Ситуацию на рынке труда Воронежской области (в целом, близкую к сложившейся на российском рынке труда) отличают специфические характеристики:
- неустойчивость процессов на полном рынке труда. Безработица в Воронежской области - при том, что ее уровень совпадает с уровнем безработицы в Российской Федерации (7,3%), - выше, чем в среднем по ЦФО (4,5%);
-уровень регистрируемой безработицы при развернутой системе государственной поддержки занятости населения не опускается ниже 1,6%, что свидетельствует о необходимости поиска новых решений, способных повысить занятость населения;
- усложняется структура безработных, увеличивается доля лиц, не имеющих профессионального опыта, с низкой трудовой мотивацией, длительно не работавших;
- сохраняется несоответствие структуры спроса и предложения рабочей силы, прежде всего, в ее профессионально-квалификационных характеристиках. Предприятия испытывают дефицит квалифицированной рабочей силы при одновременном повышении требований работодателей к ее качеству;
- дополнительная потребность региона в кадрах составляет 18 - 20 тыс. человек в год (преимущественно, обрабатывающая промышленность - 5,0 тыс. человек, здравоохранение - 2,7 тыс. человек, оптовая и розничная торговля - 2,7 тыс. человек, гостиничный и ресторанный бизнес - 2,3 тыс. человек). Основным источником пополнения трудовых ресурсов области является миграционный прирост;
- сохранение дискриминации при трудоустройстве молодежи, не имеющей опыта работы, а также женщин, имеющих малолетних детей;
- заметные территориальные (межмуниципальные) различия, очаговый характер безработицы.
Основной целью Стратегии на рынке труда является снижение уровня безработицы за счет сбалансированности его структурных характеристик (профессионально-квалификационных и территориальных) и создание системы эффективного управления потоками трудовых ресурсов, адекватно отражающими изменения в экономике.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
- корректировка управленческих действий по борьбе с безработицей, в том числе путем введения дополнительных к установленным федеральными решениями мер поддержки из средств регионального бюджета и на основе государственно-частного партнерства;
- снижение диспропорций на рынке труда за счет расширения временной занятости, прежде всего, в муниципальных образованиях с недостаточным количеством вакантных рабочих мест;
- поддержка занятости населения в проблемных муниципальных образованиях региональными органами власти и управления. Развитие внутриобластной трудовой миграции;
- усиление реального взаимодействия всех социальных партнеров в сфере подготовки кадров по специальностям, востребованным народным хозяйством региона.
Реализация этих мер должна обеспечить достижение в 2020 году:
- уровня полной безработицы не выше 5,0 - 5,5%;
- уровня регистрируемой безработицы не выше 1,0%.
Миграционные процессы оказывают положительное влияние на рынок труда региона, компенсируя потери, вызванные демографическими процессами. Темп миграции в регионе более высок, чем в среднем в Российской Федерации.
Миграционная политика области должна быть ориентирована на достижение сбалансированности на рынке труда. Достижение этой цели зависит от следующих решений:
- улучшение структуры миграционных потоков, повышение доли высококвалифицированных специалистов;
- сокращение выбытия специалистов, востребованных на региональном рынке труда, в другие регионы страны и зарубежные государства, возвращение в регион убывших ранее;
- расширение возможностей переселения в Воронежскую область на постоянное место жительства соотечественников из-за рубежа (решение этой задачи связано с упрощением процедуры их натурализации);
- поддержка внутрирегиональной миграции, переселение экономически активного населения по линиям "город - село" и "село - город", способствующее развитию предприятий и проблемных административно-территориальных образований.
Показатели, характеризующие развитие миграционных процессов:
- миграционный прирост должен составить в 2020 году 10000 человек;
- коэффициент миграционного прироста - 45 человек на 10000 человек населения.
Для более эффективного решения поставленных задач необходимо принятие целевой долгосрочной миграционной программы.
Состояние профессионального образования характеризуется смещением его структуры в сторону высшего образования. Состояние профессионального образования в Воронежской области воспроизводит российские тенденции (смещение структуры, жесткость образовательных стандартов и программ, часть которых слабо связана с рынком труда), но, в то же время, имеет и отличительные черты: