ПРАВИТЕЛЬСТВО КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 апреля 2012 года N 146
О внесении изменения в постановление Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 года N 457 "О целевой программе Курганской области "Обращение с отходами производства и потребления в Курганской области на 2012-2016 годы"
г. Курган
(ПРИЗНАНО УТРАТИВШИМ СИЛУ:
Постановление Правительства Курганской области от 14.10.2013 г. N 498: НГР RU45000201300669)
В целях повышения эффективности расходования средств областного бюджета на мероприятия в области обращения с отходами производства и потребления в Курганской области Правительство Курганской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 года N 457 "О целевой программе Курганской области "Обращение с отходами производства и потребления в Курганской области на 2012-2016 годы" следующее изменение:
приложение изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Опубликовать настоящее постановление в Курганской областной общественно-политической газете "Новый мир".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Курганской области — директора Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области.
Губернатор Курганской области О.А. Богомолов
Приложение к постановлению
Правительства Курганской области
от 26 апреля 2012 года N 146
"О внесении изменения в постановление
Правительства Курганской области
от 26 сентября 2011 года N 457
"О целевой программе Курганской области
"Обращение с отходами производства и
потребления в Курганской области на 2012-2016 годы"
"Приложение к постановлению
Правительства Курганской области
от 26 сентября 2011 года N 457
"О целевой программе Курганской области
"Обращение с отходами производства и
потребления в Курганской области
на 2012-2016 годы"
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ "Обращение с отходами производства и потребления в Курганской области на 2012-2016 годы"
ПАСПОРТ целевой программы Курганской области "Обращение с отходами производства и потребления в Курганской области на 2012 - 2016 годы"
Наименование | Целевая программа Курганской области "Обращение с отходами производства и потребления в Курганской области на 2012 - 2016 годы" (далее - Программа) |
Заказчик | Правительство Курганской области |
Исполнитель-координатор | Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области |
Разработчик | Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области |
Исполнители | Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области, Департамент здравоохранения Курганской области, Управление ветеринарии Курганской области, управление инвестиций, внешнеэкономической деятельности и межрегиональных связей Правительства Курганской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Курганской области (по согласованию), Государственное казенное учреждение "Территориальный государственный экологический фонд Курганской области" (по согласованию), предприятия и организации (по согласованию) |
Цели и задачи | Цели: |
Целевые индикаторы | - обеспеченность муниципальных районов Курганской области и городских округов Курганской области полигонами твердых бытовых отходов (далее — ТБО); |
Сроки и этапы реализации | 2012- 2016 годы, мероприятия Программы реал изуются в течение всего срока действия Программы |
Финансовое обеспечение | Средства областного бюджета — 343,75 млн. руб.: |
Ожидаемые | Предотвращение вредного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье человека путем: |
Раздел I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Функционирование производства и обеспечение жизненных процессов населения Курганской области ежегодно сопровождаются образованием более 440 видов отходов разных классов опасности.
В Курганской области, по данным статистической отчетности, ежегодно образуется порядка 600 - 800 тыс. тонн отходов производства и потребления.
Из общего объема отходов производства и потребления к отходам 1 класса (чрезвычайно опасные отходы) и 2 класса (высокоопасные отходы) относится менее 1%, на отходы 3 класса (умеренно опасные отходы) приходится 3-9%, 4 класс (малоопасные отходы) составляет 30 - 45%, 5 класс (практически неопасные отходы) -50 - 60% отходов.
На территории Курганской области ежегодно образуется до 200 тыс. тонн ТБО, 50-160 тыс. тонн золошлаков от сжигания углей, 200 и более тыс. тонн лома черных и цветных металлов, 20 - 30 тыс. тонн отходов литейного производства, более 20 тыс. тонн зерновых отходов, 20 — 40 тыс. тонн отходов деревообработки.
Доля использованных и обезвреженных отходов в 2010 году составила 66,1% (средний показатель за 2005-2010 годы - 60,0%). За 2010 год предприятиями и организациями вторично использовано или передано для обезвреживания 440,435 тыс. тонн отходов.
Переработкой и обезвреживанием отходов производства и потребления на территории Курганской области занимаются более 20 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. На 1 января 2011 года 45 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей имеют лицензии на деятельность по сбору, переработке, обезвреживанию отходов, на осуществление посреднической деятельности по сбору и передаче отходов.
Из отходов производства повторно используются: лом черных металлов, отходы при добыче нерудных полезных ископаемых, отходы деревообработки и пластмассы, отходы строительного щебня, потерявшего потребительские свойства, навоз крупного рогатого скота и свиней, отходы обработки зерна, литейного производства, золошлаки от сжигания углей. В число обезвреженных входят: отходы солей, гальваношламы, ртутьсодержащие лампы, эмульсионные смеси для механической обработки, отработанные масла, опилки, песок и обтирочный материал, загрязненные минеральными маслами, отходы чистящих и моющих средств, шламы нефти и нефтепродуктов. Вместе с тем на территории Курганской области не обеспечено обезвреживание и захоронение медицинских и ветеринарных отходов. Деятельность по переработке и обезвреживанию отходов сосредоточена в городе Кургане, в муниципальных районах Курганской области предприятия по переработке отходов отсутствуют.
В период с 2004 по 2010 год на объектах размещения отходов ежегодно захоранивается до 39 % образованных отходов. Среди них основная доля приходится на отходы 4-го и 5-го классов опасности (до 90 % и более). Технологии первичного дифференцированного сбора и сортировки ТБО на территории Курганской области отсутствуют.
Образованные в городе Кургане бытовые отходы размещаются на полигоне ТБО, расположенном в Кетовском районе. Фактически объект функционирует с 1988 года и требует реконструкции. В городе Шадринске объекту размещения отходов уже почти 50 лет. Только в 6 административных центрах муниципальных районов Курганской области и 2% поселений, не являющихся административными центрами муниципальных районов Курганской области, объекты размещения отходов оборудованы в соответствии с экологическими и санитарно-гигиеническими требованиями.
С учетом степени риска для окружающей среды, в том числе и для здоровья населения Курганской области, необходимо осуществить вывоз и размещение на специализированном полигоне 37,5 % отходов запрещенных и (или) непригодных к применению пестицидов и агрохимикатов, имеющихся на территории Курганской области, и обеспечить безопасное хранение отходов пестицидов, оставшихся на территории области, В настоящее время отходы пестицидов размещены в 83 объектах в 21 районе Курганской области, городских округах Кургане и Шадринске. Большое количество разрозненных мест хранения затрудняет проведение контроля за объектами и обеспечение безопасного хранения отходов пестицидов.
Несмотря на ежегодное увеличение потребления энергосберегающих источников света, на территории Курганской области действует только один пункт приема отработанных люминесцентных ламп, расположенный в городе Кургане и осуществляющий сбор и демеркуризацию ртутьсодержащих отходов. Кроме того, срок эксплуатации демеркуризационной установки истек, и требуется ее замена.
Имеющаяся в настоящее время система обращения с отходами в Курганской области не обеспечивает безопасное размещение отходов, создает угрозу загрязнения окружающей среды. С учетом прогнозируемого социально-экономического развития Курганской области с ростом благосостояния граждан ожидается увеличение количества образующихся отходов, включая как промышленные, так и бытовые, что еще более усугубит существующую проблему обращения с отходами.
Таким образом, для решения обозначенной проблемы необходима реализация взаимосвязанных мероприятий, направленных на снижение негативного влияния отходов на окружающую среду, обеспечение экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения Курганской области при обращении с отходами.
Программа разработана во исполнение Поручения Президента Российской Федерации от 29 марта 2011 года N Пр-781 и соответствует приоритетам социально-экономического развития Курганской области.
Раздел II. Цели и задачи Программы
Целями Программы являются:
- снижение негативного влияния отходов на окружающую среду;
- обеспечение экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения Курганской области при обращении с отходами.
Для достижения целей Программы необходимо решение следующих задач:
- размещение отходов на объектах, обустроенных в соответствии с требованиями природоохранного законодательства;
вывоз отходов пестицидов с территории Курганской области на специализированный полигон;
- обеспечение безопасного хранения отходов пестицидов на территории Курганской области;
- очистка загрязненных (захламленных) территорий;
- повышение информированности граждан и юридических лиц в вопросах обращения с отходами.
Поставленные в Программе задачи реализуются в течение всего периода действия Программы.
Раздел III. Сроки реализации Программы
С учетом большого объема планируемых к реализации в рамках Программы
мероприятий проект Программы разработан на максимально возможный срок, предусмотренный для целевых программ Курганской области на среднесрочную перспективу (5 лет).
Условиями досрочного прекращения реализации Программы являются снижение ее эффективности, досрочное выполнение мероприятий Программы. Оценка эффективности реализации Программы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Курганской области от 25 мая 2009 года N 292 "О целевых программах Курганской области" (далее — постановление Правительства Курганской области "О целевых программах Курганской области").
Раздел IV. Технико-экономическое обоснование Программы
Финансовое обеспечение мероприятий Программы ориентировано на использование средств областного бюджета, местных бюджетов (по согласованию) и привлечение внебюджетных источников (по согласованию).
Объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета ежегодно уточняется в соответствии с законом Курганской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Основные направления финансирования мероприятий Программы:
- создание инженерной инфраструктуры обращения с отходами;
- ликвидация ущерба, связанного с негативным воздействие отходов на окружающую среду;
- обеспечение мероприятий по вывозу и безопасному хранению отходов пестицидов;
- совершенствование механизмов государственного управления в сфере обращения с отходами;
- экологическое воспитание и образование, информационно-просветительская деятельность в сфере обращения с отходами;
- проведение проектных и научно-исследовательских работ. Предусмотренные Программой мероприятия по проектированию и строительству объектов размещения отходов предполагается осуществлять посредством создания в соответствии с действующим законодательством отдельного хозяйствующего субъекта в виде открытого акционерного общества, 100 процентов акций которого будут являться государственной собственностью Курганской области.
Привлечение внебюджетных инвестиций в реконструкцию действующих полигонов ТБО осуществляется на основании концессионных соглашений.
Раздел V. Распределение объемов финансирования Программы
На финансирование Программы предполагается направить 847,75 млн. руб., в том числе по годам:
2012 год - 234,85 млн. руб.;
2013 год - 295,55 млн. руб.;
2014 год - 134,10 млн. руб.;
2015 год-90,10 млн. руб.;
2016 год-93,15 млн. руб.
Общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 343,75 млн. руб., в том числе по годам:
2012 год - 29,55 млн. руб.;
2013 год - 52,25 млн. руб.;
2014 год - 90,30 млн. руб.;
2015 год-84,30 млн. руб.;
2016 год - 87,35 млн. руб.
Прогнозируемый объем финансирования Программы за счет средств местных бюджетов (по согласованию) составляет 54,00 млн. руб., в том числе по годам:
2012 год-5,30 млн. руб.;
2013 год- 18,30 млн. руб.;
2014 год - 18,80 млн. руб.;
2015 год - 5,80 млн. руб.;