Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 08 апреля 2014 года N 134-а

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 30.04.2013 N 195-А

____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании постановления администрации Костромской области от 31.07.2023 N 320-а.
____________________________________________________________________

В целях приведения государственной программы Костромской области "Развитие здравоохранения Костромской области до 2020 года" в соответствие с Законом Костромской области от 19 декабря 2013 года N 476-5-ЗКО "Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов", постановлением администрации Костромской области от 28 января 2014 года N 2-а "О порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Костромской области"

администрация Костромской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в постановление администрации Костромской области от 30 апреля 2013 года N 195-а "Об утверждении государственной программы "Развитие здравоохранения Костромской области до 2020 года" следующие изменения:

1) преамбулу после слов "Развитие здравоохранения"," дополнить словами "постановлением администрации Костромской области от 28 января 2014 года N 2-а "О порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Костромской области";

2) изложить государственную программу "Развитие здравоохранения Костромской области до 2020 года" в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Признать утратившим силу:

постановление администрации Костромской области от 01.04.2013 N 134-а "Об областной целевой программе "Кадры системы здравоохранения Костромской области на 2013 - 2017 годы";

постановление администрации Костромской области от 11.02.2010 N 31-а "Об областной целевой программе "Развитие здравоохранения Костромской области" на 2010-2014 годы".

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Действие пункта 2 настоящего постановления, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года.

Исполняющий обязанности губернатора области

А. Анохин

     Приложение

     Утверждена
     постановлением администрации
     Костромской области
     от 8 апреля 2014 г. N 134-а

Государственная программа Костромской области "Развитие здравоохранения Костромской области до 2020 года"

Раздел I. Паспорт государственной программы Костромской области "Развитие здравоохранения Костромской области до 2020 года"

(далее - государственная программа)


1. Ответственный исполнитель государственной программы

департамент здравоохранения Костромской области

2. Соисполнители государственной программы

1) департамент образования и науки Костромской области;

 2) департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области;

 3) департамент культуры Костромской области;

 4) департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области;

 5) информационно-аналитическое управление Костромской области;

 6) комитет по физической культуре и спорту Костромской области

3. Подпрограммы государственной программы

1) профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи;

 2) совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации;

 3) развитие государственно-частного партнерства;

 4) охрана здоровья матери и ребенка;

 5) развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям;

 6) оказание паллиативной помощи, в том числе детям;

 7) кадровое обеспечение системы здравоохранения;

 8) совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях;

 9) развитие информатизации в здравоохранении;

 10) совершенствование системы территориального планирования Костромской области

4. Программно-целевые
 инструменты государственной
 программы

ведомственная целевая программа "Снижение смертности населения Костромской области от сосудистых заболеваний на 2012-2013 годы"

5. Цель государ-ственной программы

обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям науки

6. Задачи государ-ственной
 программы

1) обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны  здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи;

 2) повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации;

 3) организация медицинской помощи больным хронической почечной недостаточностью на территории Костромской области;

 4) повышение эффективности службы родовспоможения и детства;

 5) развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения, в том числе детей;

 6) повышение качества жизни неизлечимых больных за счет решения физических, психологических и духовных проблем, возникающих при развитии неизлечимого заболевания;

 7) обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами;

 8) определение возможности оптимизации медицинской помощи в амбулаторных условиях и повышения доступности для пациентов необходимых лекарственных препаратов;

 9) развитие информатизации здравоохранения;

 10) совершенствование организации оказания медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи

7. Сроки, этапы
 реализации государстве нной
 программы

сроки реализации государственной программы  - 2013-2020 годы в один этап

8. Объемы и источники финансирования
 государственной программы

Всего 103 152 294,0 тыс. рублей, в том числе:
 федеральный бюджет 18 315 115,4 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
 2013 г. - 714 555,1 тыс. рублей;

 2014 г. - 283 039,8 тыс. рублей;

 2015 г. - 1 908 761,6 тыс. рублей;

 2016 г. - 2 187 491,6 тыс. рублей;

 2017 г. - 4 152 344,6 тыс. рублей;

 2018 г. - 3 819 542,9 тыс. рублей;

 2019 г. - 3 353 413,4 тыс. рублей;

 2020 г. - 1 895 966,4 тыс. рублей;

 областной бюджет 38 075 355,4 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
 2013 г. - 3 121 747,9 тыс. рублей;

 2014 г. - 3 529 254,5 тыс. рублей;

 2015 г. - 3 960 373,4 тыс. рублей;

