Международная позиция области определяется многими разнонаправленно воздействующими на нее факторами:
- конкурентными преимуществами, проистекающими, прежде всего, из выгод естественно-географического (в том числе приграничного) расположения, историко-культурного потенциала и масштабов развития;
- конкурентоспособностью и устойчивым положением на европейских и других рынках отдельных видов производимых в области товаров (минеральные удобрения, синтетический каучук, оборудование, зерно и другая продукция поставляются более чем в 70 стран мира);
- сложившимися международными связями области и г. Воронежа (6 городов-побратимов в Европе, США, Китае), предприятий (число предприятий с участием иностранного капитала - более 140);
- стабильными международными научно-образовательными контактами высших учебных заведений (ВГУ, ВГАУ, ВГАСУ, ВГТА и др.);
- недостаточной, несмотря на предпринимаемые шаги, известностью Воронежской области в зарубежных государствах;
- разрывом внешнеэкономических связей с некоторыми странами СНГ.
В целом, имеющийся потенциал международного сотрудничества используется областью не в полной мере.
Стратегическая линия инновационного развития народного хозяйства области выдвигает поиск и эффективное использование ресурсов международных связей как одно из актуальных направлений развития.
Для достижения успеха в укреплении позиций Воронежской области в мире необходимо решить ряд задач:
- расширение приграничного сотрудничества в аспекте экспортно-импортных отношений и интенсификации двустороннего движения капиталов и рабочей силы. Активизация движения к интеграции с Еврорегионом "Донбасс", реализация программы создания Еврорегиона на границе Воронежской и Луганской областей, в рамках которых область сможет развивать транспортную и социальную инфраструктуру; обеспечить свободное перемещение через границу граждан и товаров и тем самым способствовать созданию выгодных условий для деятельности бизнеса на приграничных территориях;
- формирование на территории области особой экономической зоны (ОЭЗ) федерального уровня, с целью существенно расширить условия для привлечения прямых иностранных инвестиций, передовых технологий и создания новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала;
- поддержка образования совместных предприятий на территории региона и в приграничной зоне через предоставление налоговых преференций, льготное кредитование;
- расширение функций и усиление позиций области в качестве транспортно-логистического центра за счет строительства на приграничной территории терминала и консигнационного склада с финансированием через государственно-частное партнерство;
- использование возможностей и преимуществ так называемых "сухих портов", создание контейнерного терминала в г. Лиски с целью перенаправления перевозок контейнерных грузов из портов Новороссийска (Россия) и Ильичевска (Украина);
- строительство специализированного конгресс-выставочного центра с задачей позиционирования конкурентных преимуществ воронежской продукции и повышения инвестиционной привлекательности области (с финансированием за счет государственно-частного партнерства).
Для успешного решения этих задач необходимо улучшение управляемости в сфере внешнеэкономической деятельности, повышение эффективности государственного управления внешнеэкономическими связями, в том числе:
- координирование действий органов исполнительной власти и других структур в сфере организации внешнеэкономической деятельности и развития международных связей;
- контроль за государственными расходами на управление внешнеэкономической деятельностью;
- содействие расширению международных контактов предприятий и организаций области, заключению международных договоров и реализации проектов в области инвестиционного и иного сотрудничества.