Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 декабря 2020 года N 473


О внесении изменения в постановление Правительства Курганской области от 14 октября 2013 года N 498

____________________________________________________________________
Утратил силу с 22.02.2022 на основании Постановления Правительства Курганской области от 18.02.2022 N 22.
____________________________________________________________________



В целях уточнения содержания нормативного правового акта высшего исполнительного органа государственной власти Курганской области Правительство Курганской области постановляет:


1. Внести в постановление Правительства Курганской области от 14 октября 2013 года N 498 "О государственной программе Курганской области "Природопользование и охрана окружающей среды Курганской области" следующее изменение:


приложение изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.


2. Опубликовать настоящее постановление в установленном порядке.


3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Вице-Губернатора Курганской области.



Губернатор Курганской области
В.М.ШУМКОВ



Приложение
к постановлению
Правительства
Курганской области
от 30 декабря 2020 г. N 473
"О внесении изменения в постановление
Правительства Курганской области
от 14 октября 2013 года N 498"



"Приложение
к Постановлению
Правительства
Курганской области
от 14 октября 2013 г. N 498
"О государственной Программе
Курганской области
"Природопользование и охрана
окружающей среды
Курганской области"



Раздел I. ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ "ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ"

Наименование

Государственная программа Курганской области "Природопользование и охрана окружающей среды Курганской области" (далее - государственная программа)

Ответственный

исполнитель

Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области (далее - Департамент)

Соисполнители

Департамент образования и науки Курганской области; Департамент здравоохранения Курганской области;

Департамент экономического развития Курганской области; Управление ветеринарии Курганской области;

Государственное казенное учреждение "Территориальный

государственный экологический фонд Курганской области";

органы местного самоуправления муниципальных образований

Курганской области (по согласованию);

предприятия и организации (по согласованию);

природопользователи (по согласованию);

исполнители работ по государственному контракту;

региональный оператор по обращению с твердыми

коммунальными отходами (по согласованию);

операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами

     (по согласованию);

исполнители работ по договорам;

инвестор (по согласованию)

Подпрограммы

"Развитие лесного хозяйства Курганской области";

"Развитие и использование минерально-сырьевой базы Курганской области";

"Развитие водохозяйственного комплекса Курганской области"; "Использование и охрана водных объектов Курганской области";

"Охрана и развитие государственных природных заказников Курганской области";

"Охрана и воспроизводство объектов животного мира Курганской области";

"Охрана окружающей среды Курганской области";

"Обращение с отходами на территории Курганской области"

Цели

Повышение защищенности окружающей среды и обеспечение безопасности жизнедеятельности человека от негативных природных явлений и антропогенного воздействия;

устойчивое обеспечение экономики Курганской области запасами природных ресурсов;

совершенствование механизмов государственного управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования; обеспечение развития системы охраны, рационального использования, воспроизводства и сохранения природных ресурсов;

снижение негативного воздействия объектов хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

сохранение ценных природных комплексов

Задачи

Обеспечение воспроизводства лесов;

организация охраны лесов от пожаров и защиты от вредных

организмов;

обеспечение организации управления лесами и федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного пожарного надзора на территории Курганской области;

воспроизводство (устойчивое развитие) и рациональное использование минерально-сырьевой базы Курганской области; разведка месторождений полезных ископаемых и подземных вод;

охрана недр;

ликвидация дефицитов водных ресурсов в вододефицитных районах Курганской области;

строительство сооружений инженерной защиты и повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений, в том числе бесхозяйных, путем их приведения к безопасному техническому состоянию;

восстановление и экологическая реабилитация водных объектов;

рациональное использование водных ресурсов;

осуществление мониторинга состояния водных объектов и разработка мер по их охране;

организация работ по расчистке водных объектов или их частей, по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий;

реализация мероприятий по сохранению объектов животного мира;

сохранение объектов животного мира и среды их обитания на территории Курганской области;

укрепление механизмов государственного управления в сфере охраны окружающей среды;

создание эффективной и безопасной системы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;

снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду;

предотвращение и (или) ликвидация вреда, связанного с загрязнением окружающей среды отходами;