 2016 г. - 4 326 083,0 тыс. рублей;

 2017 г. - 5 838 601,8 тыс. рублей;

 2018 г. - 5 961 843,7 тыс. рублей;

 2019 г. - 5 773 871,9 тыс. рублей;

 2020 г. - 5 563 579,1 тыс. рублей;

 в том числе:
 субсидия на выполнение государственного задания 8 941 282,8 тыс. руб., в том числе по годам реализации:
 2013 г. - 872 919,2 тыс. рублей;

 2014 г. - 927 972,9 тыс. рублей;

 2015 г. - 977 194,0 тыс. рублей;

 2016 г. - 1 035 190,3 тыс. рублей;

 2017 г. - 1 190 378,4 тыс. рублей;

 2018 г. - 1 249 557,1 тыс. рублей;

 2019 г. - 1 311 678,4 тыс. рублей;

 2020 г. - 1 376 392,4 тыс. рублей;

 иные субсидии 1 488 448,5 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
 2013 г. - 63 258,4 тыс. рублей;

 2014 г. - 52 563,1 тыс. рублей;

 2015 г. - 60 649,0 тыс. рублей;

 2016 г. - 76 806,3 тыс. рублей;

 2017 г. - 397 452,6 тыс. рублей;

 2018 г. - 300 311,5 тыс. рублей;

 2019 г. - 268 075,6 тыс. рублей;

 2020 г. - 269 332,0 тыс. рублей;

 местный бюджет 283 400,0 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
 2014 г. - 41 600,0 тыс. рублей;

 2015 г. - 38 350,0 тыс. рублей;

 2016 г. - 42 250,0 тыс. рублей;

 2017 г. - 38 350,0 тыс. рублей;

 2018 г. - 42 250,0 тыс. рублей;

 2019 г. - 38 350,0 тыс. рублей;

 2020 г. - 42 250,0 тыс. рублей;

 внебюджетные источники всего 46 478 423,3 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
 2013 г. - 4 478 926,0 тыс. рублей;

 2014 г. - 4 798 692,6 тыс. рублей;

 2015 г. - 5 280 120,1 тыс. рублей;

 2016 г. - 5 616 711,2 тыс. рублей;

 2017 г. - 5 978 504,1 тыс. рублей;

 2018 г. - 6 364 941,5 тыс. рублей;

 2019 г. - 6 760 550,4 тыс. рублей;

 2020 г. - 7 199 977,5 тыс. рублей;

 в том числе:
  средства от предпринимательской деятельности 403 270,0 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
 2013 г. - 160 170,0 тыс. рублей;

 2014 г. - 160 700,0 тыс. рублей;

 2015 г. - 25 330,0 тыс. рублей;

 2016 г. - 20 360,0 тыс. рублей;

 2017 г. - 18 390,0 тыс. рублей;

 2018 г. - 17 420,0 тыс. рублей;

 2019 г. - 440,0 тыс. рублей;

 2020 г. - 460,0 тыс. рублей;

  средства территориального фонда обязательного медицинского страхования  46 075 153,3 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
 2013 г. - 4 318 756,0 тыс. рублей;

 2014 г. - 4 637 992,6 тыс. рублей;

 2015 г. - 5 254 790,1 тыс. рублей;

 2016 г. - 5 596 351,2 тыс. рублей;

 2017 г. - 5 960 114,1 тыс. рублей;

 2018 г. - 6 347 521,5 тыс. рублей;

 2019 г. - 6 760 110,4 тыс. рублей;

 2020 г. - 7 199 517,5 тыс. рублей.

9. Конечные
 результаты
 реализации государственной
 программы

1) снижение смертности от всех причин до 15,5 случаев на 1 000 населения;

 2) снижение смертности населения в трудоспособном возрасте до 595,8 случаев на 100 000 человек соответствующего возраста;

 3) снижение смертности от болезней системы кровообращения до 643,5 случаев на 100 000 населения;

 4) снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий до 9,8 случаев на 100 000 населения;

 5) снижение смертности от транспортных травм всех видов до 13,5 случаев на 100 000 населения;

 6) с нижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) до 191,0 (190,0) случая на  100 000 населения;

 7) снижение смертности от туберкулеза до 3,6 случаев на 100 000 населения;

 8) снижение заболеваемости туберкулезом до 34,0 случаев на 100 000 населения;

 9) достижение доли станций переливания крови, обеспечивающих современный уровень качества и безопасности компонентов крови, к концу 2015 года до 100%;

 10) снижение материнской смертности до 23,0 случаев на 100 000 родившихся живыми;

