Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 сентября 2011 года N 463

О целевой программе Курганской области "Использование и охрана водных объектов Курганской области на 2012-2014 годы"

г.Курган

(с изменениями от 25 июня 2012 года, от 24 декабря 2012 года)

(ПРИЗНАНО УТРАТИВШИМ СИЛУ:
Постановление Правительства Курганской области от 14.10.2013 г. N 498: НГР RU45000201300669)

(ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Постановление Правительства Курганской области от 25.06.2012 г. N 296: НГР RU45000201200265;
Постановление Правительства Курганской области от 24.12.2012 г. N 635: НГР RU45000201201109)

В соответствии с Законом Курганской области от 8 декабря 2010 года N 78 "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" Правительство Курганской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить целевую программу Курганской области "Использование и охрана водных объектов Курганской области на 2012-2014 годы" согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Опубликовать настоящее постановление в Курганской областной общественно-политической газете "Новый мир".

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Курганской области - директора Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области Некрасова И.Н.

(Пункт 3 в редакции постановления Правительства Курганской области от 24.12.2012 г. N 635: НГР RU45000201201109)

Губернатор Курганской области О.А. Богомолов

Приложение
к постановлению Правительства
Курганской области
от 26 сентября 2011 года N 463
"О целевой программе
Курганской области
"Использование и охрана водных
объектов Курганской области
на 2012-2014 годы"

Целевая программа Курганской области "Использование и охрана водных объектов Курганской области на 2012-2014 годы"

Паспорт целевой программы Курганской области "Использование и охрана водных объектов Курганской области на 2012-2014 годы"

Наименование

Целевая программа Курганской области "Использование и охрана водных объектов Курганской области на 2012-2014 годы" (далее - Программа)

Заказчик

Правительство Курганской области

Исполнитель-координатор

Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области

Разработчик

Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области

Исполнители

Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области;

 организации (по согласованию, на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством )

Цели и задачи

Цели:
 создание условий для эффективного управления водными ресурсами;

 выявление и прогнозирование развития негативных процессов на водных объектах;

 обеспечение охраны водных объектов или их частей;
предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация его последствий;

 улучшение экологического состояния и обеспечение благоприятных условий  для жизнедеятельности населения Курганской области. Задачи:
 рациональное использование водных ресурсов;

 осуществление мониторинга состояния водных объектов и
 разработка мер по их охране, в том числе:
 мониторинга за состоянием дна, берегов, изменениями морфометрических особенностей, за состоянием водоохранных зон водных объектов или их частей, в которых проявляются негативные гидроморфологические процессы;
мониторинга качества вод по гидрохимическим показателям, показателям загрязнения донных отложений водных объектов, в наибольшей степени подвергающихся природному и антропогенному воздействию;

 мониторинга качества вод водных объектов, поступающих с сопредельных территорий в период весеннего половодья по гидрохимическим показателям;

 определение протяженности береговых линий водных объектов в границах городских и сельских поселений Курганской области;
определение (нанесение на землеустроительные карты) границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов или их частей, испытывающих антропогенное воздействие, с закреплением их на местности специальными информационными знаками;

 организация работ по расчистке водных объектов или их частей;
разработка проектно-сметной документации по охране водных объектов или их частей, по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий

Целевые индикаторы

Протяженность участков наблюдений за состоянием дна, берегов,
 Индикаторы изменениями морфометрических особенностей, за состоянием водоохранных зон водных объектов или их частей, км;
количество отчетов, полученных по результатам мониторинга качества вод по гидрохимическим показателям, показателям загрязнения донных отложений водных объектов, шт.;
количество отчетов, полученных по результатам мониторинга качества вод водных объектов, поступающих с сопредельных территорий в период весеннего половодья, по гидрохимическим показателям, шт.;

 количество отчетов, полученных по результатам определения протяженности береговой линии водных объектов в границах городских и сельских поселений Курганской области, требующей установления границ водоохранных зон (участков водных объектов, испытывающих антропогенное воздействие), шт.;
протяженность расчищенных участков русел рек от загрязнения, км;

 протяженность расчищенных участков русел рек для увеличения их пропускной способности, км;

 численность населения, проживающего на территории, подверженной негативному воздействию вод, чел.;
площадь расчистки озер, га;

 протяженность установленных (нанесенных на землеустроительные карты) водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов или их частей, испытывающих антропогенное воздействие, км;

 протяженность закрепленных на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов или их частей специальными информационными знаками, км;

 количество разработанных проектов по охране водных объектов или их частей, по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, шт.

