округа Курганская область занимает последнее место по водообеспеченности, что обусловлено природными и экономическими факторами: широким площадным распространением подземных вод с высокой минерализацией (соленых вод), существенным превышением в них предельно допустимых концентраций по ряду элементов (железу, марганцу, бору, брому), спорадическим распространением линз пресных вод, их относительно небольшими размерами и нередко значительной удаленностью от потребителя. Все это усложняет решение проблемы питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения, требует обеспечения системного подхода к разработке и реализации программы геологического изучения недр с целью поисков пресных вод.
В отношении подземных источников водоснабжения Курганская область относится к регионам, где качество питьевых подземных вод не соответствует государственным нормам. Исходя из этого необходимо уделять особое внимание охране и восстановлению водных объектов Курганской области.
Результаты мониторинга за состоянием дна, берегов, изменениями морфометрических особенностей, состоянием водоохранных зон водных объектов способствуют планированию мероприятий по охране водных объектов, в том числе по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов, по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.
Многолетние наблюдения показывают, что качество воды поверхностных водных объектов Курганской области остается неудовлетворительным. Значительное влияние на качество воды оказывают сбросы хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод. В 2012 году со сточными и ливневыми водами в водные объекты Курганской области поступило 46,44 тыс. тонн загрязняющих веществ.