Стратегическая цель совершенствования управления государственной и муниципальной собственностью может быть определена как повышение ее экономической и социальной эффективности. К ожидаемым эффектам могут быть отнесены: рост качества продукции, работ, услуг, производимых и оказываемых предприятиями, организациями и учреждениями, использующими государственное и муниципальное имущество; рост доходов работников государственных (муниципальных) предприятий и учреждений; увеличение инвестиций в государственный сектор экономики и социальную сферу региона; прирост (абсолютный и относительный) неналоговых доходов регионального бюджета.
Основные направления совершенствования управления государственной и муниципальной собственностью:
1. Совершенствование институционального обеспечения деятельности предприятий государственного сектора.
2. Формирование и расширение сферы действия государственно-частного партнерства (государство - муниципалитет - частный бизнес) в экономике и социальной сфере региона.
3. Обновление содержания функций управления в сфере имущественно-земельных отношений.
4. Обеспечение прозрачности отношений и формирование конкурентной среды.
5. Ориентация на решение социальных проблем.
6. Активная позиция органов государственной власти и местного самоуправления в создании условий усиления роли бизнеса в решении социальных проблем.
Меры реализации первого направления:
- приватизация государственного (муниципального) имущества Воронежской области, не отвечающего полномочиям органов государственной власти (местного самоуправления) и подведомственных им учреждений;
- преобразование областных государственных (муниципальных) унитарных предприятий в акционерные общества, а при модернизации федерального законодательства - в иные организационно-правовые формы;
- формирование механизмов социальной ответственности и партисипативного управления в организациях государственного сектора экономики.
В рамках второго направления реализуются меры, обеспечивающие привлечение частного бизнеса, в том числе потенциальных инвесторов, к процессам формирования программ и планов приватизации, распоряжения и использования государственного и муниципального имущества. В качестве одного из эффективных инструментов может рассматриваться трастовое управление государственными (муниципальными) предприятиями, передача их имущества в аренду или в собственность при условии последующего привлечения инвестиций, концессионные соглашения. Ожидаемыми эффектами при этом могут стать обновление основных фондов, внедрение ресурсосберегающих технологий (при условии, что получение государственного или муниципального имущества в доверительное управление или концессию осуществляется на долгосрочной основе), привлечение к управлению государственным (муниципальным) имуществом профессиональных участников рынка, рост доходов от использования государственной (муниципальной) собственности.
Важным направлением развития государственно-частного партнерства является формирование институциональной среды, активизирующей процессы интеграции субъектов хозяйствования разных форм собственности. Особенное значение имеют процессы кластеризации, участником которых, наряду с частными структурами, могут становиться государственные организации. Участие организаций государственного сектора экономики в кластерах позволит создать благоприятные условия для повышения их инвестиционной привлекательности, расширить круг субъектов, заинтересованных в их эффективной деятельности, и, в конечном счете, будет способствовать достижению более высоких результатов.
Обновление управления государственной (муниципальной) собственностью (третье направление) сопряжено с реализацией следующих задач:
- оформление права собственности Воронежской области на все принадлежащие им объекты;
- оформление невостребованных земельных долей и земельных участков в собственность сельских (городских) поселений и Воронежской области;
- создание системы кадастра объектов недвижимости, обеспечивающей 100-процентный пространственный учет земельных участков и объектов недвижимости;
- формирование эффективной системы мониторинга процессов развития государственной (муниципальной) собственности, контроля за использованием имущества области, оценка и минимизация рисков при управлении;
- использование механизмов аутсорсинга - передача выполнения отдельных хозяйственных функций органов государственной власти (местного самоуправления) государственным (муниципальным) учреждениям или частным структурам с наделением их правом использования объектов государственной (муниципальной) собственности;
- предоставление земельных участков, государственного (муниципального) имущества для реализации перспективных инвестиционных проектов; предоставление государственных гарантий;
- осуществление PR-кампаний инвестиционной привлекательности экономической деятельности, осуществляемой с использованием объектов государственной (муниципальной) собственности.
Индикаторами достижения стратегической цели совершенствования управления государственной (муниципальной) собственностью являются:
- доходы консолидированного бюджета от использования имущества, находящегося в муниципальной и областной собственности области;
- объем инвестиций, привлеченных в экономику области;
- уровень рентабельности предприятий госсектора (акционерных обществ с долей области, государственных (муниципальных) предприятий);
- обеспеченность государственных (муниципальных) учреждений социального профиля необходимым имуществом для оказания качественных услуг населению.