1. Финансовая интервенция. В этом направлении действуют преимущественно две группы субъектов. Первая представлена банковскими структурами российского и межрегионального уровней. Механизм финансовой интервенции в этом случае предполагает аккумуляцию сбережений населения и средств предприятий и их размещение на финансовых рынках других регионов. Вторая группа субъектов - собственники предприятий пищевой, химической и нефтехимическом промышленности, использующие различные финансовые схемы для вывода ресурсов из Воронежской области.
2. Усиление межрегиональной конкуренции на рынках рабочей силы, инвестиций, товаров и услуг. Ее объектами выступают: во-первых, наиболее мобильная и высококвалифицированная часть трудовых ресурсов; во-вторых, традиционная продукция воронежских предприятий, имеющая продукты-аналоги и продукты-заменители широкой номенклатуры, производимые в других регионах страны и за рубежом (мясо-молочная продукция, кондитерские изделия, растительное масло, мебель и др.).
3. Усиливающийся дефицит рабочих кадров. Этот процесс является следствием заметного сжатия системы начального и среднего профессионального образования и слабой мотивации работников, занятых в производстве. В производственной сфере ощущается недостаток рабочих по широкому спектру профессий (токарь, фрезеровщик, станочник широкого профиля и др.). Ситуация усугубляется старением кадров. Существующая система подготовки кадров не справляется с удовлетворением потребностей экономики.
4. Ожидаемое обострение конкуренции на традиционных для воронежских предприятий товарных рынках в связи со вступлением России в ВТО. В настоящее время сохраняется относительно высокая доля импортных товаров как для личного (в частности, по таким группам, как сахар, мясо, кондитерские изделия), так и производственного потребления (поставки импортного оборудования), ограничивающая рынки сбыта воронежских предприятий. Возможным результатом конкуренции может стать утрата традиционных рынков производителями региона либо уменьшение их доли на внутреннем рынке.
5. Рост конкуренции на национальном рынке образовательных услуг, вызванный активной рыночной трансформацией систем высшего образования в ряде регионов страны: Москва, Ростовская, Нижегородская, Самарская области и др. Названные и ряд других регионов отводят высшей школе в реализуемых стратегиях социально-экономического развития ключевую роль в создании новой экономики, определяют экспорт образовательных услуг в качестве стратегического направления ее развития.
6. Сохранение угроз безопасности личности (возникающих, в том числе, на национально-расовой почве).
7. Развитие "ненаблюдаемой" экономики. Доходы теневого оборота не участвуют в формировании регионального бюджета, а часть их конвертируется в СКВ и вывозится за пределы субъекта Российской Федерации. Наемные работники, занятые в теневом бизнесе, лишены социальных гарантий, а их трудовые отношения с работодателями полностью выведены из сферы контроля.
Агрегированные результаты SWOT-анализа Воронежской области представлены в табл. 1.