сохранение естественных экологических систем и природных ландшафтов, изучение и сохранение биологического разнообразия;

развитие форм и методов экологического просвещения, информирования населения о состоянии окружающей среды; повышение качества оказания государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере природопользования и охраны окружающей среды;

обеспечение эффективного управления государственными финансами в сфере природопользования и охраны окружающей среды;

обеспечение эффективного управления кадровыми ресурсами

Целевые

индикаторы

Лесистость территории Курганской области, процент;

объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда, руб./га;

прирост запасов подземных вод питьевого и хозяйственно-бытового назначения для водоснабжения населенных пунктов (нарастающим итогом), куб. м/сут.;

доля населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях (нарастающим итогом), процент;

протяженность расчищенных участков русел рек от загрязнения (нарастающим итогом), километр;

протяженность расчищенных участков русел рек для увеличения их пропускной способности (нарастающим итогом), километр;

доля протяженности участков русел рек, на которых осуществлены работы по оптимизации их пропускной способности, к общей протяженности участков русел рек, нуждающихся в увеличении пропускной способности (нарастающим итогом), процент;

доля учитываемых видов охотничьих ресурсов при осуществлении государственного мониторинга на территории государственных природных заказников Курганской области от общего количества видов охотничьих ресурсов, обитающих на территории Курганской области, процент;

индекс численности охотничьих ресурсов по видам: лось,

косуля, процент к численности 2010 года;

количество объектов регионального государственного

экологического надзора, состоящих на государственном учете,

единица;

доля утилизированных и обезвреженных отходов от общего количества образованных производственных и подобных коммунальным на производстве отходов, процент;

доля утилизированных твердых коммунальных отходов в общем количестве образованных твердых коммунальных отходов, процент;

доля обработанных твердых коммунальных отходов в общем количестве образованных твердых коммунальных отходов, процент;

доля площади Курганской области, занятая особо охраняемыми природными территориями, процент;

укомплектованность должностей Департамента, процент; укомплектованность рабочих мест организационной техникой, мебелью, расходными материалами, процент;

укомплектованность автотранспортом государственных инспекторов, процент;

количество отобранных проб для лабораторных исследований, единица;

число обученных групп слушателей, единица

Сроки

реализации

2014 - 2023 годы

Объемы

бюджетных

ассигнований

Общий объем финансирования государственной программы в 2014 - 2023 годах составит 10 864 433,8 тыс. рублей, в том числе:

средства федерального бюджета (по согласованию) -

2 862 725,9 тыс. рублей, в том числе:

2014 год - 250 072,5 тыс. рублей;

2015 год - 211 954,8 тыс. рублей;

2016 год - 213 909,4 тыс. рублей;

2017 год - 227 174,9 тыс. рублей;

2018 год - 293 918,4 тыс. рублей;

2019 год - 377 707,6 тыс. рублей;

2020 год - 383 800,2 тыс. рублей;

2021 год - 280 063,9 тыс. рублей;

2022 год - 302 720,8 тыс. рублей;

2023 год - 321 403,4 тыс. рублей;

средства областного бюджета - 1 219 186,8 тыс. рублей, в том числе:

2014 год - 158 711,5 тыс. рублей;

2015 год - 144 834,3 тыс. рублей;

2016 год - 123 687,7 тыс. рублей;

2017 год - 125 199,1 тыс. рублей;

2018 год - 149 080,8 тыс. рублей;

2019 год - 130 933,0 тыс. рублей;

2020 год - 105 586,9,0 тыс. рублей;

2021 год - 100 569,6 тыс. рублей;

2022 год - 90 398,7 тыс. рублей;

2023 год - 90 185,2 тыс. рублей;

средства местных бюджетов (по согласованию) -

102 251,1 тыс. рублей, в том числе:

2014 год - 12 006,0 тыс. рублей;

2015 год - 6 260,0 тыс. рублей;

2016 год - 6 832,0 тыс. рублей;

2017 год - 7 063,6 тыс. рублей;

2018 год - 7 498,5 тыс. рублей;

2019 год - 9 294,8 тыс. рублей;

2020 год -14 295,8 тыс. рублей;