 11) снижение младенческой смертности до 7,3 случаев на  1 000 родившихся живыми;

 12) снижение потребления алкогольной продукции (в пересчете на абсолютный алкоголь) до 6,9 литров на душу населения в год;

 13) увеличение коэффициента рождаемости до 16,3 единиц;

 14) увеличение суммарного коэффициента рождаемости до 1,75 единиц;

 15) увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 74,6 лет;

 16) сокращение доли государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения, здания которых требуют капитального ремонта, в общем количестве государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения до 60%;

 17) удовлетворение потребности отдельных категорий граждан в необходимых лекарственных препаратах и медицинских изделиях, а также специализированных продуктах лечебного питания по программам льготного лекарственного обеспечения до 60,0%;

 18) увеличение обеспеченности врачами до 41,5 на  10 000 населения;

 19) увеличение обеспеченности средним медицинским персоналом до 99,0% на 10 000 населения;

 20) увеличение обеспеченности врачами сельского населения до 13,7 на 10 000 сельского населения;

 21) увеличение обеспеченности средним медицинским персоналом сельского населения до 73,3 на 10 000 сельского населения;

 22) увеличение обеспеченности врачами клинических специальностей до 74, 3 на 10 000 сельского населения;

 23) поддержание соотношения врачей и среднего медицинского персонала 1/3,3;

 24) увеличение соотношения средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе;

 25) увеличение соотношения средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) до 100% от средней заработной платы в соответствующем регионе;

 26) увеличение соотношения средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) до 100% от средней заработной платы в соответствующем регионе;

 27) достижение доли лечебно-профилактических учреждений, использующих информационные системы ведения первичной информации к концу 2015 года до 100%;

 28) увеличение удовлетворенности населения медицинской помощью - 75,0%;

 29) увеличение охвата санаторно-курортным лечением пациентов до 21,0%;

 30) увеличение количества гемодиализных мест к концу 2020 года до 58 единиц;

 31) увеличение числа коек по профилю "паллиативная медицинская помощь" до 0,94 коек на 10  000 населения;

 32) увеличение расходов консолидированного бюджета области на здравоохранение в части увеличения стоимости основных средств до 3 377,5 тыс. рублей

Раздел II. Общая характеристика текущего состояния здравоохранения Костромской области


Костромская область - субъект Российской Федерации, входит в Центральный федеральный округ.

Площадь - 60 211 км.

Население - 658 906 чел.

Костромская область расположена на северо-востоке Европейской части России. Протяжённость с севера на юг - 260 км, с запада на восток - 420 км.

Численность населения области, по данным Госкомстата России, составляет 658 906 человек (городское население - 70,5%.) Плотность населения - 10,94 человек на квадратный километр.

На территории Костромской области проживает более 114 национальностей, значительную часть составляют русские - 96,6%. Трудоспособное население составляет около 59,8%, моложе трудоспособного - 15,7%, старше трудоспособного - 24,5%. Средний возраст населения - 37,8 года.

Костромская область имеет выгодное транспортно-географическое положение.

Через территорию Костромской области проходят основные железнодорожные (связывающие г. Москву с г. Владивостоком), водные и автомобильные магистрали, соединяющие северо-западные направления Российской Федерации.

Костромская область относится к промышленно-аграрным регионам. Традиционной производственной ориентацией Костромской области является лесное и сельское хозяйство, электроэнергетика и машиностроение, текстильная промышленность.

Основной отраслью экономики Костромской области является промышленность, которая формирует более 30% ВРП. На втором месте по удельному весу - торговля и общественное питание (14,1%), затем сельское хозяйство (11,0%), транспорт и связь (9,5%). Область обладает богатыми лесосырьевыми ресурсами и является самой лесообеспеченной территорией Центрального федерального округа и занимает 6 место по запасам древесины в европейской части Российской Федерации. Общий запас древесины составляет более 700 млн. м3. В общей структуре промышленного производства Костромской области продукция лесопромышленного комплекса занимает второе место после энергетики. На территории региона существуют готовые отраслевые территориальные производственные комплексы, имеющие хороший конкурентный потенциал во всероссийском, а по отдельным направлениям - в международном масштабе. К числу таких комплексов относятся: ювелирный центр в с. Красное-на-Волге и г. Костроме; центр химической промышленности в г. Буе; машиностроительный комплекс в г. Костроме, г. Галиче; судостроительный комплекс в г. Костроме; мясомолочные комплексы на западе и юге Костромской области; лесной и лесоперерабатывающий комплексы на востоке Костромской области.