Сроки и этапы реализации

2012-2014 годы:
 1  этап - 2012 год;

 2  этап -2013 год;

 3  этап-2014 год

Финансовое обеспечение

Планируемый объем финансирования Программы - 114336,800 тысячи рублей, в том числе:
 за счет средств федерального бюджета (по согласованию) в 2012-2014 годах составит 93331,800 тысячи рублей, в том числе по годам:
 в 2012 году - 35476,800 тысячи рублей;
в 2013 году - 28927,500 тысячи рублей;
в 2014 году - 28927,500 тысячи рублей;

 за счет средств областного бюджета в 2012-2014 годах составит 21005,000 тысячи рублей, в том числе по годам:
 в 2012 году - 6200,000 тысячи рублей;
в 2013 году - 6200,000 тысячи рублей;
в 2014 году - 8605,000 тысячи рублей

Ожидаемые конечные результаты

2012 год;

 протяженность участков наблюдений за состоянием дна, берегов, изменениями морфометрических особенностей, за состоянием водоохранных зон водных объектов или их частей - 61,1 км;
количество отчетов, полученных по результатам мониторинга качества вод по гидрохимическим показателям, показателям загрязнения донных отложений водных объектов, - 7;
количество отчетов, полученных по результатам мониторинга качества вод водных объектов, поступающих с сопредельных территорий в период весеннего половодья, по гидрохимическим показателям, - 7;

 количество отчетов, полученных по результатам определения протяженности береговой линии водных объектов в границах городских и сельских поселений Курганской области, требующей установления границ водоохранных зон (участков водных объектов, испытывающих антропогенное воздействие), - 3;
протяженность расчищенных участков русел рек от загрязнения - 0,15 км;

 протяженность расчищенных участков русел рек для увеличения их пропускной способности - 1,45 км;

 численность населения, проживающего на территории, подверженной негативному воздействию вод, - 735 чел.;
площадь расчистки озер - 5 га;

 протяженность  установленных  (нанесенных  на
 землеустроительные карты) водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов или их частей, испытывающих антропогенное воздействие, - 29,08 км;

 протяженность закрепленных на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов или их частей специальными информационными знаками -16,8 км;
количество разработанных проектов по охране водных объектов или их частей, по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий -1.
 2013   год:
 протяженность участков наблюдений за состоянием дна, берегов, изменениями морфометрических особенностей, за состоянием водоохранных зон водных объектов или их частей -112 км;
количество отчетов, полученных по результатам мониторинга качества вод по гидрохимическим показателям, показателям загрязнения донных отложений водных объектов, - 7;
количество отчетов, полученных по результатам мониторинга качества вод водных объектов, поступающих с сопредельных территорий в период весеннего половодья, по гидрохимическим показателям, - 7;

 количество отчетов, полученных по результатам определения протяженности береговой линии водных объектов в границах городских и сельских поселений Курганской области, требующей установления границ водоохранных зон (участков водных объектов, испытывающих антропогенное воздействие), - 3;
протяженность расчищенных участков русел рек от загрязнения - 0,342 км;

 протяженность расчищенных участков русел рек для увеличения их пропускной способности - 0,48 км;

 численность населения, проживающего на территории, подверженной негативному воздействию вод, - 905 чел.;
площадь расчистки озер - 6 га;

 протяженность закрепленных на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов или их частей специальными информационными знаками -12,28 км;
количество разработанных проектов по охране водных объектов или их частей, по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий -1.
 2014   год:
 протяженность участков наблюдений за состоянием дна, берегов, изменениями морфометрических особенностей, за состоянием водоохранных зон водных объектов или их частей -118,9 км;
количество отчетов, полученных по результатам мониторинга качества вод по гидрохимическим показателям, показателям загрязнения донных отложений водных объектов, - 7;
количество отчетов, полученных по результатам мониторинга качества вод водных объектов, поступающих с сопредельных территорий в период весеннего половодья, по гидрохимическим показателям, - 7;