2021 год - 14 200,0 тыс. рублей;

2022 год - 12 350,2 тыс. рублей;

2023 год - 12 450,2 тыс. рублей;

средства внебюджетных источников (по согласованию) -

6 680 270,0 тыс. рублей, в том числе:

2014 год - 729 491,6 тыс. рублей;

2015 год - 723 185,5 тыс. рублей;

2016 год - 760 951,3 тыс. рублей;

2017 год - 678 909,7 тыс. рублей;

2018 год - 605 077,4 тыс. рублей;

2019 год - 424 708,8 тыс. рублей;

2020 год - 1 244 392,8 тыс. рублей;

2021 год - 594 892,8 тыс. рублей;

2022 год - 349 330,1 тыс. рублей;

2023 год - 569 330,0 тыс. рублей

Ожидаемые

результаты

реализации

Повышение качества жизни населения Курганской области за счет обеспечения эффективности природопользования и экологической безопасности территорий;

повышение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод; стимулирование внедрения экологически безопасных и ресурсосберегающих технологий в промышленном комплексе Курганской области;

увеличение площади, покрытой лесной растительностью; сохранение ценных и уникальных природных комплексов и объектов, биологического разнообразия животного и растительного мира;

повышение качества оказания государственных услуг, исполнения государственных функций;

соответствие рабочих мест по предоставлению государственных услуг в электронном виде установленным требованиям



Раздел II. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ


Развитие и укрепление природных комплексов, конструктивное природопользование, оздоровление окружающей среды, обеспечение экологического благополучия региона составляют одно из значимых направлений государственной политики, реализуемой Правительством Курганской области. Курганская область имеет достаточный природно-ресурсный, трудовой, инвестиционный и экономический потенциалы, которые формируют перспективные направления развития региона. В свою очередь укрепление промышленного и сельскохозяйственного секторов экономики приводят, как следствие, к необходимости применения комплексного программного подхода для решения обширных задач в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Многоотраслевой характер решаемых вопросов определяет и сложность программных направлений.


В сфере лесного хозяйства:


1. Обеспечение охраны лесов от пожаров. Лесной фонд Курганской области составляет 1825,0 тыс. га, на хвойные леса приходится четвертая часть лесного фонда. Анализ горимости лесов за последние 5 лет показывает, что в зависимости от погодных условий в лесах Курганской области ежегодно возникает от 412 до 1537 пожаров. Более 90% лесных пожаров происходят по вине человека. В целях усиления пожарной устойчивости лесов на территории Курганской области, снижения количества загораний в лесах, сохранения ценных лесных массивов, предотвращения перехода огня на населенные пункты необходимо проведение противопожарного обустройства лесных участков, мониторинга пожарной опасности в лесах, тушения лесных пожаров, благоустройства территории, противопожарной пропаганды.


2. Защита лесов. Лесозащитные мероприятия представляют собой комплекс лесохозяйственных работ, направленных на профилактику, локализацию и ликвидацию очагов вредных организмов, систематические мероприятия, включающие определение санитарного состояния лесов, выявление возникающих очагов вредных организмов. Недостаточные объемы финансирования лесозащитных мероприятий в программный период могут привести к резкому увеличению площади очагов вредных организмов и, как следствие, к гибели лесных насаждений.


3. Воспроизводство лесов. Курганская область относится к числу малолесных областей России. Леса занимают 21,8% территории Курганской области и выполняют, помимо ресурсной, средообразующую, полепочвозащитную, стокорегулирующую, рекреационную и оздоровительную функции. Покрытые лесом земли занимают 1511,1 тыс. га (82,8% от общей площади лесного фонда). В составе основных лесообразующих пород хвойные насаждения занимают 24%, мягколиственные - 76%. По возрастной структуре насаждения характеризуются преобладанием молодняков и средневозрастных насаждений (85% покрытой лесом площади). По состоянию на 1 января 2013 года фонд лесовосстановления составляет 82,3 тыс. га. Для сохранения и увеличения уровня лесистости необходимо проводить работы по воспроизводству лесов.


