Недействующий

О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 02.06.2017)


3.9. Рынок труда, миграционная политика, профессиональное образование


Ситуацию на рынке труда Воронежской области (в целом, близкую к сложившейся на российском рынке труда) отличают специфические характеристики:

- неустойчивость процессов на полном рынке труда. Безработица в Воронежской области - при том, что ее уровень совпадает с уровнем безработицы в Российской Федерации (7,3%), - выше, чем в среднем по ЦФО (4,5%);

-уровень регистрируемой безработицы при развернутой системе государственной поддержки занятости населения не опускается ниже 1,6%, что свидетельствует о необходимости поиска новых решений, способных повысить занятость населения;

- усложняется структура безработных, увеличивается доля лиц, не имеющих профессионального опыта, с низкой трудовой мотивацией, длительно не работавших;

- сохраняется несоответствие структуры спроса и предложения рабочей силы, прежде всего, в ее профессионально-квалификационных характеристиках. Предприятия испытывают дефицит квалифицированной рабочей силы при одновременном повышении требований работодателей к ее качеству;

- дополнительная потребность региона в кадрах составляет 18 - 20 тыс. человек в год (преимущественно, обрабатывающая промышленность - 5,0 тыс. человек, здравоохранение - 2,7 тыс. человек, оптовая и розничная торговля - 2,7 тыс. человек, гостиничный и ресторанный бизнес - 2,3 тыс. человек). Основным источником пополнения трудовых ресурсов области является миграционный прирост;

- сохранение дискриминации при трудоустройстве молодежи, не имеющей опыта работы, а также женщин, имеющих малолетних детей;

- заметные территориальные (межмуниципальные) различия, очаговый характер безработицы.

Основной целью Стратегии на рынке труда является снижение уровня безработицы за счет сбалансированности его структурных характеристик (профессионально-квалификационных и территориальных) и создание системы эффективного управления потоками трудовых ресурсов, адекватно отражающими изменения в экономике.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

- корректировка управленческих действий по борьбе с безработицей, в том числе путем введения дополнительных к установленным федеральными решениями мер поддержки из средств регионального бюджета и на основе государственно-частного партнерства;

- снижение диспропорций на рынке труда за счет расширения временной занятости, прежде всего, в муниципальных образованиях с недостаточным количеством вакантных рабочих мест;

- поддержка занятости населения в проблемных муниципальных образованиях региональными органами власти и управления. Развитие внутриобластной трудовой миграции;

- усиление реального взаимодействия всех социальных партнеров в сфере подготовки кадров по специальностям, востребованным народным хозяйством региона.

Реализация этих мер должна обеспечить достижение в 2020 году:

- уровня полной безработицы не выше 5,0 - 5,5%;

- уровня регистрируемой безработицы не выше 1,0%.

Миграционные процессы оказывают положительное влияние на рынок труда региона, компенсируя потери, вызванные демографическими процессами. Темп миграции в регионе более высок, чем в среднем в Российской Федерации.

Миграционная политика области должна быть ориентирована на достижение сбалансированности на рынке труда. Достижение этой цели зависит от следующих решений:

- улучшение структуры миграционных потоков, повышение доли высококвалифицированных специалистов;

- сокращение выбытия специалистов, востребованных на региональном рынке труда, в другие регионы страны и зарубежные государства, возвращение в регион убывших ранее;

- расширение возможностей переселения в Воронежскую область на постоянное место жительства соотечественников из-за рубежа (решение этой задачи связано с упрощением процедуры их натурализации);

- поддержка внутрирегиональной миграции, переселение экономически активного населения по линиям "город - село" и "село - город", способствующее развитию предприятий и проблемных административно-территориальных образований.

Показатели, характеризующие развитие миграционных процессов:

- миграционный прирост должен составить в 2020 году 10000 человек;

- коэффициент миграционного прироста - 45 человек на 10000 человек населения.

Для более эффективного решения поставленных задач необходимо принятие целевой долгосрочной миграционной программы.

Состояние профессионального образования характеризуется смещением его структуры в сторону высшего образования. Состояние профессионального образования в Воронежской области воспроизводит российские тенденции (смещение структуры, жесткость образовательных стандартов и программ, часть которых слабо связана с рынком труда), но, в то же время, имеет и отличительные черты: