(с изменениями на 18 декабря 2023 года)
(в ред. постановлений администрации Костромской области от 08.04.2014 N 134-а, от 12.12.2014 N 497-а, от 03.04.2015 N 130-а, от 30.04.2015 N 162-а, от 10.09.2015 N 311-а, от 02.11.2015 N 396-а, от 27.01.2016 N 26-а, от 23.03.2016 N 83-а, от 26.12.2016 N 507-а, от 31.03.2017 N 129-а, от 21.08.2017 N 315-а, от 29.01.2018 N 15-а, от 30.03.2018 N 95-а, от 25.06.2018 N 257-а, от 23.07.2018 N 305-а, от 29.10.2018 N 441-а, от 21.01.2019 N 1-а, от 25.02.2019 N 54-а, от 14.05.2019 N 158-а, от 24.06.2019 N 230-а, от 07.10.2019 N 396-а, от 16.12.2019 N 497-а, от 30.03.2020 N 108-а, от 18.05.2020 N 193-а, от 03.08.2020 N 334-а, от 07.12.2020 N 545-а, от 01.04.2021 N 158-а, от 07.06.2021 N 243-а, от 29.11.2021 N 534-а, от 27.12.2021 N 615-а, от 31.03.2022 N 144-а, от 01.08.2022 N 374-а (ред. 29.08.2022), от 31.03.2023 N 126-а, от 07.11.2023 N 479-а, от 04.12.2023 N 542-а, от 18.12.2023 N 567-а)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании постановления администрации Костромской области от 31.07.2023 N 320-а.
____________________________________________________________________
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 294 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", постановлением администрации Костромской области от 28 января 2014 года N 2-а "О порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Костромской области", распоряжением администрации Костромской области от 28 февраля 2013 года N 41-ра "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения Костромской области" администрация Костромской области постановляет:
(в ред. постановлений администрации Костромской области от 08.04.2014 N 134-а, от 03.04.2015 N 130-а, от 29.01.2018 N 15-а)
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Костромской области "Развитие здравоохранения Костромской области".
(в ред. постановления администрации Костромской области от 29.10.2018 N 441-а)
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
Губернатор
Костромской области
С.СИТНИКОВ
Утверждена
постановлением
администрации
Костромской области
от 30 апреля 2013 г. N 195-а
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ"
(в ред. постановлений администрации Костромской области от 12.12.2014 N 497-а, от 03.04.2015 N 130-а, от 30.04.2015 N 162-а, от 10.09.2015 N 311-а, от 02.11.2015 N 396-а, от 27.01.2016 N 26-а, от 23.03.2016 N 83-а, от 26.12.2016 N 507-а, от 31.03.2017 N 129-а, от 21.08.2017 N 315-а, от 29.01.2018 N 15-а, от 30.03.2018 N 95-а, от 25.06.2018 N 257-а, от 23.07.2018 N 305-а, от 29.10.2018 N 441-а, от 21.01.2019 N 1-а, от 25.02.2019 N 54-а, от 14.05.2019 N 158-а, от 24.06.2019 N 230-а, от 07.10.2019 N 396-а, от 16.12.2019 N 497-а, от 30.03.2020 N 108-а, от 18.05.2020 N 193-а, от 03.08.2020 N 334-а, от 07.12.2020 N 545-а, от 01.04.2021 N 158-а, от 07.06.2021 N 243-а, от 29.11.2021 N 534-а, от 27.12.2021 N 615-а, от 31.03.2022 N 144-а, от 01.08.2022 N 374-а (ред. 29.08.2022), от 31.03.2023 N 126-а, от 07.11.2023 N 479-а, от 04.12.2023 N 542-а, от 18.12.2023 N 567-а)
(в ред. постановления администрации Костромской области от 29.10.2018 N 441-а)
1. Ответственный исполнитель государственной программы | Департамент здравоохранения Костромской области |
2. Соисполнители государственной программы | 1) департамент образования и науки Костромской области; 2) департамент по труду и социальной защите населения Костромской области; 3) департамент культуры Костромской области; 4) департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области; 5) департамент информационной политики, анализа и развития коммуникационных ресурсов Костромской области; 6) комитет по физической культуре и спорту Костромской области |
(в ред. постановлений администрации Костромской области от 26.12.2016 N 507-а, от 29.01.2018 N 15-а, от 25.02.2019 N 54-а, от 01.04.2021 N 158-а) | |
