В посткризисный период в области сложились достаточно благоприятные условия для снижения уровня бедности: достигнуты восстановительный рост экономики области, рост объемов производства промышленности, снижение инфляции.
В результате сдвигов в реальном секторе экономики, увеличения государственных гарантий по оплате труда и пенсионному обеспечению, погашения долгов по заработной плате выросли доходы населения. Темп прироста доходов населения превысил прирост стоимости регионального прожиточного минимума (12% против 9% соответственно).
Однако при общих положительных тенденциях в развитии социально-экономической системы происходит рост бедности. Доля населения области с доходами ниже региональной величины прожиточного минимума (уровень бедности) составила в 2008 году - 19,1%, в 2009 году - 21,2%, в 2010 году - 21,4% от общей численности. По уровню бедности область находится (2011 год) на 76 месте в Российской Федерации и на последнем в ЦФО.
В связи с этим, снижение уровня бедности (до минимальной величины, свойственной наиболее развитым регионам) выдвигается как важнейшая цель Стратегии социально-экономического развития области на период до 2020 года.
Состав задач, решение которых направлено на достижение этой цели, связан с особенностями состояния бедности в Воронежской области. Отличительной особенностью современного этапа является сложная структура бедности. В области могут быть выделены:
- социальная бедность, свойственная многодетным и неполным семьям, одиноким пенсионерам, инвалидам;
- экономическая бедность, отражающая низкий уровень доходов работающего населения ("работающие бедные");
- статистически фиксируемая бедность населения, имеющего фактически более высокие доходы из легальных источников;
- статистически фиксируемая бедность населения, имеющего фактически более высокие доходы за счет теневой экономики.
Проблемы социальной бедности связаны, прежде всего, с состоянием законодательства. В Воронежской области 860 тыс. жителей получают социальные выплаты, пособия, субсидии, которые гарантируются государственными обязательствами, установленными федеральными и региональными органами власти. В структуре социальных выплат 68,5% составляют пенсии. В результате развития системы федеральных и региональных социальных доплат и изменений в пенсионном обеспечении обозначилась тенденция снижения численности малоимущих граждан. Вместе с тем, сохраняется устойчивая тенденция преобладания малоимущих домохозяйств, численность которых составляет 3 и более человек. В связи с этим одним из направлений устранения социальной бедности является поддержка семей с детьми, материнства и детства.
Учитывая общую динамику социальных процессов в регионе, можно рассчитывать на устранение социальной бедности как общественного явления до 2020 года.
Экономическая бедность имеет в Воронежской области "трудоспособное лицо": в общей численности малообеспеченного населения доля трудоспособного населения составляет 64% или 321,5 тыс. человек, из них 222,6 тыс. человек осуществляют трудовую деятельность.
Велико расслоение населения по уровню доходов, коэффициент фондов (децильный коэффициент) вырос в 2009 году до 14,5 раз. На долю 20% наиболее обеспеченных жителей приходились 46,3% всех доходов.
Сокращение неравенства и преодоление бедности в Воронежской области связано, прежде всего, с повышением уровня ее экономического развития, инвестиционной и инновационной активностью, развитием системы социального партнерства.
К 2020 году должна быть решена задача установления в бюджетном и предпринимательском секторах минимума заработной платы на уровне не ниже двукратной величины прожиточного минимума. Для устранения высокой дифференциации по оплате труда бизнес-структуры должны быть ориентированы на снижение разрыва в уровне оплаты труда (по крайним децильным группам) до семикратного.
Одна из задач - приведение статистических данных в соответствие с фактическим положением дел. Разрыв между фиксируемым статистикой и фактическим положением дел связан с наличием в регионе теневого сектора и подтверждается ощутимым разрывом между уровнем официальных доходов и расходов. В 2009 году по числу занятых в неформальном секторе экономики (в процентах к численности занятого населения) область находилась на шестом месте среди регионов страны. Существенные размеры теневого сектора отличают торговлю, строительство, транспорт. Стратегической целью является вывод доходов из теневого сектора.
Решение всех этих задач при условии экономического роста и необходимом институциональном обеспечении позволит сократить уровень бедности в области до величины не выше 5%.