Предприятия Костромской области являются лидерами в России по производству нефтегазового и грузоподъемного оборудования, деталей цилиндро-поршневой группы, элементов микропроцессорной системы управления двигателем, продукции судостроения, пряжи хлопчатобумажной, тканей льняных и полульняных, пиломатериалов, древесноволокнистых и древесностружечных плит, фанеры, ламинированных половых и настенных плит.

Здравоохранение Костромской области по состоянию на 1 января 2013 года включает в себя 67 юридических лиц, включающих с состав 42 учреждения стационарного типа, 95 амбулаторно-поликлинических учреждений (отделений), 18 офисов врачей общей практики, 35 врачебных амбулаторий, 330 фельдшерско-акушерских и фельдшерских пунктов, 80 домовых хозяйств. На территории области развернуто 5 605 коек стационара, 1 125 коек дневного стационара, 151 койка стационара на дому. Кроме того, жителям Костромской области в рамках программы обязательного медицинского страхования оказывают бесплатную медицинскую помощь 9 частных и ведомственных медицинских организаций.

Определяющим фактором в формировании неблагоприятной демографической ситуации в Костромской области на протяжении многих лет остается естественная убыль населения. Однако в результате происходящих демографических процессов, мероприятий социальной политики естественная убыль населения области планомерно сокращается. Так, с 2003 года она сократилась в 3,8 раза. По итогам 2012 года естественная убыль населения составила 2 099 человек, или 3,2 на 1 000 жителей при 2 877 человек, или 4,4 на 1 000 жителей в 2011 году (в 2010 году естественная убыль составила - 5,6 на 1 000 жителей).

Начиная с 2000 года Костромская область среди регионов Центрального федерального округа (далее - ЦФО) по рождаемости занимает лидирующие позиции, а с 2003 года находится на 1 месте. В 2012 году показатель рождаемости составил 12,8 на 1 000 жителей.

Показатель общей смертности в Костромской области имеет устойчивую, с незначительными колебаниями тенденцию к снижению. За период с 2003 года его значение сократилось на 35,6% и составило 16,0 случаев на 1 000 жителей в 2012 году.

Рисунок N 1

Динамика рождаемости (количество случаев на 1 000 населения)

Рисунок N 2

Общая смертность на 1 000 жителей

Основными причинами в структуре общей смертности населения области остаются болезни системы кровообращения, злокачественные новообразования, травмы и отравления.

За 2012 год зарегистрировано снижение смертности от болезней системы кровообращения, травм и отравлений, но вырос показатель смертности от злокачественных новообразований. В 2012 году он составил 234,9 на 100 000 населения, что на 5,6% выше показателя 2011 года (222,3 на 100 000 населения). По структуре смертности первые места занимают злокачественные новообразования легких и бронхов (17,6%), желудка (12,1%), ободочной кишки (8,5%).

В 2012 году в соответствии с заключенным соглашением между Министерством здравоохранения Российской Федерации и администрацией Костромской области из федерального бюджета в область поступили средства в сумме 469,7 млн. рублей. Данные средства направлены на приобретение дорогостоящего медицинского оборудования для ОГБУЗ "Костромской областной онкологический диспансер".

Показатель смертности от болезней кровообращения снизился в 2012 году по отношению к 2011 году на 2,6% и составил 980,0 на 100 000 населения, что выше среднероссийского в 1,3 раза и выше аналогичного показателя по ЦФО в 1,2 раза.

В 2012 году в соответствии с соглашением между Министерством здравоохранения Российской Федерации и администрацией Костромской области из федерального бюджета в область поступили средства из федерального бюджета в сумме 109 999,9 тыс. рублей при условии софинансирования из областного бюджета 26 399,98 тыс. рублей на совершенствование медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями. Департаментом здравоохранения Костромской области, медицинскими учреждениями проведена работа по организации сосудистого центра (определено место его размещения, маршруты движения пациентов, установлена отчетность в соответствии с требованиями Министерства здравоохранения Российской Федерации). Открытие регионального сосудистого центра позволит снизить смертность от болезней системы кровообращения и, как следствие, общую смертность населения Костромской области.

Смертность населения от травм и отравлений в 2012 году снизилась на 14,6% и составила 140,9 на 100 000 населения, но остается выше показателя по Российской Федерации (далее - РФ) (125,5 на 100 000 населения) и по ЦФО (106,9 на 100 000 населения).

Смертность от туберкулеза по сравнению с 2011 годом снизилась на 19,0% и составила 3,8 на 100 000 населения, что ниже среднероссийского уровня (2011 год РФ - 14,2 на 100 000 населения).