3. Подпрограммы государственной программы | 1) профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи; 2) совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации; 3) развитие государственно-частного партнерства; 4) охрана здоровья матери и ребенка; 5) развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей; 6) оказание паллиативной медицинской помощи, в том числе детям; 7) кадровое обеспечение системы здравоохранения; 8) совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях; 9) развитие информатизации в здравоохранении; 10) совершенствование системы территориального планирования Костромской области; 11) организация обеспечения обязательного медицинского страхования граждан Костромской области; 12) энергосбережение и повышение энергетической эффективности в областных государственных бюджетных учреждениях здравоохранения; 13) развитие скорой медицинской помощи |
(в ред. постановлений администрации Костромской области от 02.11.2015 N 396-а, от 27.01.2016 N 26-а, от 21.08.2017 N 315-а) | |
4. Программно-целевые инструменты государственной программы<1> | 1) ведомственная целевая программа "Снижение смертности населения Костромской области от сосудистых заболеваний на 2012-2013 годы"; 2) областные целевые программы: "Развитие здравоохранения Костромской области" на 2010-2014 годы; "Безопасное материнство - здоровье будущей мамы" на 2009-2013 гг.; "Кадры системы здравоохранения Костромской области на 2013-2017 годы" 3) региональные проекты: "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи"; "Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям"; "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями"; "Борьба с онкологическими заболеваниями"; "Развитие экспорта медицинских услуг"; "Обеспечение государственных медицинских организаций Костромской области квалифицированными кадрами"; "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)"; "Старшее поколение"; "Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек" |
(в ред. постановлений администрации Костромской области от 26.12.2016 N 507-а, от 25.02.2019 N 54-а) | |
5. Цель государственной программы | Обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки |
(п. 5 в ред. постановления администрации Костромской области от 21.08.2017 N 315-а) | |
6. Задачи государственной программы | 1) обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи; 2) повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи; 3) организация медицинской помощи больным хронической почечной недостаточностью на территории Костромской области; 4) повышение эффективности службы родовспоможения и детства; 5) развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения, в том числе детей; 6) обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных, в том числе детей; 7) обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами; 8) определение возможности оптимизации медицинской помощи в амбулаторных условиях и повышения доступности для пациентов необходимых лекарственных препаратов; 9) развитие информатизации здравоохранения; 10) совершенствование организации оказания медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; 11) утратил силу; 12) реализация технических, экономических и организационных мер, направленных на эффективное использование топливно-энергетических ресурсов и повышение энергетической эффективности деятельности областных государственных бюджетных учреждений здравоохранения; 13) обеспечение доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам в отрасли здравоохранения; 14) повышение эффективности оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации |
(в ред. постановлений администрации Костромской области от 02.11.2015 N 396-а, от 27.01.2016 N 26-а, от 26.12.2016 N 507-а, от 21.08.2017 N 315-а, от 03.08.2020 N 334-а) | |
7. Сроки, этапы реализации государственной программы | Сроки реализации государственной программы - 2013-2025 годы в два этапа: I этап - 2013-2018 годы; II этап - 2019-2025 годы |
(п. 7 в ред. постановления администрации Костромской области от 31.03.2023 N 126-а) | |