В сфере недропользования:


Государственными и территориальными балансами запасов полезных ископаемых Курганской области учтены запасы 23 видов полезных ископаемых: уран, вольфрам, молибден, скандий, рений, бокситы, бентонитовые глины, формовочные пески, стекольные пески, минеральные краски, камнесамоцветное сырье, сульфат натрия, минеральные подземные воды, питьевые и технические подземные воды, лечебные грязи, строительный камень, строительные пески, песчано-гравийные породы, кирпично-черепичные глины, керамзитовые глины, трепел, торф, сапропель. Большинство месторождений полезных ископаемых разведано и подготовлено к промышленной эксплуатации, часть из них передана в пользование и разрабатывается.


Кроме перечисленных выше полезных ископаемых на территории Курганской области выявлены месторождения и проявления железных руд, проявления титан-циркониевых россыпей, опок, диатомитов, не учитываемые балансами запасов полезных ископаемых.


Сохраняется сложная ситуация с наличием разведанных подземных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. В некоторых восточных и юго-восточных районах вода завозится из озер и копаней. Поверхностные водные объекты, кроме реки Тобол, не пригодны для организации хозяйственно-питьевого водоснабжения населения из-за качества воды в них.


Комплексная система мер в сфере недропользования будет направлена на последовательное воспроизводство (развитие) минерально-сырьевой базы Курганской области путем проведения геолого-разведочных работ за счет различных источников финансирования, эффективное и рациональное использование минерально-сырьевой базы, на охрану недр.


В области водного хозяйства:


Среди областей Уральского федерального округа Курганская область занимает последнее место по водообеспеченности, что обусловлено природными и экономическими факторами: широким площадным распространением подземных вод с высокой минерализацией (соленых вод), существенным превышением в них предельно допустимых концентраций по ряду элементов (железу, марганцу, бору, брому), спорадическим распространением линз пресных вод, их относительно небольшими размерами и нередко значительной удаленностью от потребителя. Все это усложняет решение проблемы питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения, требует обеспечения системного подхода к разработке и реализации программы геологического изучения недр с целью поисков пресных вод.


В отношении подземных источников водоснабжения Курганская область относится к регионам, где качество питьевых подземных вод не соответствует государственным нормам. Исходя из этого необходимо уделять особое внимание охране и восстановлению водных объектов Курганской области.


Результаты мониторинга за состоянием дна, берегов, изменениями морфометрических особенностей, состоянием водоохранных зон водных объектов способствуют планированию мероприятий по охране водных объектов, в том числе по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов, по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.


Многолетние наблюдения показывают, что качество воды поверхностных водных объектов Курганской области остается неудовлетворительным. Значительное влияние на качество воды оказывают сбросы хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод. В 2012 году со сточными и ливневыми водами в водные объекты Курганской области поступило 46,44 тыс. тонн загрязняющих веществ.


Возрастающее хозяйственное использование рек и водосборных площадей, изъятие значительной части стока, отведение в реки загрязненных сточных вод приводит к загрязнению и заилению русел рек, уменьшению глубин в реках и невозможности безопасного пропуска повышенных расходов паводковых вод. В связи с уменьшением пропускной способности в период прохождения паводков, вода выходит из русел рек, что приводит к затоплению населенных пунктов, повреждению зданий и сооружений, разрушению инженерных коммуникаций. Большие половодья и паводки в Курганской области повторяются раз в 10 - 25 лет. В зону затопления паводками 1% обеспеченности попадают 260 населенных пунктов, 300 тыс. га пойменных земель в основном сельскохозяйственного назначения.


Уровень обеспеченности населенных пунктов Курганской области сооружениями инженерной защиты от негативного воздействия вод остается низким. На территории Курганской области учтено 87 гидротехнических сооружений, из них 44 комплекса гидротехнических сооружений прудов и водохранилищ, 36 водооградительных (водозащитных) дамб, 6 дамб обвалования хранилищ жидких отходов и золошлакоотвалов, 1 берегоукрепление.


Построенные 30 и более лет назад гидротехнические сооружения в результате физического износа и ненадлежащей эксплуатации находятся в состоянии, не соответствующем требованиям норм и правил безопасности гидротехнических сооружений. Неудовлетворительный уровень безопасности имеют 57 гидротехнических сооружений, из них 56 - находятся в муниципальной собственности и являются бесхозяйными гидротехническими сооружениями.


