Действующий

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ (II ЭТАП) НА 1997-2000 ГОДЫ


 2.4.3. Высшее и послевузовское профессиональное образование


В Республике Коми функционируют 11 учебных заведений высшего и послевузовского профессионального образования (в том числе 3 самостоятельных высших учебных заведения - Сыктывкарский государственный университет, Коми государственный пединститут, Ухтинский индустриальный институт; и 3 филиала высших учебных заведений - Санкт - Петербургского горного института, Санкт - Петербургской лесотехнической академии, Кировского медицинского института, Ухтинский институт управления и международного бизнеса, 1 муниципальное высшее учебное заведение - Воркутинский институт управления, бизнеса, права, Республиканский институт повышения квалификации работников образования, Коми республиканская академия государственной службы и управления при Главе Республики Коми, Институт повышения квалификации при Сыктывкарском государственном университете).

Основными тенденциями в развитии высшего образования Республики Коми являются:

- переход на преимущественно непрерывную многоуровневую схему профессионального образования, включающую начальное, среднее и высшее профессиональное образование, систему послевузовского образования и переподготовку кадров;

- ориентация на преимущественно региональную систему подготовки и переподготовки кадров, создание условий для интеллектуального самообоснования и саморазвития региона;

- усиление регионального компонента государственных образовательных стандартов, выделение региональных блоков учебных дисциплин, увеличение доли регионально ориентированных учебных предметов в учебных планах учебных заведений высшего профессионального образования;

- создание и внедрение интеграционных образовательных программ, позволяющих существенно сократить сроки обучения, углублять профессиональные знания, умения, навыки, интегрировать специальности, специализации и профессии.

В течение 1993-1996 годов в области высшего образования произошли положительные сдвиги:

- открыты новые учебные заведения (филиалы): Сыктывкарский лесной институт, Воркутинский институт управления, бизнеса, права, Ухтинский институт управления и международного бизнеса, филиал Кировского медицинского института;

- открыты новые специальности (специализации) в существующих высших учебных заведениях: физическая культура и спорт, журналистика, регионоведение, социальная работа, геология (Сыктывкарский государственный университет), дошкольная педагогика и психология (Коми государственный педагогический институт), инженер - механик, инженер лесного хозяйства, экология и охрана среды (Сыктывкарский лесной институт), кроме того, в Коми государственном педагогическом институте введены новые дополнительные специальности "филология: коми язык и литература в основной средней школе", "культурология", специальность "труд" заменена на новую - "технология и предпринимательство";

- углубляются интеграционные процессы, связывающие начальное, среднее и высшее профессиональное образование в единую непрерывную сеть;

- возрастает прием в учебные заведения высшего профессионального образования республики.

Вместе с тем существуют и недостатки в развитии высшего образования республики:

- недостаточная материальная база существующих и вновь открываемых учебных заведений;

- практически отсутствуют современные технологии обучения и современные технопарки;

- не развивается социально - культурная сфера учебных заведений высшего профессионального образования;

- отсутствует эффективная система социальной защиты студентов и профессорско - преподавательского состава;

- не применяются современные информационные технологии, существуют трудности с комплектацией библиотек современной учебной и научной литературой;

- международные связи высших учебных заведений Республики Коми имеют разрозненный характер;

- отсутствует нормативная правовая база международного образовательного обмена, позволяющая заключать договоры с зарубежными учебными заведениями на выгодной для республики основе;

- учебные заведения высшего профессионального образования Республики Коми практически не представлены на мировом и европейском рынках образовательных услуг.

В условиях социально - экономических изменений в республике возрастает роль перспективного планирования высшего образования, современных российских и международных тенденций в развитии высшего образования, к которым относятся социологизация, гуманизация и международная эквиваленция высшего образования.

С учетом условий развития высшего образования в республике и основных тенденций его развития можно выделить следующие основные направления развития высшего профессионального образования:

- введение регионального компонента в образовательные стандарты высшего образования Республики Коми;

- выделение и обновление приоритетных направлений в развитии высшего образования республики;

- создание единой республиканской системы многоуровнего непрерывного образования, введение интеграционных моделей образования по схеме "учреждения начального профессионального образования (школа) - средние специальные учебные заведения - высшие учебные заведения - аспирантура";

- введение интеграционных образовательных программ по приоритетным направлениям развития высшего образования Республики Коми, в т.ч. целевых интеграционных образовательных программ по направлениям:

1. Языки и культура региона.

2. Экономика региона и информационные технологии.