8. Объемы и источники финансирования государственной программы | Всего - 174 542 132,1 тыс. рублей, в том числе: федеральный бюджет - 15 892 293,3 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: 2013 г. - 696 588,6 тыс. рублей; 2014 г. - 458 891,1 тыс. рублей; 2015 г. - 278 259,7 тыс. рублей; 2016 г. - 257 659,0 тыс. рублей; 2017 г. - 244 841,2 тыс. рублей; 2018 г. - 390 208,0 тыс. рублей; 2019 г. - 1 853 040,3 тыс. рублей; 2020 г. - 3 206 244,1 тыс. рублей; 2021 г. - 2 661 852,5 тыс. рублей; 2022 г. - 1 652 584,2 тыс. рублей; 2023 г. - 1 783 500,5 тыс. рублей; 2024 г. - 1 411 754,2 тыс. рублей; 2025 г. - 1 360 890,0 тыс. рублей областной бюджет, всего - 57 252 272,9 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: 2013 г. - 3 081 911,9 тыс. рублей; 2014 г. - 3 549 670,1 тыс. рублей; 2015 г. - 3 876 472,3 тыс. рублей; 2016 г. - 3 880 785,6 тыс. рублей; 2017 г. - 4 018 224,4 тыс. рублей; 2018 г. - 4 442 924,0 тыс. рублей; 2019 г. - 4 609 617,7 тыс. рублей; 2020 г. - 4 811 547,2 тыс. рублей; 2021 г. - 5 479 071,0 тыс. рублей; 2022 г. - 5 636 508,0 тыс. рублей; 2023 г. - 5 782 995,3,0 тыс. рублей; 2024 г. - 2 887 680,1 тыс. рублей; 2025 г. - 5 301 804,2 тыс. рублей в том числе: субсидия на выполнение государственного задания - 18 754 804,4 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: 2013 г. - 872 919,2 тыс. рублей; 2014 г. - 994 168,0 тыс. рублей; 2015 г. - 988 263,2 тыс. рублей; 2016 г. - 1 028 269,1 тыс. рублей; 2017 г. - 1 036 696,9 тыс. рублей; 2018 г. - 1 252 798,9 тыс. рублей; 2019 г. - 1 345 171,1 тыс. рублей; 2020 г. - 1 498 401,6 тыс. рублей; 2021 г. - 1 514 263,5 тыс. рублей; 2022 г. - 1 554 010,1 тыс. рублей; 2023 г. - 1 674 338,0 тыс. рублей; 2024 г. - 1 877 017,0 тыс. рублей; 2025 г. - 1 904 280,0 тыс. рублей иные субсидии, всего - 2 402 238,4 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: 2013 г. - 63 258,4 тыс. рублей; 2014 г. - 28 114,3 тыс. рублей; 2015 г. - 48 180,3 тыс. рублей; 2016 г. - 83 538,5 тыс. рублей; 2017 г. - 119 894,4 тыс. рублей; 2018 г. - 174 843,1 тыс. рублей; 2019 г. - 208 770,6 тыс. рублей; 2020 г. - 262 082,6 тыс. рублей; 2021 г. - 436 578,9 тыс. рублей; 2022 г. - 268 026,9 тыс. рублей; 2023 г. - 187 592,6 тыс. рублей; 2024 г. - 184 418,0 тыс. рублей; 2025 г. - 193 789,3 тыс. рублей; местный бюджет, всего - 486 850,0 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: 2014 г. - 41 600,0 тыс. рублей; 2015 г. - 38 350,0 тыс. рублей; 2016 г. - 42 250,0 тыс. рублей; 2017 г. - 38 350,0 тыс. рублей; 2018 г. - 42 250,0 тыс. рублей; 2019 г. - 38 350,0 тыс. рублей; 2020 г. - 42 250,0 тыс. рублей; 2021 г. - 38 350,0 тыс. рублей; 2022 г. - 42 250,0 тыс. рублей; 2023 г. - 38 350,0 тыс. рублей; 2024 г. - 42 250,0 тыс. рублей; 2025 г. - 42 250,0 тыс. рублей; внебюджетные источники, всего - 100 910 715,9 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: 2013 г. - 4 478 926,0 тыс. рублей; 2014 г. - 5 208 019,6 тыс. рублей; 2015 г. - 5 745 144,1 тыс. рублей; 2016 г. - 5 773 995,7 тыс. рублей; 2017 г. - 6 137 208,3 тыс. рублей; 2018 г. - 7 419 761,1 тыс. рублей; 2019 г. - 8 064 470,2 тыс. рублей; 2020 г. - 8 788 310,9 тыс. рублей; 2021 г. - 8 957 460,1 тыс. рублей; 2022 г. - 9 356 408,6 тыс. рублей; 2023 г. - 10 205 556,7 тыс. рублей; 2024 г. - 10 960 022,1 тыс. рублей; 2025 г. - 10 181 202,5 тыс. рублей; в том числе: средства от предпринимательской деятельности - 445 292,1 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: 2013 г. - 160 170,0 тыс. рублей; 2014 г. - 161 100,0 тыс. рублей; 2015 г. - 25 500,0 тыс. рублей; 2016 г. - 24 500,0 тыс. рублей; 2017 г. - 6 682,0 тыс. рублей; 2018 г. - 6 810,0 тыс. рублей; 2019 г. - 15 702,4 тыс. рублей; 2020 г. - 24 100,5 тыс. рублей; 2021 г. - 15 937,2 тыс. рублей; 2022 г. - 2 530,0 тыс. рублей; 2023 г. - 1 130,0 тыс. рублей; 2024 г. - 1 130,0 тыс. рублей; средства территориального фонда обязательного медицинского страхования Костромской области - 90 324 532,3 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: 2013 г. - 4 318 756,0 тыс. рублей; 2014 г. - 5 046 919,6 тыс. рублей; 2015 г. - 5 719 644,1 тыс. рублей; 2016 г. - 5 749 495,7 тыс. рублей; 