Достижение стратегических целей развития области в большой мере определяется пространственной организацией ее жизнедеятельности и соответственно качеством местного самоуправления.
Эффективность местного самоуправления существенно зависит от четкости распределения властных полномочий, финансовой обеспеченности, качества организации и доступности общественных услуг.
Развитие местного самоуправления требует реализации следующих мер:
1) в сфере организации:
- совершенствование территориальной организации местного самоуправления, рационализации схемы административно-территориального деления области, преобразования (в том числе за счет объединения) муниципальных образований, не обладающих экономической базой для решения вопросов местного значения;
- усовершенствование разграничения полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления. Освобождение местного самоуправления от участия в решении не свойственных ему задач без государственных финансовых гарантий;
2) в сфере формирования экономической основы местного самоуправления, адекватной составу и сложности возложенных на него задач и полномочий:
- расширение и повышение эффективности хозяйственного использования частным бизнесом объектов муниципальной собственности (передача в концессию, трастовое управление); расширение инструментов государственно-частного партнерства;
- создание в городских округах и муниципальных районах межмуниципальных предприятий и учреждений с целью концентрации ресурсов, расширения объемов и повышения качества общественных благ;
- мониторинг процессов социально-экономического развития местных сообществ, в том числе динамики состояния муниципальной собственности и результатов ее использования;
3) в информационной сфере:
- расширение использования современных информационных технологий в процессах анализа и прогнозирования экономических и финансовых ресурсов местного самоуправления;
- создание электронных реестров и кадастров объектов муниципальной собственности;
- создание в городских округах и муниципальных районах геоинформационной системы для решения задач, оперирующих пространственной информацией;
- организация информационного обмена между налоговыми органами, подразделениями Росстата и администрациями муниципальных образований;
- развитие дистанционных форм взаимодействия органов местного самоуправления с жителями муниципальных образований, в том числе на основе создания интернет-порталов администраций муниципальных образований;
- информирование населения о целях, задачах и деятельности местного самоуправления, обеспечение обязательного общественного обсуждения проектов нормативных актов;
- информационная поддержка территориального общественного самоуправления;
4) в сфере кадрового обеспечения:
- создание постоянно действующей системы переподготовки и повышения квалификации руководителей муниципальных предприятий и учреждений, кадров местного самоуправления, в том числе - на основе магистерской программы "Государственное и муниципальное управление", программы MPA, модульных программ дополнительного профессионального образования;
- предоставление социальных льгот и гарантий специалистам, работающим в органах местного самоуправления сельских поселений.
Успешное решение поставленных задач в значительной мере определяется эффективным исполнением федерального и регионального законодательства в сфере местного самоуправления.