 количество отчетов, полученных по результатам определения протяженности береговой линии водных объектов в границах городских и сельских поселений Курганской области, требующей установления границ водоохранных зон (участков водных объектов, испытывающих антропогенное воздействие), - 3;
протяженность расчищенных участков русел рек от загрязнения - 0,3 км;

 протяженность расчищенных участков русел рек для увеличения их пропускной способности -1,0 км;

 численность населения, проживающего на территории, подверженной негативному воздействию вод, - 1355 чел.;
протяженность  установленных  (нанесенных  на
 землеустроительные карты) водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов или их частей, испытывающих антропогенное воздействие, - 33,25 км;

 протяженность закрепленных на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов или их частей специальными информационными знаками -11,55 км;
количество разработанных проектов по охране водных объектов или их частей, по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий - 2

(Паспорт целевой программы Курганской области в редакции постановления Правительства Курганской области от 24.12.2012 г. N 635: НГР RU45000201201109)

(Паспорт целевой программы Курганской области в редакции постановления Правительства Курганской области от 25.06.2012 г. N 296: НГР RU45000201200265)

Раздел I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Курганская область располагается на стыке Урала и Сибири, в юго-восточной части Западно-Сибирской низменности.

Потенциальный ресурс поверхностных вод на территории Курганской области представлен бассейном реки Тобол с главными притоками Уй, Исеть и Миасс, которые формируют свой основной сток на территориях Свердловской области, Челябинской области, Тюменской области и Республики Казахстан.

Речная сеть Курганской области принадлежит к бассейну Карского моря. Почти вся территория Курганской области расположена в бассейне реки Тобол, и лишь восточные районы относятся к Тобол-Ишимскому междуречью и являются бессточной зоной. Наиболее развита речная сеть в северо-западных и западных районах Курганской области, менее развита - на юге и практически отсутствуют реки на востоке Курганской области.

На территории Курганской области протекает 449 водотоков общей протяженностью 5175,6 км, из них 74,5% - мельчайших водотоков длиной менее 10 км, 15,2% - самых малых рек длиной от 10 до 25 км, 8% - малых рек длиной от 26 до 100 км, 1,6% - средних рек длиной от 101 до 500 км и 0,7% - больших более 500 км.

К большим рекам относятся реки Тобол, Исеть и Миасс, суммарная протяженность их в пределах Курганской области составляет 955 км.

Наибольшей по протяженности является река Тобол, ее общая длина составляет 1591 км, в границах Курганской области - 428 км. Наиболее крупными притоками Тобола в пределах Курганской области являются реки Уй, Убаган, Юргамыш, Куртамыш, Алабуга, Суерь.

В Курганской области насчитывается 2943 озера общей площадью 3001 кв. км, что составляет 4% от площади Курганской области. Из общего количества озер: 88,5% - пресные; 9% - соленые; 2,5% - горько-соленые. Наиболее богаты озерами юго-восточные районы. Только в трех районах - Петуховском, Макушинском и Частоозерском, территория которых относится к Тобол-Ишимскому междуречью, находятся почти 900 озер - 30%.

Из общего количества озер около 64% являются озерами с площадью до 0,5 кв. км. Крупных озер площадью более 25 кв. км в Курганской области 9. В основном они расположены в восточных районах Курганской области и являются солеными.

По данным землеустройства, общая площадь болот составляет 3839,8 кв. км. Одно из наиболее больших по площади болот - Пышминское - расположено на территории Курганской и Свердловской областей. Общая площадь болота -100 кв. км.

За последние десятилетия обострились экологические проблемы, обусловленные мощным антропогенным воздействием на природные системы. Множество технических и социальных факторов приводят к количественным и качественным изменениям природных и техногенных систем, влекущих за собой изменения условий жизнедеятельности человека как в природной среде, так и в социально-экономической сфере.

Многолетние наблюдения показывают, что качество воды поверхностных водных объектов Курганской области остается неудовлетворительным. На всем протяжении рек и в озерах в пределах Курганской области по значению удельного комбинаторного индекса загрязненности вод вода характеризуется как "грязная", что соответствует 4 классу качества воды.

Реки Курганской области загрязнены соединениями меди, марганца, цинка, железа, легкоокисляемыми и трудноокисляемыми органическими веществами, ионами аммония, нитрит-ионами, сульфатами, фосфатами, фторидами, фенолами, нефтепродуктами.

Наиболее загрязненными являются реки Миасс и Исеть, которые осуществляют транзит загрязняющих веществ из соседних областей. Вода рек поступает на территорию Курганской области уже загрязненной хозяйственно-бытовыми и сточными водами предприятий сопредельных территорий.

Учитывая, что поверхностные водные объекты являются основными источниками (в 2010 году - 81,2% (69,140 млн. куб. м) от общего забора воды) для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения Курганской области, качество воды поверхностных водных объектов имеет особое значение.

Значительное влияние на качество воды оказывают сбросы хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод.

В 2010 году сброс сточных и ливневых вод в водные объекты осуществляли 3Ј водопользователей (34 - сброс сточных вод, 5 - ливневых). Общий объем сточных вод поступивших в водные объекты Курганской области, составил 49,81 млн. куб. м.

В 2010 году со сточными и ливневыми водами в водные объекты Курганское области поступило 55,99 тыс. тонн загрязняющих веществ: нефтепродуктов взвешенных веществ, сухого остатка, синтетических поверхностно-активных веществ сульфатов, хлоридов, азота аммонийного, нитритов, нитратов, фосфора, железа никеля, алюминия, натрия, магния.

Наибольшее количество загрязняющих веществ со сточными водами поступает в бассейн реки Тобол - 83,8% (46,89 тыс. тонн), затем в бассейн реки Исеть - 14% (7,8' тыс. тонн) и реки Миасс -1,6% (0,91 тыс. тонн). На бассейн реки Иртыш (бессточная зона) приходится 0,6% загрязняющих веществ (0,35 тыс. тонн). Подобное распределение загрязняющих веществ по бассейнам рек на территории Курганской области наблюдается стабильно.

Наибольшая нагрузка (более 90%) в бассейне реки Тобол приходится на ее приток - реку Черная, являющуюся основным приемником сточных вод от предприятий города Кургана, на втором месте река Тобол. В бассейне реки Исеть наибольшая нагрузка падает на реку Исеть (более 90%), затем на реку Миасс. Такое распределение нагрузки основных загрязняющих веществ (легкоокисляемые органические вещества, нефтепродукты, взвешенные вещества, азот аммонийный, хлориды, сульфаты, нитраты) на водные объекты сохраняется в течение 5 лет.

По степени очистки сбрасываемая вода относится к категориям: недостаточно-очищенная - 90,2%, загрязненная без очистки - 9,5% и нормативно-очищенная - 0,3%. Структура сбрасываемых сточных вод по бассейнам основных рек (Тобол, Исеть и Миасс) на территории Курганской области в течение последних 5 лет сохраняется.

Для очистки сточных вод в Курганской области функционирует 41 очистное сооружение канализации, в том числе 30 - со сбросом в поверхностные водные объекты. Большинство очистных сооружений не обеспечивают очистку стоков до уровня соответствия установленным нормативам качества.

В результате хозяйственной деятельности и под воздействием природных и антропогенных факторов на поверхностных водных объектах развиваются такие негативные процессы, как заиление, захламление, истощение и переформирование донного рельефа.

Возрастающее хозяйственное использование рек и водосборных площадей, изъятие значительной части стока, отведение в реки загрязненных сточных вод приводит к загрязнению и заилению русел рек, уменьшению глубин в реках и невозможности безопасного пропуска повышенных расходов паводковых вод. В связи с уменьшением пропускной способности в период прохождения паводков, вода выходит из русел рек, что приводит к затоплению населенных пунктов, повреждению зданий и сооружений, разрушению инженерных коммуникаций. Большие половодья и паводки в Курганской области повторяются раз в 10-25 лет. В зону затопления паводками 1% обеспеченности попадают 260 населенных пунктов, 300 тыс. га пойменных земель в основном сельскохозяйственного назначения.

Большое количество природных растворимых и нерастворимых загрязняющих веществ поступает в водные объекты весной с паводковыми водами: растительные остатки, продукты эрозии почвы, разрушения берегов, бытовой мусор, компоненты дорожных покрытий, строительный мусор. Много взвесей и других загрязняющих веществ поступает в водоемы со стоками во время дождей и оттепелей. В результате засорения водных объектов происходит рост и размножение болотной растительности которая вызывает "цветение воды", оказывающее негативное воздействие на экологическое состояние водотоков и водоемов.