2017 г. - 6 130 526,3 тыс. рублей; 2018 г. - 7 412 951,1 тыс. рублей; 2019 г. - 8 003 767,8 тыс. рублей; 2020 г. - 8 720 210,4 тыс. рублей; 2021 г. - 8 898 522,9 тыс. рублей; 2022 г. - 9 311 878,6 тыс. рублей; 2023 г. - 10 147 793,7 тыс. рублей; 2024 г. - 10 864 066,1 тыс. рублей; 2025 г. - 10 180 102,5 тыс. рублей. -------------------------------- <*> Объем финансирования программных мероприятий подлежит уточнению при формировании (изменении) федерального, областного бюджетов на соответствующий финансовый год и на плановый период. Для справки: объем финансирования государственной программы за пределами срока ее реализации в 2026 году составляет 12 581 508,6 тыс. рублей |
(в ред. постановлений администрации Костромской области от 07.12.2020 N 545-а, от 01.04.2021 N 158-а, от 07.06.2021 N 243-а, от 29.11.2021 N 534-а, от 27.12.2021 N 615-а, от 31.03.2022 N 144-а, от 01.08.2022 N 374-а, от 31.03.2023 N 126-а, от 04.12.2023 N 542-а, от 18.12.2023 N 567-а) | |
9. Конечные результаты реализации государственной программы | 1) снижение смертности от всех причин до 12,5 случая на 1000 населения; 2) снижение смертности населения в трудоспособном возрасте до 385,1 случая на 100 000 человек соответствующего возраста; 3) снижение смертности от болезней системы кровообращения до 601,1 случая на 100 000 населения; 4) снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий до 6,0 случая на 100 000 населения; 5) снижение смертности от транспортных травм всех видов к концу 2018 года до 13,7 случая на 100 000 населения; 6) снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) до 227,5 случая на 100 000 населения; 7) снижение смертности от туберкулеза до 1,5 случая на 100000 населения; 8) снижение заболеваемости туберкулезом до 17,0 случая на 100000 населения; 9) достижение доли станций переливания крови, обеспечивающих современный уровень качества и безопасности компонентов крови, в общем количестве станций переливания крови - 100% в 2015 году, далее - на уровне 2015 года; 10) снижение материнской смертности до 22,5 случая на 100000 родившихся живыми; 11) снижение младенческой смертности (смертности детей в возрасте 0-1 года) до 6,2 случая на 1 000 родившихся живыми; 12) снижение потребления алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь) до 6,8 литра на душу населения в год; 13) увеличение коэффициента рождаемости к концу 2018 года до 16,3 единицы; 14) суммарный коэффициент рождаемости (число детей, рожденных одной женщиной на протяжении всего репродуктивного периода (15-49 лет)) к концу 2024 года составит 1,833 единиц; 15) ожидаемая продолжительность жизни при рождении к концу 2024 года составит 77,09 года; 16) сокращение доли государственных медицинских организаций, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве государственных медицинских организаций к концу 2018 года до 4%; 17) удовлетворение потребности отдельных категорий граждан в необходимых лекарственных препаратах и медицинских изделиях, а также специализированных продуктах лечебного питания по программам льготного лекарственного обеспечения до 99,2%; 18) увеличение обеспеченности средними медицинскими работниками, работающими в государственных медицинских организациях, до 106,7 человека на 10 000 населения; 19) увеличение обеспеченности врачами сельского населения до 19,5 человека на 10 000 сельского населения; 20) увеличение обеспеченности средним медицинским персоналом сельского населения до 83,0 человек на 10 000 сельского населения; 21) увеличение обеспеченности врачами клинических специальностей до 74,1 человека на 10 000 сельского населения к концу 2018 года; 22) поддержание соотношения врачей и среднего медицинского персонала - 1/3,3 к концу 2016 года; 23) увеличение отношения средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), к среднемесячной начисленной заработной плате (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц в Костромской области до 200%; 24) увеличение отношения средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к среднемесячной начисленной заработной плате (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц в Костромской области до 100%; 25) увеличение отношения средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к среднемесячной начисленной заработной плате (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц в Костромской области до 100%; 26) достижение доли лечебно-профилактических медицинских организаций, использующих информационные системы ведения первичной информации, - 100% в 2015 году, далее - на уровне 2015 года; 27) увеличение удовлетворенности населения медицинской помощью до 78,5%; 28) увеличение охвата санаторно-курортным лечением пациентов до 13,0%; 29) увеличение количества гемодиализных мест до 58 единиц; 30) обеспеченность койками для оказания паллиативной медицинской помощи до 1,19 койки на 10 000 населения; 31) доведение расходов консолидированного бюджета Костромской области на здравоохранение в части увеличения стоимости основных средств к концу 2018 года до 3 006,0 тыс. рублей; 32) снижение годового удельного расхода потребления электрической энергии за счет внедрения систем энергосбережения и повышения энергетической эффективности в областных государственных бюджетных учреждениях здравоохранения к концу 2020 года до 96,8%; 33) снижение годового удельного расхода тепловой энергии за счет внедрения систем энергосбережения и повышения энергетической эффективности в областных государственных бюджетных учреждениях здравоохранения к концу 2020 года до 92,8%; 34) снижение количества зарегистрированных больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, - активный туберкулез к концу 2018 года до 34,0 случая на 100 000 населения; 35) увеличение обеспеченности врачами (с федеральными медицинскими организациями) к концу 2018 года до 30,9 человека на 10 000 населения; 36) увеличение обеспеченности врачами (без федеральных медицинских организаций) к концу 2018 года до 31,3 человека на 10 000 населения; 37) поддержание доли средств областного бюджета, выделяемой социально ориентированным некоммерческим организациям, в общем объеме средств областного бюджета, выделяемых на предоставление услуг в сфере здравоохранения, с 2020 года на уровне 10,0%; 38) увеличение числа посещений к врачам на 1 сельского жителя в год к концу 2018 года до 5,9 единицы; 39) снижение уровня госпитализации на 100 человек сельского населения к концу 2018 года до 19,9 случая; 40) снижение количества среднего медицинского персонала, приходящегося на 1 врача, до 3,19 человека к концу 2018 года; 41) увеличение обеспеченности врачами, работающими в государственных медицинских организациях, до 42,3 человека на 10 000 населения"; |
(в ред. постановлений администрации Костромской области от 25.02.2019 N 54-а, от 16.12.2019 N 497-а) |
________________
<1> В случае прекращения действия областной либо ведомственной целевой программы в период действия государственной программы конечный результат соответствующей программы учитывается в части взаимосвязи основных параметров государственной программы, а также при определении эффективности реализации государственной программы за весь период ее действия.
(сноска введена постановлением администрации Костромской области от 26.12.2016 N 507-а)
10. Костромская область - субъект Российской Федерации, входит в Центральный федеральный округ.
Площадь - 60 211 кв. км.
Население - 658 906 человек.
Костромская область расположена на северо-востоке Европейской части России. Протяженность с севера на юг - 260 км, с запада на восток - 420 км.
11. Численность населения Костромской области, по данным Госкомстата России, по состоянию на 1 января 2013 года составляет 658 906 человек (городское население - 70,5%). Плотность населения - 10,94 человек на кв. км.
На территории Костромской области проживает более 114 национальностей, значительную часть составляют русские - 96,6%. Трудоспособное население составляет около 59,8%, моложе трудоспособного - 15,7%, старше трудоспособного - 24,5%. Средний возраст населения - 37,8 года.