В первую очередь необходимо завершить капитальный ремонт инженерной защиты города Кургана от паводков реки Тобол и Северо-западного, Южного и Западного участков водозащитных дамб комплекса инженерной защиты от паводка на реке Тобол в селе Глядянское Притобольного района Курганской области.


Решение поставленных задач требует реализации комплексной системы мер. Мероприятия по развитию водохозяйственного комплекса Курганской области необходимо осуществлять с использованием программно-целевого метода.


В сфере охраны и воспроизводства объектов животного мира:


В настоящее время являются актуальными минимизация негативных изменений в естественных экологических системах, поддержание разнообразия животного мира. На решение данной задачи направлено развитие сети государственных природных заказников регионального значения, соблюдение режима их особой охраны, охрана объектов животного мира на территориях таких заказников, а также обеспечение сохранения охотничьих ресурсов на всей территории Курганской области.


К анализу процессов, происходящих в животном мире, в охотничьем хозяйстве Курганской области, нужен комплексный подход. Происходящие перемены из-за изменения возрастной структуры лесонасаждений, растущего антропогенного воздействия на природную среду привели к качественным изменениям среды обитания охотничьих ресурсов, повлекли за собой цепь процессов, приведших к смене биоценозов на больших территориях. На данный момент на территории Курганской области отсутствуют сведения о характеристиках категорий охотничьих угодий по занимаемым площадям и их хозяйственному использованию, бонитировка общедоступных охотничьих угодий, нормативно не утверждены границы общедоступных охотничьих угодий, не определены зеленые зоны вокруг населенных пунктов, воспроизводственные, нагонные участки, необходимые для сохранения и воспроизводства охотничьих ресурсов и среды их обитания. Первоочередной задачей является разработка схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Курганской области (далее - Схема), которая обеспечит получение объективной и достоверной информации о состоянии и численности охотничьих ресурсов, позволит достичь максимального хозяйственного эффекта, рационально планировать использование возобновляемого ресурса без нанесения ущерба природной среде. Кроме того, разработка Схемы обеспечит наполнение государственного охотхозяйственного реестра актуальной документированной информацией.


Государственной программой предусмотрена реализация комплекса мероприятий, направленных на сохранение ресурсного потенциала, интенсификацию развития охотничьего хозяйства Курганской области, решение задач в области охраны, воспроизводства охотничьих ресурсов и повышения продуктивности охотничьих угодий, устойчивое использование охотничьих ресурсов, устойчивое социально-экономическое развитие Курганской области, обеспечение эффективной занятости населения в данной отрасли хозяйства.


Одним из направлений решения описанных проблем является развитие и поддержание на территории Курганской области сети государственных природных заказников регионального значения, которая включает в себя 16 зоологических заказников и 2 комплексных (ландшафтных) заказника. Это позволит решать вопросы соблюдения режима особой охраны заказников, охраны объектов животного мира на территории заказников, контроля за их использованием, улучшения естественной кормовой емкости угодий.


В области охраны окружающей среды:


Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников в динамике за последние 20 лет снижается, что обусловлено переводом объектов теплоэнергетики на газовое топливо, установкой газо- и пылеочистного оборудования, внедрением современных технологий. Объем выбросов в 2012 году составил 41,1 тыс. тонн (в том числе в городе Кургане - 17,8 тыс. тонн). В то же время индекс загрязнения атмосферного воздуха в городе Кургане остается высоким.


Доля транспорта в общем объеме выбросов в атмосферный воздух достигает 70%. В 2012 году объем выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников составил 77,6 тыс. тонн, в том числе в г. Кургане - 20,1 тыс. тонн.


Фонд особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) регионального значения Курганской области включает в себя: 18 государственных природных заказников регионального значения площадью 407,38 тыс. га, 99 памятников природы общей площадью 30,63 тыс. га. Утверждены округа горно-санитарной охраны трех лечебно-оздоровительных местностей площадью 44,7 тыс. га. Общая площадь, занимаемая ООПТ, составляет 6,8% площади Курганской области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»