Кроме природных загрязняющих факторов большое значение на качество воды оказывает хозяйственная деятельность человека на водосборных площадях водных объектов, связанная с распашкой земель, применением гербицидов и удобрений строительством дорог, мостов и газо-нефте-продуктопроводов. Наличие эти: сооружений влечет увеличение концентрации загрязняющих веществ, их аккумуляции вдоль трасс с последующим их смывом стоками дождевых и талых вод в водные объекты.

Большая часть органических и неорганических веществ, в том числе наиболее опасных и токсичных - тяжелые металлы, полициклические ароматические углеводороды, нефтепродукты, пестициды - накапливаются в донных отложениях. При определенных условиях, приводящих к изменению гидродинамической обстановки состава и свойств воды и других факторов, они могут стать источником вторичного загрязнения водных масс. Кроме того, донные отложения являются средой обитания многочисленных классов бентофауны, и накопление токсичных загрязняющих веществ может привести к изменению их видового состава, к разрушению кормовой базы рыб.

Одной из важных причин возникновения проблемы ухудшения состояния водных объектов является также отсутствие комплексной системы наблюдений - мониторинга за состоянием дна, берегов, изменениями морфометрических особенностей, состоянием водоохранных зон водных объектов или их частей, позволяющей получить данные для принятия решений по улучшению состояния водных объектов.

Мониторинг водных объектов необходимо также осуществлять для экологически-ориентированного использования прибрежных земель с целью уменьшения площадей размыва берегов по территориям, прилегающим к населенным пунктам, транспортным магистралям и инженерным сооружениям, с целью разработки мероприятий по охране водных объектов, берегов от негативного воздействия вод и улучшению их экологического состояния.

Полученные информационные данные по водным объектам будут использованы для предоставления сведений по водным объектам Курганской области водопользователям при заключении договоров водопользования и решений о предоставлении водных объектов в пользование, для внесения сведений в государственный водный реестр в соответствии с Порядком предоставления сведений органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для внесения в государственный водный реестр, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 21 августа 2007 года N 215.

Улучшение экологического состояния поверхностных водных объектов, восстановление народнохозяйственного значения и увеличение водности, уменьшение негативного воздействия паводков на прибрежные территории - важная проблема, решение которой необходимо для повышения уровня благосостояния и комфортности проживания населения и создания условий, способствующих стабильному социально-экономическому развитию Курганской области.

В связи с вышеизложенным одним из приоритетных направлений природоохранной политики на территории Курганской области является оздоровление санитарно-экологической обстановки поверхностных водных объектов. Расчистка русел (участков русел) рек обеспечит удаление накопленных донных отложений, улучшит качество поверхностных вод, защитит население Курганской области от негативного воздействия вод.

Таким образом, масштабное загрязнение поверхностных водных объектов диктует необходимость разработки целевой программы Курганской области.

Реализация мероприятий Программы позволит своевременно реагировать на нарушения водопользователями водного законодательства, что в конечном итоге позволит снизить негативное воздействие промышленного освоения территории на водные объекты, сохранить условия жизни населения Курганской области.

Программа продолжит реализацию государственной политики по улучшению экологической обстановки на территории Курганской области в части выполнения мероприятий, предусмотренных Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года, постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2007 года N 219 "Об утверждении положений об осуществлении государственного мониторинга водных объектов" (далее - постановление Правительства Российское Федерации "Об утверждении положений об осуществлении государственного мониторинга водных объектов").

Раздел II. Цели и задачи Программы


Цели и задачи Программы определены в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении положений об осуществлении государственного мониторинга водных объектов" и Концепцией региональной политики в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области на период до 2015 года, утвержденной распоряжением Правительства Курганской области от 7 сентября 2007 года N 253-р.

Цели Программы:

- создание условий для эффективного управления водными ресурсами;

- выявление и прогнозирование развития негативных процессов на водных объектах;

- обеспечение охраны водных объектов или их частей;

- предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация его последствий;

- улучшение экологического состояния и обеспечение благоприятных условий для жизнедеятельности населения Курганской области.

Задачи Программы:

рациональное использование водных ресурсов;

осуществление мониторинга состояния водных объектов и разработка мер по их охране, в том числе:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»