12. Костромская область имеет выгодное транспортно-географическое положение.
Через территорию Костромской области проходят основные железнодорожные (связывающие г. Москву с г. Владивостоком), водные и автомобильные магистрали, соединяющие северо-западные направления Российской Федерации.
13. Костромская область относится к промышленно-аграрным регионам. Традиционной производственной ориентацией Костромской области является лесное и сельское хозяйство, электроэнергетика и машиностроение, текстильная промышленность.
Основной отраслью экономики Костромской области является промышленность, которая формирует более 30% валового регионального продукта. На втором месте по удельному весу - торговля и общественное питание (14,1%), затем сельское хозяйство (11,0%), транспорт и связь (9,5%). Область обладает богатыми лесосырьевыми ресурсами и является самой лесообеспеченной территорией Центрального федерального округа и занимает шестое место по запасам древесины в европейской части Российской Федерации. Общий запас древесины составляет более 700 млн. куб. м. В общей структуре промышленного производства Костромской области продукция лесопромышленного комплекса занимает второе место после энергетики. На территории региона существуют готовые отраслевые территориальные производственные комплексы, имеющие хороший конкурентный потенциал во всероссийском, а по отдельным направлениям - в международном масштабе. К числу таких комплексов относятся: ювелирные центры в с. Красное-на-Волге и г. Костроме, центр химической промышленности в г. Буе, машиностроительные комплексы в г. Костроме, г. Галиче, судостроительный комплекс в г. Костроме, мясо-молочные комплексы на западе и юге Костромской области; лесной и лесоперерабатывающий комплексы на востоке Костромской области.
Предприятия Костромской области являются лидерами в России по производству нефтегазового и грузоподъемного оборудования, деталей цилиндро-поршневой группы, элементов микропроцессорной системы управления двигателем, продукции судостроения, пряжи хлопчатобумажной, тканей льняных и полульняных, пиломатериалов, древесно-волокнистых и древесно-стружечных плит, фанеры, ламинированных половых и настенных плит.
14. Здравоохранение Костромской области по состоянию на 1 января 2013 года включает в себя 67 юридических лиц, включающих в состав 42 медицинские организации стационарного типа, 95 амбулаторно-поликлинических медицинских организаций (отделений), 18 офисов врачей общей практики, 35 врачебных амбулаторий, 330 фельдшерско-акушерских и фельдшерских пунктов, 80 домовых хозяйств. На территории Костромской области развернуто 5 605 коек стационара, 1 125 коек дневного стационара, 151 койка стационара на дому. Кроме того, жителям Костромской области в рамках программы обязательного медицинского страхования оказывают бесплатную медицинскую помощь 9 частных и ведомственных медицинских организаций.
15. Определяющим фактором в формировании неблагоприятной демографической ситуации в Костромской области на протяжении многих лет остается естественная убыль населения. Однако в результате происходящих демографических процессов, мероприятий социальной политики естественная убыль населения Костромской области планомерно сокращается. Так, с 2003 года она сократилась в 3,8 раза. По итогам 2012 года естественная убыль населения составила 2 099 человек, или 3,2 на 1 000 жителей при 2 877 человек, или 4,4 на 1 000 жителей в 2011 году (в 2010 году естественная убыль составила 5,6 на 1 000 жителей).
16. Начиная с 2000 года Костромская область среди регионов Центрального федерального округа (далее - ЦФО) по рождаемости занимает лидирующие позиции, а с 2003 года находится на первом месте. В 2012 году показатель рождаемости составил 12,8 на 1 000 жителей (рисунок N 1*).
Динамика рождаемости (количество случаев на 1 000 населения)*
________________
* Рисунок N 1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
17. Показатель общей смертности в Костромской области имеет устойчивую, с незначительными колебаниями тенденцию к снижению. За период с 2003 года его значение сократилось на 35,6% и составило 16,0 случаев на 1 000 жителей в 2012 году (рисунок N 2*).
Общая смертность на 1 000 жителей*
________________
* Рисунок N 2 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
18. Основными причинами в структуре общей смертности населения Костромской области остаются болезни системы кровообращения, злокачественные новообразования, травмы и отравления.