Уровень смертности населения в трудоспособном возрасте (на 100 000 населения) снизился на 5,4% с 225,7 в 2011 году до 213,6 в 2012 году.

В структуре смертности в трудоспособном возрасте первые ранговые места занимают:

болезни системы кровообращения - 2,14 на 1 000 населения (в 2011 году – 2,26 на 1 000 населения);

травмы и отравления - 1,67 на 1 000 населения (в 2011 году – 1,92 на 1 000 населения),

злокачественные новообразования - 1,05 на 1 000 населения (в 2011 году – 0,84 на 1 000 населения).

В 2012 году отмечается небольшой рост младенческой смертности, данный показатель составил 7,8‰ (в 2011 году - 7,1‰), но при этом остается значительно ниже 2009 года, когда показатель был 10,4‰ .

В структуре причин младенческой смертности в Костромской области первые ранговые места на протяжении многих лет занимают:

1 место - отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде (42,2%);

2 место - врожденные аномалии (28,1%);

3 место - болезни органов дыхания (12,5%);

4 место - пищеварение (4,7%).

В Костромской области в 2012 году первичная заболеваемость среди всего населения уменьшилась на 6,0% с 796,1 на 1 000 населения в 2011 году до 748,7 на 1 000 населения в 2012 году (РФ - 797,4 на 1 000 населения, ЦФО –735,6 на 1 000 населения в 2011 году).

Основное место в структуре первичной заболеваемости населения области всех возрастов занимают болезни органов дыхания, на их долю приходится 50,8%, на втором месте - травмы и отравления - 12,4%, на третьем месте - болезни кожи и подкожной клетчатки - 4,6%.

Общая заболеваемость всего населения снизилась на 3,3% к уровню 2011 года с 1 491,5 на 1 000 населения в 2011 году до 1 441,9 на 1 000 населения в 2012 году (РФ - 1 604,0 на 1 000 населения, ЦФО – 1 493,8 на 1 000 населения в 2011 году).

Анализ заболеваемости со стойкой утратой трудоспособности в 2012 году свидетельствует о снижении на 1,4% количества лиц, впервые признанных инвалидами среди всего населения.

Показатель зарегистрированной заболеваемости туберкулезом среди постоянного населения области в 2012 году составил 34,5 на 100 000 населения против 28,6 случаев на 100 000 населения в 2011 году (в РФ в 2011 году - 66,7 на 100 000 населения). Увеличилась выявляемость туберкулеза при профилактических осмотрах на 8% в сравнении с 2011 годом. Процент охвата флюорографическим обследованием населения старше 15 лет в Костромской области остается стабильным (2011 год - 70,26%, 2012 год - 69,1%). Приобретенный в 2013 году мобильный флюорографический комплекс способствует увеличению охвата населения, в том числе отдаленных населенных пунктов флюорографическими обследованиями.

Заболеваемость злокачественными новообразованиями также выросла на 13%. Надо отметить рост удельного веса больных с 1-2 стадией заболевания и снижение удельного веса больных с 4 стадией заболевания.

В 2012 году зарегистрировано 18 444 лиц с наркологическими расстройствами, т.е. 2,7% общей численности населения. По сравнению с 2011 годом распространенность психических и поведенческих расстройств в Костромской области снизились на 3,7%.

В 2012 году в Костромской области зарегистрировано 1 272 больных наркоманией, или 190,8 на 100 000 населения (РФ - 237,5 на 100 000 населения). По сравнению с 2011 годом этот показатель снизился на 1,5%.

В результате реализации организационных, профилактических и медицинских мероприятий в рамках федеральной и областной целевых программ по вакцинопрофилактике в 2012 году удалось сдержать наиболее негативные тенденции в развитии эпидемической ситуации.

Снизилась заболеваемость острыми вирусными гепатитами В и С соответственно на 38,9% и 26,7%, не зарегистрированы эти заболевания среди детей от 0 до 17 лет включительно. Не выявлено носительство возбудителя вирусного гепатита В среди детского населения. Регистрировались единичные случаи заболевания краснухой среди населения, в том числе 1 случай среди детского населения.

В результате проводимой иммунизации в целом по области достигнуты нормативные показатели по охвату прививками детского населения, возрос охват прививками взрослого населения.

Охват прививками детей 1-го года жизни составил: при дифтерии - 96,8%; при полиомиелите - 97,4 %; при гепатите В – 97,0 %; при краснухе – 95,5%.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»